Источник

Гистасп или Гидасп

Гистасп или Гидасп. Среди христиан в первом веке ходило пророческо-апокалипсическая книга, которая представляла собою, будто бы, творения персидского или мидийского мудреца и царя Г., и содержала пророчество о Христе и Его царстве. Это было одно из тех лже­эпиграфических сочинений, которые в то время появлялись в большом числе, в различных видах, с апологетической целью. Вообще, они приписывались какому-нибудь лицу Ветхого Завета. С проникновением христианства в языческий мир, делалась попытка не только истолковывать действительные изречения древних языческих мудрецов и поэтов в христианском смысле, но и сочинять языческие пророчества о христианстве. Самым замечательным произведением этого рода были так называемые Сивиллины книги, которыми много пользовались апологеты и отцы церкви от II до IV века; к числу их принадлежат и «Пророчества Гистаспа» (Vaticinnia Hystaspis). Об этой книге упоминают трое древних писателей – Иустин (Аро1. 1, 20,44), Климент Александрийский (Strom. 5, 6, 43) и Лактанций (Instit. div. 7, 15, 18; Epistom. 2, 69). Об авторе Иустин и Климент ничего не говорят, но Лактанций прибавляет, что это был древний мидийский царь, живший до Троянской войны. Несмотря на хронологическую путаницу, Лактанций, по-видимому, разумеет здесь отца царя Дария I, о котором Аммиан Марцеллин (23, 6) говорит, что он научился многой мудрости и многим тайнам от браминов Индии, и, в свою очередь, сам их научил магии. Киафий, визант. историк VI века, говорит (Hist. 2, 24) о Г., как о современнике Зороастра, не решая вопроса, был ли он или нет одно и то же лицо с отцом Дария. Очевидно, здесь мы встречаемся со следами персидских мифов о Бактрийском царе Вистаспеили Г., современнике Зороастра, и можно с уверенностью предполагать, что «Пророчества Г.» основаны были на персидских воспоминаниях, хотя дошедшие до нас скудные отрывки книги не позволяют составить определенного мнения о ее форме, содержании и или цели.

См. у Вальха, De Histaspae в Comment. Societ., Gotting. II, 1779, Шюрер, Ист. иуд. пар., 3-е изд. III т., 450–453, а особенно в Oracula Sibyllinai, изд.Париж, 1856 г., и Geffcken’a (Берлин 1902) II, 257.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle