Источник

Диодор пресвитер Антиохийский

Диодор, пресвитер Антиохийский, посвященный в епископа Тарсийского в 378 г.; ум. в 394 г.; был в качестве экзегета одним из учителей антиохийской школы и, в догматическом отношении, ее основателем. Он происходил из знатного рода в Антиохии, и изучал классическую литературу в Афинах, а христианскую ученость под руководством Евсевия Емесского (Иероним, Vir. Jll, с. 119). С таким запасом учености, он приступил к великому делу своей жизни – к защите веры православной и к осуществлению аскетического идеала христианских добродетелей. Представляя собою ходячий скелет, будучи, скорей, похож на тень, чем на человека, он вращался среди шумной жизни Антиохии, где язычники, евреи и христианские еретики всякого рода встречались и перемешивались между собою, споря по всем другим пунктам, но действуя в полном согласии в своих нападениях на православную церковь. У него, однако, было достаточно мужества и силы, чтобы выдерживать борьбу со всеми ими; и ревность, и успех, с которыми он поборол платоников, порфириян, манихеев и аполлинариан, сделали его имя одним из самых почитаемых и уважаемых в восточной церкви. Но, хотя во время господства ариан в Антиохии, он стойко боролся против них, собирая около себя останки православной церкви и совершая вместе с ними богослужение в разных потайных местах, и даже, когда это сделалось невозможным, посещая их поодиночке на дому; хотя собор Константинопольский (381 г.) назначил его, бывшего только епископом Тарсийским, митрополитом Киликии (Сократ, «Церк. Ист.», V, 8), а императорский эдикт (Cоd. Theodos. I, 16, 1, 1, 3) упоминает о нем, как одном из тех четырех епископов, которые давали решение по всем вопросам, касательно православия; хотя он был другом Василия Великого, и считал Златоуста среди своих учеников, – однако, едва прошло 50 лет после его смерти, как на его имя пала тень подозрения в ереси. Причиной этого был несторианский спор. Действуя согласно с общей тенденцией антиохийской школы и желая выдвинуть человеческий элемент во Христе, в противоположность чрезмерному идеализму Александрийской школы, он в своем споре с Аполлинарием, развивая теорию об отношении между двумя естествами во Христе, делил Богочеловека на два лица – Сына Божия, обитающего в сыне Давидовом, как в доме или в плаще. Столь механический взгляд, конечно, не мог удовлетворить более развитых христологических требований. Уже Кирилл Александрийский (432 г.) пытался осудить творения Д. и его ученика Феодора Мопсуестского, и осуждение действительно состоялось в 499 г.

Творения Д. имеют догматический интерес также и в других отношениях. Он был основателем космологического доказательства бытия Божии и восставал против учения о вечности мучения. Как экзегет, он преследовал и дальше развил принцип Антиохийской школы (см. под этим сл.).

Полный список творений Д. находится у Синды (изд. Бернгарда, I, р. 379), несторианского митрополита Эбед-Иезу (Ассеман Bibl. Orient. I, 3, р. 28) и у Фабриция (Bibi. Grace., ed. Harles, 9. p. 277).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle