Источник

Галилея

Галилея (по-еврейски – Галил, Нав.20:7, 21:32; 1Пар.6:76; у 70-ти и в Нов. Зав. Γαλιλαία) – северная область Палестины, особенно известная из Евангелия. Так как эта земля была обитаема множеством языческих племен, то прор. Исаия (Ис.9:1) называет ее «Г. языческая». Впоследствии это название стало прилагаться и ко всей гористой возвышенности, лежащей между Иорданом и Средиз. морем, к которому примыкала равнина Ездрилонская. В эпоху Маккавеев мы видим уже эту область отделенной от Самарии и Иудеи. Г. составляла одну из трех главных частей Палестины к западу от Иордана (Лк.17:11; Деян.9:31). Она заключала в себе земли древних колен Асира, Нефеалима, Завулона и Иссахара. В целом, Г. представляла собою продолжение Ливана и так связана с ним, как, можно сказать, корень с деревом. Этой зависимости отчасти она обязана своим плодородием, ставящим ее даже и теперь много выше Самарии и Иудеи. И действительно, Ливан, скопляя в себе влагу, приносимую западными ветрами, насыщенными морскими испарениями, изобилует зимними снегами и орошает корни лесов сокровищами скопленной им в своих недрах влаги. Благодаря этому, при более обильных дождях образуются многочисленные потоки, орошающие страну. Поэтому мягкая температура на берегах, жаркая в долине Иордана и всегда свежая в горах. Воздух там живителен. Особенно в прежнее время: леса, луга, обработанные земли, поля, покрытые рожью и пшеницей, сады, огороды, виноградники, источники, озера и реки, многочисленные цветущие города придавали этой стране разнообразный и пленительный характер. В благословении Иакова и Моисея, относящемся к северным коленам (Быт.49:13, 14, 20, 21; Втор.33:18, 19, 23, 24) есть указание на эти богатства. В первый век нашей эры это был дивный уголок Палестины. Описание, оставленное нам И. Флавием (В. Иуд. 3:3, 2; 10, 8), рисует нам поистине чудную картину. Мягкость климата, красота природы, неистощимое плодородие почвы – все это было здесь. Особенно Тивериадское озеро было гордостью страны. Постоянно оживляемое лодками рыбаков, оно отличалось по берегам роскошной растительностью, изобиловало деревьями всех пород. Плодородие Г. не менее прославляется Талмудом. «Страна Неффалимова, говорит Талмуд Вавилонский, всюду покрыта плодородными полями и виноградниками. Фрукты в этой стране считаются чрезвычайно приятными на вкус». Особенно масло здесь производилось в изобилии. Вот почему, как говорит Св. Писание (Втор.33:24), Асир «окунал в елей ногу свою». Вино было более редко и вследствие этого более ценилось. Не было недостатка и в льне. Женщины изготовляли одежды из льняной пряжи, чрезвычайной тонкости. Несмотря на упадок, страна сохраняет еще остатки своей былой красоты. Леса уже более редки, но все же, кроме кустарников и ароматических растений, находятся еще многочисленные породы растительного царства: маслина, смоковница, дуб, теревинф, орешник, пальма, кедр, кипарис, сосна, дикая смоковница, тутовое дерево, апельсинное дерево и роскошный розовый лавр. В числе главных продуктов, кроме ржи и пшеницы, можно считать: индиго, рис, сахарный тростник, апельсины, груши, абрикосы и т. д. Рыба в Тивериадском озере превосходная. Ездрилонская равнина – это изобильная житница. Нет ничего красивее и свежее иорданских источников близ Телль-ель-Кади и Баньи. Наконец, меловой известняк, образующий Г., пробуравлен вулканическими скалами в окрестностях Сафеда и по берегам Генисаретского озера; отсюда теплые источники, находящиеся на западном берегу озера. Отсюда землетрясения, несколько раз разрушавшие страну. В 1759 и в 1837 годах Сафед был превращен в развалины. Последнее землетрясение погубило 5,000 человек в этом злополучном городе.

Население и города. И. Флавий (В. иуд. 3, 4, 2) представляет нам Г., заселенною до последних уголков, усеянною городами с многочисленным населением, число которого он, впрочем, преувеличивает. В своем сочинении «Жизнь», § 45, он насчитывает 204 селения и 15 укрепленных городов. Эта густота населения будет понятной, если принять во внимание благоприятные условия климата, богатство почвы, доходы с промышленности и торговли. В Хананейскую эпоху, когда эта северная область была поделена между четырьмя коленами Асира, Неффалима, Завулона и Иссахара, уже насчитывалось 69 важных городов, которые Библия перечисляет поименно (Нав.19:10–39). Колено Неффалимово имело 16 укрепленных городов – «еремибзор» (Нав.19:35–38). В книгах, относящихся к каждому из этих колен, можно найти названия этих древних городов. Мы приведем наиболее известные из Нового Завета, те, о которых говорят И. Флавий и Талмуд, чтобы дать представление о Г. в наиболее важную эпоху ее истории. Главным образом, жизнь сосредоточивалась на берегах Тивериадского озера. Теперь в одних только полуразрушенных стенах Табарье сохранилось движение, в прежние времена оживлявшее эти восхитительные берега. Во времена Спасителя по направленно к северу лежали города: Магдала, город Марии Магдалины, Капернаум, где по преимуществу жил Спаситель; Хоразин, подвергшийся от Христа проклятию; Вифсаида, родина апостолов Петра, Андрея и Филиппа. По направленно к южной конечности озера – Тарихея одно из укрепленных И. Флавием и взятых Титом мест (см. И. Флав., В. иуд. 2, 20, 6; 3, 10,1, 5). В этом же округе, на некотором расстоянии от берегов, находились Бефмаон (теперь Маун) и Арбелла (Ирбит), упоминаемая в Талмуде, вследствие производства там широко распространенных тканей, укрепленная И. Флавием (Ж. 37). В верхней Г. можно отметить: Кефар-Генания, жители которой были в большинстве продавцами горшков из черной глины; Акабара (теперь Акбара), где разводились фазаны и которую укреплял И. Флавий (В. иуд. 2, 20, 6; Ж. 37); Сефат или Сафед, один из наиболее важных в настоящее время городов, расположенный на возвышенности, с которой открывается чудный вид. Мерон (Мейрон, почти всегда упоминаемый в Талмудах вместе с Гуш-Галабой) славился своим изобилием масла. Эта последняя – древняя Гискала, укрепленная И. Флавием и дольше всех державшаяся против римлян (В. иуд. 2, 20, 6; 4, 2, 1, 5, назыв. теперь Эль-Джишь). Древние библейские города Кадес и Кана существуют теперь под теми же названиями. В нижней Г.: Гобара (Кербет Кабра) бывший, по И. Флав. (Ж.25:46), с Сепфоридой и Тивериадой одним из трех больших городов Г.; древняя Иотапата, знаменитая обороной против Веспасиана и где И. Флавий был взят в плен (В. иуд. 3, 4, 7–36; 8), в настоящее время Кербет; Джефат (Шефарам), куда синедрион перенес свои заседания после того, как покинул Ушу; Сиппри, очень важный город, о котором говорят Талмуд и И. Флавий (Древн. 14, 5, 3; 17, 10, 9; В. иуд. I, 7, 5 и т. д.), взятый Иродом Великим, сожженный Варом, восстановленный Иродом Агриппою, сделавшийся самым важным городом, командующим всей Г.; в настоящее время имеет еще 3,500 жителей и называется Сефурье; Вифлеем (Несерье), «Вифлеем близ Назарета», в отличие от Вифлеема Иудейского; Самария (И. Флав., Жизнь, 24), сохранившая до конца II века иудейское население, существует под названием Семупея. Города, наиболее известные в Нов. Зав. – Назарет и Кана (Кефр-Канна). Наконец, в Ездрилонской равнине и в равнине Иордана можно отметить Найм (Наин), примыкающий к Дже-бель-Дай или Малый Ермон, Бефсан или Скифополь (Бейсан), о котором один раввин сказал: «Если рай находится в Палестине, то Бейсан – дверь к нему» (И. Флав., В. иуд. 3, 3, 4, т. е. Джепим, древний Енгапин). Это краткое обозрение, обнимающее только главнейшие города Г., показывает нам, как повсюду, куда бы ни бросили мы взор, на возвышенностях и в равнинах, были большие скопления многочисленного, богатого и деятельного населения.

Дороги. Г. имела важные преимущества над другими областями не только благодаря богатству почвы, многочисленности жителей, но и по своему географическому положению и путям сообщения, связывавшим ее с соседними странами. В то время, как Иудея оставалась замкнутой страной, Г. была широко открыта. Ее пересекали дороги, тянувшиеся по финикийским берегам в Самарию, к Галааду, в Авран, Дамаск, равно как в Египет и Ассирию. Они пролегали не только по равнине Ездрилонской, долине Иордана и по широким плоскогорьям нижней Г., но пересекали и лабиринт гор верхней Г. На них указывают известные торговые пути, несколько разрушенных ханов (гостиниц), следы римских дорог. С древнейших времен до наших дней Дамаск имел выходы к морю, хотя они и изменялись с веками и в зависимости от политич. обстоятельств. Портами, служившими этому великому городу складочным местом, были: то Триполи, Бейрут, Сидон, то Тир, Акра или Каифа. Три последние были наиболее удобными и потому предпочитались другим. Одна дорога, пролегая у подножья Ермона, проходила Банью, пересекала Иордан у Тель-эль-Кади и через Абрику шла прямой линией к Тиру. Чтобы достичь Акки или Каифы, другая шла в юго-западном направлении близ Джизр-Бешат-Вакуб, к югу от озера Мером, пересекала границу обеих Г. или тянулась по берегу Тивериадского озера, чтобы сойти в Ездрилонскую равнину. Третья, со своими разветвлениями переходила Иордан на юге от Генисаретского озера и соединялась с сетью дорог великой равнины, служившей местом встречи древних народов. Дорога, проходившая по столь часто посещаемым берегам Тивериадского озера, пересекала колена Неффалимово и Завулоново и была именно тем «приморским путем», о котором говорит Исаия (Ис.9:1), возвещая о божественном свете, который Мессия должен пролить на эти страны. Г. была, таким образом, изрезана массой дорог, пересекавших ее с востока на запад и сходившихся к важнейшим пунктам на побережьях Средиземного моря и Иордана. Другие дороги испещряли ее в обратном направлении, пролегая по приморской равнине с юга на север, или извиваясь по холмам в том же направлении, напр., через Сафат и другие важные пункты.

История. Израильтяне, поселясь в Палестине, сохранили в своей среде много покоренных хананеян (Суд.1:30–33, 4:2). Эта слабость послужила для них источником частых затруднений. С другой стороны, благодаря соседству языческих народов, языческий элемента всегда оставался довольно сильным в этой области (Нав.9:1). Он сделался господствующим, когда Феглавфелассар, царь Ассирии, увел в плен обитателей верхней Г. и земли Неффалимовой (4Цар.15:29; И. Флав., Древн. 9, 11, 11, 1). По возвращении из плена, в эпоху асмонеев, иудеи были очень малочисленны среди этих народностей, которые вследствие этого притесняли их. Однажды они послали просить защиты у Иуды Маккавея, говоря, что жители Птолемаиды, Тира и Сидона, и все галилейские народы соединились против них, с целью их погубить. Иуда поручил защиту их своему брату Симеону, который отправился с трехтысячным войском, нанес ряд поражений язычникам, около трех тысяч которых пало под его ударами, затем привел с собою в Иудею, к радости всего народа, галилейских иудеев с их женами, детьми и всем имуществом (1Макк.5:14–23, 55; И. Флав., Древн. 12, 8, 2). При Иоанафане Маккавее могущество Асмонеев быстро возросло и распространилось на Г. (Древн. 13, 2, 3; 4, 9; 5, 6). Иоанафан нанес поражение полководцу Дмитрию в Кадесе (1Макк.11:63–74; Древн. 13, 5, 6); но кончил тем, что сам попал в ловушку, устроенную ему Трифоном, хотя две тысячи человек, посланных им в Г., успели благополучно возвратиться в Г. (1Макк.12:47–52; Древн. 13, 6, 2). Г. сделалась частью царства Асмонеев и, без сомнения, пользовалась общим благоденствием в правление Иоанна Гиркана. Может быть, именно в эту эпоху иудеи начали поселяться в этой области. Понятно, что плодородие почвы и удобства для торговли должны были привлекать массу переселенцев с менее богатых холмов Иудеи. В 47 году до P. X. Антипатр, будучи правителем Иудеи, доверил управление Г. своему 25-летнему сыну Ироду (Древн. 14, 9, 2), который позже сделался царем. По его смерти Ирод Антиппа сделался четвертовластником Галилеи и Переи (Древн. 17, 8, 1), каковую должность исполнял до своего изгнания, в 39 г. после P. X., т. е. в течение периода, совпадавшего со временем земной жизни Спасителя (Лк.3:1;23:7). Затем страна досталась Ироду Агриппе I, после которого перешла к римскому прокуратору Иудеи, за исключением маленького округа, отданного Ироду Агриппе II. В таком положении она оставалась до окончательного крушения всего народа. Галилея, главным образом, Евангелию обязана тем местом, которое она занимает в мировой истории. Именно там в «Галилейском городе Назарете» воплотился Сын Божий, провел Свои детство и юность. Там раздалась Его первая проповедь, с которой Он выступил на путь Своего служения (См. Лк.1:26, 2:4,39, 4:14,16; Мф.2:22, 23, 4:12–13, 21:11; Мк.1:9, 14). «Кана Галилейская» была местом совершения Его первого чуда (Ин.2:1, 11, 4:46); «Капернаум Галилейский» служил Ему местом пребывания, когда Он покинул Назарет, и видел многочисленные знамения Его могущества и Его божественного учения (Мф.4:13, 9:1, 11:20; Лк.4:31). «Море Галилейское» было свидетелем многих важнейших событий Его общественной жизни, как призвание апостолов, укрощение бури, чудесный улов рыб и т. д. (Мф.4:18, 15:29; Мк.1:16, 7:31). Иисус Христос ходил по Галилее, щедро изливая повсюду по городам и деревням знамение Своей благости. Толпы приходили из самых захолустных деревушек, чтобы видеть и слышать Его. ( Мф.4:23, 25; Мк.1:14, 28, 39, 3:7; Лк.4:44, 5:17, 23:5). Там именно Он преобразился на горе (Мф.17:1; Мк.9:2; Лк.9:28); и, наконец, являлся своим апостолам, тоже галилеянам, по воскресении (Мф.26:32, 28:7, 10, 16; Мк.14:28, 16:7). Таким образом, Галилея была колыбелью христианской веры, местом деятельности и проповеди Спасителя в продолжение значительного периода Его служения. Удивительно ли, что столько страниц Евангелия отражают физический и нравственный облик этой страны. Чудеса, проповеди, притчи Спасителя, события Его повседневной жизни, все это картина, воскрешающая перед нашими глазами богатства и красоты природы, а также и нравы этой страны. Припомним отдельно нагорную проповедь (Мф.5–8); воскрешение сына наинской вдовы (Лк.7:11–16); умножение хлебов (Мф.14:13–21; Мк.6:31–44); брак в Кане Галилейской (Ин.2:1–11); призвание Левия и пир у него (Лк.5:27–39); притчи о сеятеле, о горчичном зерне (Мф.13), и т. д. Ничто не ускользнуло от взгляда и внимания Господа Христа. Небо, земля, море, хлебные поля, цветы, трава лугов, рыбы, птицы – все служило Ему основой для Его дивных поучений. Будучи родиной Спасителя и апостолов, Галилея после разрушения Иерусалима сделалась религиозным центром иудеев, местом их самых блестящих школ и резиденцией их наиболее знаменитых раввинов. В некоторых местах находятся прекрасные остатки их синагог. Тивериада особенно сделалась их святым городом. Там утвердились устные законы и предания, на которые так часто делал намеки Спаситель и из которых в начале III века образовался обширный сборник под названием Мишна и «повторение», или «второй закон», дополненный позже Гемарой. Вместе эти два сборника образовали Талмуд Иерусалимский. Там же появилась Масора или критический труд на еврейский текст Библии, плод долгого и добросовестного изыскания. О характере и диалекте жителей Галилеи – см. под словом Галилеянин.

Литература: Vigouroux, Dictionnaire de la Bible, art. Galilee; N. Reland, Palestina. Утрехт 1714, I ,127–129,180–184, 306–307; А. P. Stanleu, Sinai and Palestine, Лондон 1866, 361–387; А. Neubauer, La geographie du Talmud, Париж 1868, стр.177–240; V. Guerin, Galilee, Париж 1880, т. I (ст. 76–82, границы и общее описание) и II; Survey of Western Palestine. Memoirs, Лондон. 1881–1883, т. I; S. Merrill, Galilee in the Time of Christ, Бостон, 1881; Лондон, 1885; Conder, Handbook to the Bible, Лондон, 1887, ст. 208; 311–314, 318; Tent Work in Palestine. Лондон, 1889, ст. 71–87; G. A. Smith, The historical Geography of the Holy Land, Лондон, 1894, ст. 414–435; F. Buhl Geographie des alten Palestina, Фрейбург в Бризгау и Лейпциг, 1896, ст. 72–74, 82, 107, 103, 214–237. А также много статей и исследований в «Палест. Сборнике» и др. изд. Импер. Палест. Общества.

Р.Л.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle