Даниил – два выдающихся сербских епископа
Даниил – два выдающихся сербских епископа. Из них:
1) Даниил (Якшич), православ. сербский епископ Карлштадтский (Хорватия), род. в 1715 г. в селе «Српске Моравице» (Хорватия). Юношей поступил в монастырь Гомирие, где и принял пострижение. Учителями Д. были епископы Карлштадтские: Даниил Люботина и Павел Ненадович. По выборе епископа Ненадовича в митрополита Карловицкого, Якшич был назначен администратором Карлштадтской, Северинской и Костаницкой епархий, а в 1750 г., по желанно и просьбе верных Карлштадтской епархии, был выбран синодом во епископа той же епархии. Д. вел крайне тяжелую и мученическую борьбу против унии в монастыре Марче и Жумберке, откуда его неоднократно прогоняли военные власти, которые, в то же время, с помощью войска разгоняли народ, массами сходившийся для того, чтобы увидеть своего любимого владыку. Если бы во время этой отчаянной и насильственной иезуитско-униатской пропаганды не нашлось такого энергичного и самоотверженного борца за православие, несомненно большинство православных сербов в Хорватии сделалось бы униатами. В этой страшной борьбе епископ Якшич находил поддержку в России и ее императрицах: Елизавете и Екатерине Великой. Что в России следили за этой борьбой, видно из того, что австрийское правительство поручило своему посланнику при петроградском дворе – графу Эстерхази, чтобы он, в случае, если его спросят при дворе про монастырь Марчу, только от своего имени («privatim») заявил, что и «императрице (Екатерине) было бы весьма неприятно», если бы Мария-Терезия стала вмешиваться в подобные дела русской империи». Во время своей тяжелой епископской службы Д. все-таки построил несколько величественных храмов и украсил их церковною утварью, а также открыл несколько школ для народа и духовенства. Сам он вел крайне строгую монашескую жизнь, был строг, но справедлив, и помогал бедным. После смерти митрополита Ненадовича, сербский народный конгресс в Карловцах в 1769 г. избрал еп. Д. митрополитом; но австрийское правительство, верное своему принципу: выбирать худшего из кандидатов, обвинив еп. Д. в сношениях с Россиею, принудило конгресс, выбрать в митрополиты епископа Иоанна Георгиевича. Когда императрица Мария-Терезия насильственно отняла у епископа Якшича монастырь Марчу и юрисдикцию в Жумберке, он умер с горя в 1771 г. Народ считает еп. Д. святым, а известный философ сербский Досифей Обрадович называет его «блаженным Божиим человеком»45.
2) Даниил II св., архиепископ сербский; был сыном богатых родителей и получил хорошее образование, вследствие чего был взят во дворец королем Стефаном Урошем. Принял монашество в монастыре Коньчульском (на берегу реки Ибр) от игумена Николая, после чего архиепископ Евстафий II, с согласия короля Стефана Уроша, назначил его игуменом афонского монастыря Хиландара. Когда крестоносцы стали грабить афонские монастыри и осадили Хиландар, то Д. храбро боролся, пока, наконец, не удалось ему разогнать врагов. Он помирил королей-братьев Драгутина и Милутина, отклонив войну между ними, и впоследствии венчал на королевство Душана Сильного. После смерти архиепископа Никодима, Д. II был избран на архиепископскую кафедру. Как архиепископ, известен своей борьбой против богомилов и происков Рима. Строил много храмов. Д. любил просвещение и сам описал дела некоторых сербских королей и архиепископов («Родослов»). Скончался 19 дек. 1338 г.
Даничиh. Животи кральева и архиепископа српских. Загреб. 1866, стр. 328–377. Филарет. Святые южн. славян. 4 изд., стр. 301–309; Летопис Матице српске. Кн. 183, стр. 136.
Душан Якшич.
* * *
Schwicker. Politische Geschichte der Serben in Ungarn. S. 153, 259, 260; Schwicker. Zur Geschichte d. kirchlichen Union in der Croatischen Militärgräuze. S. 26; Vaniĉek. Specialgeschichte der Militärgräuze. II. B. S. 582, 583; Грбиh. Карловачко Владичанство. II кн., стр. 19, 28, 78, 96, 119, 126, 159.