Источник

Детерминизм

Детерминизм. Нравственная деятельность человека может иметь действительный смысл при том только условии, если совершается свободно. Если же человек не владеет «силой или энергией самоопределения в отношении к добру или злу», притом «ни от кого, и ни от чего не зависящей» (о. И. Л. Янышев), короче: если человек не владеет нравственной свободой, тогда все его поведение теряет свое нравственное достоинство и цену, тогда он не подлежит и нравственной ответственности. Учение, отрицательно относящееся к вопросу о наличности в человеке «нравственной свободы» и утверждающее, что вся нравственная деятельность (другой в виду не имеем) человеческая «определяется» (determinatur) только «необходимостью», обыкновенно, называется «детерминизмом». Для нас интересен только тот вид последнего, который касается исключительно нравственной области, и который выставляет те или иные возражения против признания различного по существу характера в течение жизни мира физического и мира нравственного. Но для того, чтобы не пришлось после повторяться, а, главным образом, для того, чтобы все, относящиеся к вопросу о нравственной свободе пункты были выяснены вместе, благодаря чему у читателя могло бы составиться более цельное (а не разрозненное) представление о всем деле, – будут изложены в статье о «свободе нравственной» и подробно оценены все существенные положения, какие с своей стороны выставляются детерминистами, и о каких в настоящем месте, поэтому, не говорим.

А. Бронзов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle