Источник

Глаголев Сергей Сергеевич

Глаголев Сергей Серг. – доктор богословия, ординарный профессор Московской духовной академии по кафедре «Введения в круг богословских наук». Высшее образование получил в Московской духовной академии, где кончил курс в 1889 г. со степенью кандидата богословия и с правом на искание степени магистра богословия без новых устных испытаний. Как блестяще кончивший (вторым) курс богосл. наук, он был оставлен на год при академии и занимался естествознанием при моск. университете, в качестве профессорского стипендиата; по прошествии же года – в 1890 г. назначен преподавателем в Вологодскую духовную семинарию, где пробыл только до 1892 г., когда был удостоен звания исполняющего должн. доцента Московской дух. академии по кафедре Введения в круг богословских наук. В 1894 г. защищал диссертацию: «О происхождении и первобытном состояния рода человеческого»; хотя защита прошла вполне удовлетворительно и диссертация заслужила, в общем, одобрение со стороны рецензентов, однако же, в виду высказанных одним из них замечаний о необходимости более точных способов выражения в некоторых случаях для установления более правомыслящих воззрений, Св. Синод, предварительно утверждения магистранта в искомой степени, поручил его диссертацию на прочтение преосвященному Анастасию, епископу Воронежскому, и только в 1896 г., согласно с отзывом преосвященного рецензента, утвердил в этой степени («Журн. сов. Моск. дух. акад.» 1894 г. ср. 1896 г., стр. 223–224). В 1896 г. Г. удостоен был сначала звания доцента акад., а затем и экстраординарного профессора. Уже будучи на кафедре Введения в круг богословскпх наук, он, для пополнения своего образования, ездил заграницу.

Из литературных трудов проф. С. Глаголева – прежде всего заслуживает внимания магистерская диссертация «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого» (Москва, 1894 г.). Сочинение это носит характер полемический; направлено против теории Ч. Дарвина. Как свои собственные рассуждения автор обосновывает путем естественно-научным, на фактах, так и опровержению подвергает преимущественно фактические доводы дарвинистов в пользу их теории, а не обобщения только; причем со своей стороны автор приводит новые многочисленные факты, направляющие мысль к выводам, противоположным дарвинизму. «В 17 главах своей огромной диссертации автор погружается то в область геологическую, зоологическую и антропологическую, то физиологическую и анатомическую, то археологическую и историческую, то, наконец, чисто богословскую, экзегетическую», почерпая отовсюду нужный ему богатый материал. «И сделанного автором вполне достаточно, чтобы непредубежденный читатель мог усмотреть, что учение о родстве между человеком и обезьяной основывается и поддерживается не фактами и законами мысли, а материалистическими предубеждениями эпохи. Отрадное впечатление производит и то обстоятельство, что мысль автора направлена очень твердо и совершенно чужда того неодобрительного преклонения пред самозваными авторитетами ложного естествознания, в коем, к сожалению, повинны столь многие апологеты религии, особенно из протестантов». (Из отзыва архимандрита Антония, рект. Моск. дух. акад., Журн. Совета на 1894 г., засед. 4 июня). – Кроме диссертации г. Г. известен и другими литературными трудами, каковы: «Религия, как предмет изучения» («Богосл. Вестн.», 1897 г., отд. оттиск, Москва, 1898 г.); – «Протоиерей Феодор Александрович Голубинский, как православно-христианский философ («Вера и Раз., 1898 г., II), «Гадания ученых о происхождении мира» (ib., 1896, т. XI, отдельн. оттиск, Харьков, 1898г.); «Больной целитель» (о Шлаттере) («Богосл. Вестн.», 1896 г., отдельн. отт., Серг.Пос., 1896г.); «Запретные идеи» (ib., 1886 г., отд. отт., Москва, 1897 г.); «Секция по наукам о религии на третьем международном конгрессе римско-католических ученых» (ib., 1896 г.); «Новые веяния в области естествознания» (ib., 1896г.); «Мнимое открытие» (ib., 1896 г.); «Астрономия и богословие» (ib., 1896 г. IX-X); «Конец земли» (ib.); «Протоиерей Феодор Александрович Голубинский» (Его жизнь и деятельность) (ib., 1897 г., XII); «Происхождение жизни» («Христ. Чтен.», 1898 г., II-X); «Протестантское богословие на театральной сцене» (письмо из Берлина по поводу трагедии «Иоаннн Креститель» Зудермана) («Христ. Чт.», 1898 г., I-III); «Религия, как предмет изучения в Париже» (ib.,VIII) и др. Кроме того, проф. С. Г. принадлежат многие статьи в отделе критики и библиографии «Богословского Вестника». Таковы, наприм., – «Новая книга по психологии животных» Хэдсон (Hudson); «Анализ вселенной в ее элементах», Густава Афольфа Гирпа; «Всемирный потоп», проф. Неймайр, «История земли», перев. под ред. проф. Иностранцева (1898 г., VI) и др. В самое последнее время проф. Г. помещены статьи в «Вере и Раз.» 1900 г. (VI): «Естественное богопознание» – докторская диссертация, доставившая автору от Синода и половинную Макариевскую премию; в «Бог. Вестн.» 1900 г. (IХ); «Очерки по истории религии»; в «Чт. в общ. любит. духовн. просв.» ему принадлежит также несколько статей, каковы: «Древность человека»; «Антропологическая проблема в настоящее время» и др. Наконец, ему принадлежит много статей и в «Православной Богословской Энциклопедии». Вообще, это один из самых плодовитых писателей-богословов нашего времени, и наша богословская наука имеет все основания ожидать от него многого в будущем.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle