Источник

Двери

Двери в иконостасе. Их три: средние, двойные, называются «царскими» дверями или вратами (Типик. гл. 9 и 22) потому что на литургии через них исходит Царь славы для напитания верных Своим божественным телом и Своею божественною кровию. Они называются также «святыми» (Типик. гл. 23) потому что через них выносятся св. дары и непосвященным не дозволяется входить в оные; или «великими» (Послед. дня св. Пасхи, литург.), как по величине их, так и по величию благодатных даров, которых в них сподобляются верные, и по великому знаменованию их при богослужении, когда отверзание их изображает людям отверзстие небесного царства. Наконец, они называются «дольними» дверями (Нов. Скриж. гл. 8, § 2). Двери налево от средних называются северными, а направо – южными, или диаконскими, ввиду того, что они ведут в ту часть алтаря, где прежде устроялся диаконник, или сосудохранилище, а также и потому, что через них, обыкновенно, возвращается в алтарь диакон по окончании каждения и ектений. Об отверзании и затворении царских врат см. прот. К. Никольский. Пособие к изуч. устава, 1900 г., стр. 47–81. Алтарные двери (северные и южные) должны быть с замками (указ. Св. Синода 7 дек. 1830 г.). Все церковные двери должны открываться наружу (ук. Св. Син. 28 июля 1864 г.).

Н. М.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle