Источник

Гитциг

Гитциг Фердинанд – ученый экзегет и критик Ветхого Завета. Сын рационалистического проповедника (род. в Бадене, 1807 г.; ум. в Гейдельберге, 1875 г.). он изучал богословие в Гейдельберге под руководством Павлюса, в Галле под руководством Гезениуса, в Геттингене под руководством Эвальда, которому посвятил своего «Исаию», как «основателю новой науки еврейского языка и ветхозаветной экзегетики». В 1830 г. он сделался доцентом в Гейдельберге и в 1832 г. был приглашен в Цюрих, где оставался до 1861 р., когда был избран преемником Умбрейта в Гейдельберге. В Цюрихе Г. публично высказался в пользу приглашения Штрауса. Это был человек, с одной стороны, без страха и лицемерия, с другой – без полемического темперамента и казуистического остроумия. В сущности, он был человек благочестивой натуры и не только любил Ветхий Завет, но и старался служить царству Божию своими исследованиями. Он пользовался уважением своих коллег и друзей, и в этом отношении не лишены значения слова Кейма, сказанные им в посвящении своей «Истории Иисуса Назаретского»: «Памяти Ф. Г., честного человека без страха, верного друга без обмана, гордости Цюриха и Гейдельберга, смелому и неутомимому созидателю библейской науки». Как экзегет и критик, Г. отличался неутомимостью, проницательностью, непоколебимой любовью к истине и основательной ученостью. Он усердно работал в области текстуальной критики, но многие из его положений не выдерживают критики. Лучшее его сочинение есть «Комментарий на пророка Исаию». Нельзя не согласиться, что перевод обнаруживает руку мастера, но, вместе с тем, нельзя не пожалеть о том, что автору не удается понять религиозный дух пророка, и он вместо того, чтобы держаться естественного смысла, старается отыскивать самое неправдоподобное. Это особенно нужно сказать о второй части «Псалмов» (Гейдельберг, новое дополн. изд. 1863–65 г.), где автор, с полною серьезностью не только относит большую часть псалмов за век до Рождества Христова, но и излагает обстоятельства, при которых каждый псалом был написан, с такою точностью, как будто и в самом деле есть для этого какие-нибудь точные данные. В 1869–70 гг вышла в свет его «История народа Израильского», доведенная до 72 г. до Р. X. Книга, по обычаю, изобилует многочисленными произвольными предположениями. Странствование в пустыне, напр., он ограничивает всего только четырьмя годами. Вообще, Г. высказывал много смелых предположений и там, где в них не было никакой надобности. То, что воспрепятствовало этому даровитому и любящему истину исследователю сделаться замечательным экзегетом и надежным историком, это был недостаток того, что можно назвать здравым смыслом. Эвальд совершенно справедливо жаловался, что Г. сделал то, что есть наиболее прекрасного и нежного в Песни Песней Соломона, неприятным и отталкивающим. Но, несмотря на это, он всегда будет занимать видное место среди своих современников, и его сочинения долго будут служить источником полезного изучения для многих.

Кроме уже упомянутых сочинений, Г. написал: «Понятие критики, практически объясненное из Ветхого Завета» (Гейдельберг, 1831 г.); Комментарии на Иеремию (1841 г., 2-е изд. 1866 г.), Иезекииля (1847 г.), Экклесиаст (1847 г.), Даниила (1850 г.), Песнь Песней (1855 г.), Притчи (Цюрих, 1858 г.), Малых Пророков (3-е изд. 1863 г.), Иова (Гейдельберг, 1874 г.). Он также писал и по Новому Завету: «Иоанн Марк и его творения» (Цюрих, 1843 г.); «К критике Павловых Посланий» (Лейпциг, 1870 г.); «Пасха и Пятидесятница, – к хронологии Ветхого и Нового Завета (Гейдельберг, 1838 г.): «Надгробная надпись Дария» (Цюрих, 1840 г.); «Библейское богословие и мессианские пророчества» (изд. Кнейкером, Карлсруэ, 1880 г.), и проч. Г. также был сотрудником «Библейского Лексикона» Шенкеля и многих журналов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle