Источник

Григории, патриархи Константинопольские

Григорий I, Богослов, архиепископ Константинонопольский. См. выше.

Григорий II, патриарх Константинопольский, занимал патриарший престол с 11 апреля 1283 по июнь 1289 года. Это был один из замечательнейших византийских писателей и церковно-общественных деятелей. Г., в мире Георгий, родился в 1241 году на острове Кипре, от родителей, прежде богатых и знатных, а потом, когда остров был покорен франками, потерявших свое прежнее значение, учился сперва в школах острова, но не достиг здесь больших успехов, вследствие непонимания латинского языка, на котором совершалось преподавание, и, стремясь к знанию и отличаясь любовью к науке, тайно от родителей бежал в Никею, представлявшуюся древними Афинами для желавших учиться, по обилию школ и людей ученых. Но сначала он около шести месяцев прожил в Ефесе, где тогда у всех на устах было имя знаменитого ученого Никифора Влеммида, надеясь сделаться его учеником. Несмотря на все усилия, он не мог, однако, осуществить этого своего желания, так как Влеммид оказался совершенно недоступным для чужестранца и бедняка. Любознательный юноша, борясь с нищетою, прибыл, наконец, в Никею, к этому дивному, казалось, и многожеланному источнику учености. Но, увы! Оказалось совсем другое. «Тамошние ученые, пишет в своей автобиографии патриарх Г., ничему другому не учили, да и не могли учить, кроме грамматики и пиитики, да и тем учили поверхностно, а что касается риторики и философии, равно и других наук, которые преимущественно следует изучать и знать всякому, о тех они и краем уха не слыхали». Все это сильно опечалило Г. К счастью, в 1261 году Михаил Палеолог освободил от латинян Константинополь, который, вслед за тем, сделался и центром просвещения. Г. прибыл сюда и сделался учеником Акрополита, у которого изучал философию Аристотеля, геометрию Евклида и арифметику Никомаха. Здесь же Г. прекрасно изучил риторику. Вообще, по образованно он был одним из выдающихся среди византийских ученых, хорошо был известен и императору Андронику II, по желанию которого и занял патриарший престол. Время управления Г. церковью было весьма тревожное, вследствие возникшего в ее недрах арсенитского движения и иных бедствий, вызванных царившей тогда свободой от всякого стеснения в действиях. «Тогда, – пишет в своей автобиографии Г., – каждый искал собственного своего удовольствия, чести и выгоды, а не ближнего, и не того, что было угодно Богу; церковь же была полна смут и беспорядков, всем хотелось в ней начальствовать и предписывать законы, а быть подначальным и подчиняться божественным законам никто не хотел, так что к тогдашнему ее положению было вполне применимо и оказывалось совершенно справедливым изречение Платона, что «не для всех полезна свобода, а некоторым полезно рабство и жизнь под страхом до самой старости и смерти». Против Г. восстали, прежде всего, арсениты, которые нашли в нем не союзника себе, а противника. Затем, сторонники церковной унии с Римом, число коих было многочисленно, вступили с Г. в жаркую полемику по поводу разностей в учении церкви восточной и западной, и причинили патриарху много беспокойства. Самым сильным противником Г. был Иоанн Векк, человек весьма ученый и красноречивый; он резко нападал на Г. в своих сочинениях, изобличал его в неправомыслии и совершенно поколебал в современном обществе авторитет патриарха и как ученого, и как администратора. Даже друзья Г. отказали ему в своей поддержке в трудных обстоятельствах его положения, и причинили ему ряд больших разочарований. «Сколько вдруг постигло нас напастей, ужасов и треволнений», – писал Г. в 1288 году в письме к императору Андронику Палеологу Старшему; – а все оттого, что многие были ошеломлены грамотой Векка, которую он прислал (в столицу) в огромном количестве списков для раздачи всем, если можно. Город разделился на два лагеря: одни готовы защищать его, а другие полагают, что он сам должен защищаться в своей дерзости. «Как все это на меня действует, легко поймет всякий, кто меня знает». Описав дальше волнения и смуты в народе, вызываемые «нечестивыми сонмищами врагов церкви» (арсенитов и приверженцев унии), патриарх просит императора поскорее созвать собор, для того, чтобы зло не распространилось слишком далеко. Патриарха волновали не только церковные смуты, но и невзгоды в общественной и политической жизни: притеснения народа, грабеж и хищничество, произвол властей и т. п. Но жалоба патриарха не встретила у императора сочувствия. Когда Г. увидел, что и самые надежные и любимые им люди вооружились против него и что ни царь, ни кто другой из людей сильных ему не помогает, то он, признавши это судом Божиим и возмездием, свыше ему положенным и определенным, простился с выгодами своего положения и удалился на покой в монастырь Пресвятой Богородицы Одигитрии, а потом в монастырь св. Андрея, где и скончался в 1290 году. Один из учеников Г. Никифор Хумн в одном слове пишет о нем: «Г. был моим руководителем и воспитателем, он посвятил меня в тайны (знания) и был моим учителем в течение всей своей жизни, он был весьма сведущ в мудрости, велик в слове, удивителен в жизни, его родиной был Кипр, а потом он был архиереем и учителем всей вселенной».

Патриарх Г. известен многими литературными трудами богословского и светского содержания. Из богословских произведений на первом месте надо поставить «Изложение свитка веры против Векка», представляющее официальный факт низложения Иоанна Векка на Константинопольском соборе 1283 года; акт составлен Г., как председателем собора, и был подписан всеми его членами. Содержанием свитка служит вопрос об исхождении Св. Духа. По поводу этого свитка епископ Иоанн Хила представил императору Андронику Палеологу Старшему записку с критикой некоторых мест в сочинении Г. В ответ на эту записку и с целью ее опровержения патриарх Г. представил на имя того же императора «Грамоту» (λίβελλος) и «Исповедание» (Όμολαγία). Затем Г. принадлежит специальный трактат «Об исхождеиии Св. Духа (Άντιρρητικός)», написанный им еще до патриаршества; он вызвал особый ответ Иоанна Векка. В свою очередь, Григорий написал общий ответ всем его противниками в коем защищается от нападок на его свиток и другие труды («Άπολόγια πρὁς τήν κατά τοῦ Τόμου μέμψιν ίσχυρότἀτη). Полемические труды Г. очень важны для характеристики византийской догматической мысли XIII века. Г. известен и как церковный оратор. Ему принадлежат, например, похвальные слова в честь св. великомученика Георгия и св. Евфимия, епископа Мадитского (ум. между 989–996 г.); первое слово является образцовым в риторическом отношении, а второе имеет и историческое значение. Из светских произведений Г. особенно важна «Автобиография», любопытная по ясности и простоте изложения и искренности тона. Большой исторический интерес имеют и письма Григория, число коих простирается до 200; они адресованы преимущественно на имя его ученика Феодора Музалона, иные – Георгию Акрополиту, императорам и высшим духовным лицам; к сожалению, письма Г. еще не изданы и хранятся в рукописях, известно лишь письмо императору Андронику Старшему, упомянутое выше. Напротив, панегирики Михаилу и Андронику Палеологам имеют значение лишь в риторическом отношении, так как отличаются витиеватостью и неискренностью. Небольшое значение имеют и другие риторические произведения Г., в виде речей, похвальных слов (например, к морю и, вообще, ко всей воде). Наконец, любопытная школьная книга (σχολικόν βίβλίον), составленная Г. для его учеников и еще не изданная; она состоит из перевода прозой басен Эзопа, мифологических рассказов (об Энее, Ифигении и пр.) и пословиц, помещенных в конце книги. В общем Г., написал немного сочинений. Это объясняется тяжелыми обстоятельствами его патриаршества, телесными недугами и постоянными работами по переписке произведений древних ученых, как он сам говорит в своей автобиографии. «Человек он был бедный, – пишет о себе Г-ий, а книги любил как зеницу ока, к тому же у него был довольно хороший почерк, и так как денег на приобретение этих драгоценных сокровищ у него не было, то он приобретал их своим личным трудом». Относительно внешней стороны своих сочинений, Г. пишет следующее: «а что все его произведения отделаны не с одинаковой тщательностью, это, разумеется само собою; что замечаем мы у ремесленников, то же бывает и здесь: как позднейшие их произведения бывают лучше ранних, вследствие навыка и упражнений, так и у писателей, и риторов труды зрелых лет бывают совершеннее первоначальных. Что касается словесных форм, то он был весьма разборчив в выборе выражений, больше всего хлопотал о ясности, возвышенности, благородстве, строгости стиля и добрых правилах нравственности, в соединении с некоторым благозвучием и сочетанием слов не совсем обыкновенными». Эти свойства в литературных произведениях Г. находит и византийский писатель Никифор Григора, который пишет в своей истории: «При богатых дарованиях и примерном трудолюбии Г., можно сказать, вывел на свет и оживил благородную музыкальность, отличающую греческие сочинения, и аттически звучащую речь, с незапамятных времен скрывавшуюся в глубине забвения». И новейшие ученые с большим одобрением отзываются о сочинениях Г., примечательных как в отношении содержания, так и со стороны изложения.

Литература. 1) Сочинения Г. напечатаны у Миня, Patrolog. graeca, t. 142. Русский перевод некоторых из них сделан ум. проф. И. Е. Троицким в «Христианском Чтении» за 1870 г., т. 2 и за 1889 г., т. 1–2, и епископом Арсением в «Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв.» за 1889 г. (приложение – «Похвала св. Евфимию»). 2) Никифор Григора, Римская история. Рус. пер. Спб. 1862. 3) Георгий Пахимер, История Михаила и Андроника Палеологов. Русский пер. Спб. 1862. 4) Karl Krumbacher, Geschichte der byzantiniechen Litteratur. München. 1897. 5) Μανουήλ Гεδεώv, Πατριαρχικοί πὶνακες. 6) Проф. А. П. Лебедев, Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV века. Издание 2. Μ. 1902. 7) И. Е. Троицкий, Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты. Спб. 1873.

Григорий III, по фамилии Мамма, а по прозванию Мелиссин и Стратигопул, занимал патриаршую кафедру в 1445–1450 годах. До патриаршества он долгое время жил простым монахом, а потом был протосинкеллом вселенского патриарха и близким к императору Иоанну Палеологу человеком. Как сторонник унии Византии с Римом, он присутствовал на Ферраро-Флорентийском соборе и горячо защищал необходимость церковного единения между востоком и западом. Это еще больше сблизило Г. с императором, который избрал его даже своим духовником, а когда патриарший Константинопольский престол оказался вакантным, содействовал его возведению в патриаршее достоинство. Однако новый патриарх, отличавшийся умом и образованием, не был угоден духовенству и народу, вследствие своего расположения к унии и тяготения к Риму. Его измена православию и церкви возбудили против него сильное недовольство, и Г. вынужден был удалиться с престола. Он уехал в Рим (1452 г.) и жил здесь до самой своей смерти, последовавшей в 1459 году. Здесь он пользовался большим уважением, а по смерти был прославлен как святой и чудотворец. Г. известен и литературными трудами полемического содержания, направленными в защиту унии. Из них изданы: «Апология против исповедания Марка Ефесского» и «Ответ на окружное послание того же Марка». Здесь Г. в противоположность православному исповеданию и посланию Марка, предлагает свои, составленные в латинском духе, а кроме того, старается доказать, что определения Флорентийского собора согласны с учением древних отцов и учителей церкви. Автор пользуется теми же аргументами, которые встречаются у Иоанна Векка и других защитников унии. Кроме того, известно послание Г. к Трапезунтскому императору «О прибавке в символе веры», сходное по содержанию с аналогичными произведениями других, склонных к унии, греческих богословов. Неизданными остаются следующие сочинения Маммы: об опресноках, о блаженстве святых и о власти римского папы.

Литература: 1) Сочинения Григория Маммы напечатаны у Миня, Patrologia graeca, t. 160. 2) Krumbacher, указ. соч. 3) Μ.Γεδεών, указ. соч. 4) Проф. А. П. Лебедев, указ. соч.

Григорий IV, по сообщению Мануила Гедеона, занимал патриарший престол только 33 дня, с 17 мая до 18 июня 1623 года, так как вступил на престол при содействии иезуитов, низложивших и его предшественника Кирилла Лукариса. Он сначала был митрополитом Амасийским. Его избрание на патриарший престол вызвало сильный протест в греческом духовенстве и народе. Собор Константинопольских архипастырей поспешил низложить его и удалить из столицы. Он был сослан на остров Родос, откуда более и не возвращался.

Григорий V, один из замечательнейших святителей греко-восточной церкви, занимал Константинопольскую кафедру трижды (1797–1798, 1806–1808 и 1818–1821 гг.). Он в мире именовался Георгием, родился в 1751 году в городке Димитсане, в Пелопоннесе, от бедных родителей, учился на родине, в Афинах, в Смирнской евангелической школе и у знаменитого дидаскала Даниила Керамевса, в его богословской школе при монастыре св. Иоанна Богослова на Патмосе. По окончании учения, Г. состоял архидиаконом и протосинкеллом митрополии в Смирне, а потом и занял местную кафедру. В звании Смирнского митрополита, Г. заявил себя плодотворною деятельностью: он усердно занимался просвещением народа посредством проповеди, весьма много заботился об устройстве народных школ, о материальном обеспечении духовенства и внешнем благополучии своей паствы; в то же время, он отличался самым простым образом жизни и аскетическою настроенностью. В 1797 году (1 мая) он был избран на вселенскую кафедру. Первое его патриаршество было ознаменовано многими примечательными деяниями: он возобновил здание патриархии, учредил патриаршую типографию, заботился о благоустройстве церквей и монастырей, а особенно об открытии школ и распространении в народе истинного просвещения, стремился упорядочить жизнь и быт высшего и низшего духовенства, желая сделать его достойным своего высокого назначения, заботился о внешнем благополучии греческого народа и охранял его от насилия и произвола турецких властей. Но мероприятия Г., направленные против некоторых злоупотреблений в деятельности высшего духовенства, восстановили против него многих митрополитов, которые и вошли на него с жалобой к турецкому правительству. Г., как человек «крутой и неспособный соблюсти народ в покорности», был Портою низложен с кафедры (19 декабря 1798 года) и удален на Афон. Здесь он, в течение семи лет, любомудрствовал вместе со старцами Иверского монастыря и занимался учеными трудами. В октябре 1806 года Г. вторично занял патриарший престол. Его архипастырская и административная деятельность во второе патриаршество была прямым продолжением прежних его трудов: по прежнему патриарх Г. особенно ревностно заботился о народном просвещении, требовал от монахов точного соблюдения монастырского устава, а от архиереев постоянного руководства в своей деятельности церковными канонами, ставил на первом плане интересы церкви и веры, соблюдал аскетическую простоту в личной жизни и был строг в оценке поступков других. 10 сентября 1808 года, после низложения султана Селима III, который благосклонно относился к Г., и последний лишился своей кафедры. Он сначала жил в монастыре Христа Спасителя на острове Принкипо, был потом в Халкидоне и Драме, а после опять был удален в Иверский монастырь на Афоне. Отсюда Г. в третий раз был приглашен (14 декабря 1818 г.) на патриаршую вселенскую кафедру. И опять патриарх больше всего заботился о народном просвещении, советуя обращать преимущественное внимание на изучение родного языка и литературы, призывал духовенство и дидаскалов распространять в народе истинное знание в духе православной церкви, учредил при патриархии должность постоянного иерокирикса, основал (в 1819 году) благотворительное учреждение, под именем «Кружка милосердия (Κιβώτιον τοῦ έλέους»), с целью оказывать материальную помощь бедным и больным грекам и т. д. В 1821 году вспыхнуло восстание греков против турецкого ига, охватившее собою весь эллинский народ и имевшее полное свое оправдание в законном его стремлении к свободе. Восстание сопровождалось ужасными жестокостями с той и другой стороны, потоками крови, которая залила весь Пелопоннес, заревами пожаров, вандальским истреблением греческих храмов и монастырей, многочисленными жертвами из знатных греков светского и духовного звания, иногда ни в чем неповинных. Патриарх Г. оказался в крайне затруднительном положении. С одной стороны, он был представителем, в глазах турецкого правительства, греческого народа и ответственным за все его поступки, а с другой – он не мог не сочувствовать грекам в их естественном стремлении освободиться от жестоких поработителей и врагов христианской веры. По требованию Порты, патриарх 11 марта 1821 года издал страшную отлучительную грамоту против инсургентов и призывал их к повиновению турецкой власти; но грозный, вынужденный его голос не произвел на греков никакого действия, грамота осталась без прочтения, и проклятие никого не устрашило: восстание шло своим чередом. Однако патриарх ничего не предпринимал для своего спасения, он не отрекся от престола, как сделал бы другой, малодушный и слабый человек, и даже отказался от бегства, когда опасность стала угрожать и его жизни, и когда окружавшие его лица советовали ему тайно оставить Константинополь, предоставив в его распоряжение и корабль, и деньги. Патриарх всецело предал себя воле Божией и даже принес себя в искупительную жертву за свой народ и его свободу. Известно, что 10 апреля 1821 года, в первый день Св. Пасхи, патриарх Г., по приказанию султана Махмуда, был повешен на воротах патриаршего дома. Его тело три дня пробыло на открытом воздухе, потом было продано евреям с тем, чтобы они отдали его на съедение собакам, но было выкуплено греками и отправлено в Одессу: в 1871 году оно было перевезено в Афины. Мученическая смерть патриарха Г. поразила ужасом всю Европу, а в среде греков она создала чувство священного благоговения к памяти знаменитого и доблестнейшего святителя. Поистине, этот иерарх церкви Константинопольской заслуживает самого высокого прославления за свои замечательные труды в области церковно-общественной жизни греков, за солидное образование, горячий патриотизм и спасительную смерть.

Из литературных трудов патриарха Г. известно изъяснение на Шестоднев св. Василия Великого, напечатанное им в основанной им типографии.

Литература. 1) Άγγελόπоυλος, Τά κατά τὁν αοίδιμον πρωταθλητήν τοῦ ίεροῦ τῶν έλλήνων άγῶνος τὁν πατριάρχην Κωνσταντινουπόλεως Γρηγόριον τόν Е. Τόμος 1. Αθήναι. 1865. 2) Βιος καί πολιτεία τοῦ ιερομάρτυρας Γρηγορίου τοῦ E. πατριάρχου Κ-πόλεως. Αθήναι. 1853. (Русский перевод в «Прибавлениях к изданию творений св. отцев», часть ХIII. Москва. 1854). 3) Μανουήλ Γεδεών, Паτριαρχικοί πίνακες. 4) Διоμήδης Κυριάκός, Εκκλησιαστική ιστορία, τόμ. 3. ’Αθήναι. 1898. 5) Проф. Ф. А. Курганов, Устройство управления в церкви королевства греческого. Казань. 1871.6) Проф. А. И. Лебедев, История греко-восточной церкви под властью турок. Т. I. Μ. 1896. 7) И. Соколов, Очерки истории православной греко-восточной церкви в XIX веке. Спб. 1901 (и во втором томе «Истории христ. церкви в XIX в.», издание А. П. Лопухина). 8) Отчет о годичных занятиях профессорского стипендиата казанской духовной академии Алексея Преображенского (Протоколы заседаний Совета Каз. акад. за 1900 г.); здесь указана и журнальная греческая литература о Григории V.

Григорий VI дважды занимал Константинопольскую патриаршую кафедру (1835–1840 и 1867–1871 г.). Он родился в 1798 году в селе Фанараки на Босфоре, учился в Ферапийской школе, состоял великим архидиаконом и великим протосинкеллом патриархии, а потом митрополитом Пелогонийским и Серрским. В звании патриарха Г. обнаружил выдающуюся деятельность. Он строго требовал от духовенства и народа точного соблюдения догматов веры и церковных канонов, ревностно охранял православную паству от злокозненных нападений иноверной пропаганды, побуждал духовенство учить народ в храме и вне его, в чистоте соблюдать православную веру, осудил буквальный перевод св. Писания с оригинального греческого на простонародный разговорный язык, а особенно много положил трудов на благоустройство народных школ и процветание просвещения. Он учредил церковную школу на Фанаре и многие народные в Константинополе и вне его, обратился к монастырским властям с окружным посланием по поводу открытия при монастырях школ для обучения кандидатов священства, следил за направлением обучения и воспитания в народных школах в духе православной церкви и учредил в 1836 году «Центральную Церковную и Духовную Епитропию». Задача этой епитропии состояла в надзоре за школами и учителями и в заботах о материальном их обеспечении. Ближайшее заведование Константинопольскими школами было возложено на главного инспектора – члена епитропии, который был обязан посещать школы, следить за обучением и воспитанием, наблюдая главным образом за истинным церковно­религиозным направлением того и другого, и т. п. Епитропия цензировала также школьные книги, подвергала учителей экзамену, контролировала школьных ефоров (попечителей), заботилась о безбедном существовании школ и т. п. Епитропия находилась под председательством самого патриарха. Она оказала громадные услуги делу народного просвещения в Константинопольской церкви, так как внесла в школьное дело единство, систему, контроль, коих прежде не было. В личной своей жизни патриарх Г. отличался строгостью и суровостью, был тверд и непреложен в своих решениях. Вообще, в немногие годы своего первого патриаршества Г. упрочил за собою славу мудрого и проницательного правителя, высокого подвижника и ревностного пастыря своего духовного стада. Разумеется, такой святитель не был приятен различным врагам православной церкви и веры, особенно инославным миссионерам, которые, при содействии английского посла Редклифа, и добились низложения доблестного архипастыря. В течение 26 лет он проводил частную жизнь, а потом вторично занял вселенскую кафедру (10 февраля 1867 г.). Его вступление в управление церковью радостно было приветствовано всем православным миром, а митрополит Московский Филарет писал ему: «Ревнители мира и благосостояния святых Божиих церквей в православной российской церкви или, лучше сказать, вообще, российская церковь на ваше, святейший владыко, пребывание в устранении от патриаршего вселенского престола долго взирала с мыслию: для чего светильник не на свещнице? О, если бы на свещнице был светильник! Наконец, она увидела с радостью, с каким сильным единодушным желанием и священноначалие, и благочестивый народ Константинопольской церкви обратились к вам, призывая вас вновь на вселенский престол. Второе патриаршество Г. было менее благоприятно для церкви и прошло, главным образом, в улаживании известного греко-болгарского вопроса. Потеряв надежду удержать болгар в подчинении вселенской патриархии и не желая служить орудием запальчивых ревнителей греческой народности, Г. в августе 1871 года отказался от кафедры. Он поселился в селении Арнаутквей (Μἐγα Πεῦμα), на Босфоре, близ Константинополя, здесь и скончался в 1881 году и погребен в местном храме Архистратига Михаила.

Литература – вышеуказанные сочинения Мануила Гедеона, профессора А. П. Лебедева и И. Соколова.

И Соколов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle