Источник

Григорий (Георгий Петрович Постников)

Григорий (Георгий Петрович Постников), митрополит. Сын диакона Московской епархии, родился в 1784 г., высшее образование получил в только что преобразованной тогда Петербургской дух. академии, которую окончил со степенью магистра. Сразу по окончании курса, оставшись бакалавром академии, принял монашество 25 августа 1814 г., в 1817 г. возведен в архимандрита, в 1822 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии. В 1825 г. он назначен на Калужскую кафедру, в 1829 г. возведен в архиепископа, перемещен в Рязань и сделан членом св. Синода, в 1831 г. перемещен в Тверь, в 1848 г в Казань, на коронации в 1856 г. лично возведен в митрополита, а через месяц получил и Петербургскую кафедру, здесь и скончался 17 июля 1860 г., в 3-м часу утра. Преосв. Г. отличался широким образованием, твердостью в догматах и преданиях, ревностью к церковной службе и соблюдению церковного устава, проповедничеством, заботами о водворении мира и любви между пастырями и пасомыми, борьбою с расколом и другими лжеучениями, содействием переводу богослужебных книг на языки татарский в Казани и финский в Петербурге, строгим аскетизмом и тою прямотою характера, которая не допускала его быть причастным какой-либо партии. Он всегда был сам по себе и не стеснялся никому говорить правду открыто. Ни к кому он никогда не применялся, а между тем, неуклонно шел по пути повышений, потому что его умственная и нравственная сила делали то, что без него не могли обойтись. В бытность ректором академии и викарием ему пришлось принимать участие в руководящих сферах тогдашних религиозно-философских Петербургских направлений – сначала мистицизма, а потом борьбы с ним. В бытность митрополитом он вступал в литературную полемику с развивавшимся тогда противоверием («Свечки в тьму и сумрак» – ряд статей в «Дух. Беседе»). Ему обязаны своим возникновением три духовных журнала: в Петербурге «Христианское Чтение» (с 1821 г.) и «Духовная Беседа» (с. 1858 г.), в Казани – «Православный Собеседник». Казанская академия обязана ему развитием своего миссионерского отделения. В Твери он часто посещал места, населенные раскольниками, их скиты и часовни, и сам вступал в беседы и прения с заблуждающимися. Несмотря на слабый голос, говорил проповедь в каждый воскресный и праздничный день. Лично, в качестве председателя Петербургского комитета (в бытность в Петербурге с 1850 г.), он принимал самое деятельное участие в переводе богослужебных книг на татарский язык. В Петербурге ему обязан высоким своим развитием лаврский хор. Преосв. Г. с 1817 г. был доктором богословия. Его докторская диссертация – Commentatio de prophetis in genere. Его записки по догматическому богословию в свое время были руководством для всех академий. В «Христ. Чтении» он напечатал из этих лекций учение о Боге едином и учение о Троице (1822 г.), и др. Его сочинения в отдельных изданиях вышли, главным образом, в бытность его в Казани: «Истинно-древняя и истинно-православная церковь», чч. 1 и 2, Спб. 1855, дополн. издание 1859; «Ответ единоверца старообрядцу да его возражения», Спб. 1856; «Житие святителей и чудотворцев Гурия и Варсанофия», Спб. 1853; «Слова или беседы на все воскресные и праздничные дни в году», тт. 1–3, изд. 2, Спб. 1850; другой год – Спб. 1853, в 2х частях; «День святой жизни, или ответ на вопрос: как мне жить свято?», Спб. 1894 (1-е изд. 1853). Его мечтою было убедить всех неопровержимыми научными доказательствами в истинности православной церкви. Он и сам писал по этому предмету, и обеим академиям, к которым был причастен, Казанской и Петербургской, оставил капитал на премии за сочинения на такую тему.

«Истор.-статист. сведения о Спб. епархии», вып. 8 – «История Казанской академии». Знаменского. – «Обзор» Филарета.

С. Рункевич.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle