Девай Матфей Биро
Девай Матфей Биро, один из наиболее выдающихся венгерских реформаторов, род. в деревне Дева, в Трансильвании, в конце XV, или начале XVI в., и умер, вероятно, в Дебредзине, около 1547 г. В 1523 г. он учился в Краковском университете, где венгры из Трансильвании и Тейсской долины составляли особую нацию. В 1527 г. он сделался римско-католическим священником на своей родине, но в 1529 г. отправился в Виттенберг, где пробыл в течение полутора лет в доме Лютера. По возвращении домой, он стал проповедовать новое учение, сначала в Офене, затем в Кашау, и издал два памфлета De sanctorum dormitione (Об успении святых), направленных против почитания святых, а также более систематическое изложение богословия реформатов – в 52 положениях; эти два памфлета, однако, обращались только в рукописных списках, потому что в Венгрии дотоле не было печатного станка. По настоянию епископа Фомы Шалахази, он был арестован и содержался в тюрьме, сначала в Ликале, затем в Пресбурге и, наконец, в Вене. Однако вскоре был освобожден; но когда, немедленно вскоре после своего освобождения, он снова принялся за свое прежнее дело в качестве проповедника нового учения, то был арестован опять, и содержался в тюрьме почти три года (1532–1534). Освобожденный во второй раз, он поселился в Сарворе, в графстве Ваш, под покровительством графа Надасди, могущественного венгерского магната, который держал сторону реформации. В 1537 г. он опять посетил Виттенберг и оттуда отправился в Базель, где издал свое Disputatio и проч., опровержение Censurae и проч., которое Грегор Шегеди, провинциал францисканцев в Венгрии и член Сорбонны, написал против его 52 положений. По возвращении в Сарвар, он устроил там печатню, и издал свою Orthographia Ungarica, – первую, напечатанную в Венгрии, книгу и содержащую грамматику венгерского языка, а также извлечение из малого катехизиса Лютера, написанное по-венгерски. Вполне понимая, какого рода оружием реформация вернее всего может одержать победу в борьбе, он был, также, ревностным учителем в школе, которую основал в Сарваре другой венгерский реформатор, Иоанн Сильвестр. Но этой просветительной деятельности положен был внезапно конец нашествием турок, в 1540 г. Д. бежал в Швейцарию, и возвратился лишь в 1542 г. В Швейцарии он познакомился с воззрениями Цвингли на евхаристию, и принял их, и открыто проповедовал, к неудовольствию и смущенно Лютера и виттенбергских реформаторов. В один из последних годов своей жизни он издал «Руководство для употребления при религиозном преподавании в школах». Руководство было написано на венгерском языке и, вероятно, напечатано в Кракове. Он был также автором весьма популярного гимна, в котором излагаются основные начала протестантской веры.