Источник

Де-Ветте

Де-Ветте (De-Wette) – известный немецкий богослов, основатель так наз. в библ. критике критической школы. Сын паст. (род. 1780 г., умер 1849 г.), по окончании курса гимназии в Веймаре, где впервые получил интерес к археологии (под влиянием директора, изв. археолога Беттихера), поступил в Иенский университет, где слушал, между прочим, лекции Грисбаха и Павлюса, из которых последний уже успел тогда прославиться попытками рационалистического объяснения библейских чудес. Эти попытки, однако, не удовлетворили Д.; он занялся исключительно литературной критикой различных книг Св. Писания. В 1805 г. он издал диссертацию о «Второзаконии», утверждая, что оно не принадлежит автору других частей «Пятикнижия». Ту же мысль, но полнее и обстоятельнее, он развил в изданном в следующем году «Введении в Ветхий Завет», которое смелостью своей критики произвело громадное впечатление. Д. высказывает здесь мнение, сделавшееся основным принципом последующей библейской критики, – именно, что для удостоверения в подлинности священных книг недостаточно одних внешних свидетельств предания, а необходима критика, основывающаяся на самом их содержании.

Исходя из этого принципа, он пришел к отрицанию Моисеева происхождения «Пятикнижия», взятого в целом. Оно составляет в его глазах национальную эпопею еврейского народа и состоит из отрывков, соединенных в один сборник в различные времена и различными авторами. Так, по его мнению, автор, издавший книгу «Левит», жил позже того, который издал книгу «Исход», а отрывки, составившие книгу «Числ», были собраны еще позже. Самою позднею частью «Пятикнижия» Д. считает «Второзаконие», изданною уже незадолго до плена вавилонского, в царствование царя иудейского Иосии. Наиболее древние фрагменты Пятикнижия, по мнению Д., восходят не далее эпохи царя Давида. В 1807 г. Д. был назначен профессором богословия в Гейдельберге. Там он издал свой комментарий на псалмы, в котором отрицал подлинность многих приписываемых Давиду псалмов и так наз. мессианские псалмы объяснял соотношением с современными им событиями. В 1810 г. Д. приглашен был в новооткрытый тогда Берлинский университет, где встретился с Шлейермахером. Религия чувства, которую проповедовал последний, нашла горячее сочувствие в Д., который оставался человеком глубоко религиозным. В Берлине Д. написал лучшее свое ученое исследование – «Beiträge zur histor. Kritik. Einleitug in d. Alte Testaments», выдержавшее при его жизни 7 изданий. Находя, что в священных книгах евреев, как и в национальных летописях других народов, не все может считаться исторически достоверным, он утверждал, что в них важную роль играет мифология. До сих пор не потеряло значения составлен. Д. «Lehrbuch der hebräisch-jüdischen Archäologie» (1814, 4 изд. 1864 г.). Как бы сам испугавшись слепости своих критических суждений касательно св. книг, Д. долго не решался приложить их к книгам Нового Завета и старался найти в религиозной философии опорный пункт для примирения знания и веры. С этою целью он тщательно изучал Гегеля. Но критическая тенденция взяла свое, и в 1826 Г. явилось «Einleitung in d. Nene Testament», отличающееся совершенно теми же критическими приемами. Д. отрицает подлинность некоторых новозаветных книг, между прочим, Евангелия от Иоанна. В изданном позже «Egsegetiches Handbuch zum Neuen Testament» он, хотя и старался опровергать «Жизнь Иисуса» Штрауса, но уже окончательно стал на почву мифизма. Д. написал еще много других сочинений, в том числе два дидактических романа в которых он старался в легкой форме изложить свои идеальные воззрения на религию. Последние годы своей жизни Д. был профессором в Базеле. Разлад между убеждениями критического ума и требованиями религиозного сердца выразился всего яснее в стихотворении, найденном в его бумагах после его смерти. Оно начинается словами: «Я сеял семя, но где ж теперь созревшая нива». А за год до смерти, в предисловии к толкованию Апокалипсиса писал, выражая уверенность, «что нет спасения ни в каком другом имени, как имени Иисуса Христа распятого, и для человечества нет ничего выше, как осуществленное в нем богочеловечество и насажденное им царство Божие». Д. пользуется значительною известностью и в нашей богословской литературе, которая, при всем отрицательном отношении к нему, не могла не оценить его превосходной библейской археологии.

Жизнь и деятельнось Де-Ветте была предме­том многих монографий, из которых можно назвать: Шенкеля, 1849; Гагенбаха, Лейпциг, 1850: Липсиуса, Prot. Kirchenz. 1880 и др. См. Энц. Сл. Брокгауза и Ефрона под гл. Де-Ветте.

А. Л.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle