Источник

Герцеговина

Герцеговина (древн. Захолмье, Захлумия или Хумская земля), – издревле сербская земля, находящаяся с 1878 г., вместе с Боснией, во временной оккупации Австро-Венгрии. Занимая пространство в 9,141 кв. км., Г. насчитывает в настоящее время более 200 тысяч жителей и граничит на севере с Боснией, на востоке – с принадлежащим Турции Ново-Базарским санджаком, на юге с Черногорией и на западе с Далмацией и Адриатическим морем, с которым соприкасается только в двух точках: у г. Клека, в проливе Статьо и у г. Суторина, в бухте Бокко Которской. Подавляющее большинство населения принадлежит к коренному сербскому племени, незначительная же часть состоит из пришлых элементов – албанцев, цыган, евреев и немцев. Коренное население, хотя и образует одну юго-зап. ветвь сербского племени, но исторические условия резко разделили их на три группы: православных, римско-католиков и магометан. Православные, составляя сплошное население в вост. и южн. частях Г., образуют одну правосл. епархию – Мостарскую, в коей 75 приходов, 82 священника, 19 монахов и около 70,000 прихожан. Римско-католики преобладают в зап. части Г., насчитывают около 78,000 душ и образуют два викариатства: Требинское, управляемое иезуитами и подчиненное епископу Рагузскому, и Герцеговинское, находящееся в заведовании францисканцев из сербов. Мусульмане наиболее многочисленны на севере, составляют около 52,000 населения. Хотя приверженцы всех трех исповеданий и принадлежат к одному сербскому племени, но эту национальность в действительности признают только одни православные герцеговинцы. Для простого народа серб значит – православный и наоборот – православный – это непременно серб. Римско-католики и отчасти магометане пользуются покровительством австро-венгерского правительства, православные же терпят постоянные обиды. Находясь во временной оккупации Австро-Венгрии, Г., вместе с Боснией (см. Босния), составляют в гражданско-политическом отношении одно нераздельное целое и состоят под особым, одинаковым для обеих провинций, управлением.

История Герцеговины. Захолмье, Захлумия или Хумская земля, как называлась в древности нынешняя Г., составляла особое княжество (жупанство), которое, однако, подобно Боснии, никогда не имело полной самостоятельности и постоянно находилось в некоторой зависимости от тех или других из своих соседей. С самого начала появления там сербов Хумская земля находилась под правлением сербских удельных князей. Один из первых ее князей, имя которого известно в истории, Михаил Вышевич, правил страной в первой половине X века. Со смертью Михаила, хумская земля в течение ста лет переходила от одних соседей к другим, и только в 1168 г. великий жупан Сербии Стефан Неманя присоединил ее к своим владениям. Войдя в состав сербской державы, она более полутораста лет управлялась князьями из рода Неманичей. С постепенным ослаблением сербского государства Захолмье стало тяготеть к Боснии, к которой формально присоединилось в 1325 году. Утвердившаяся вслед за тем в Хумской земле династия князей Храничей, хотя и находилась в ленных отношениях к Боснии, но правила страною почти независимо. В 1448 г. один из князей дома Храничей, – Стефан Вукцич отдался в ленную зависимость императору Фридриху III, от которого получил титул герцога, отчего и вся страна с тех пор получила название Г. В 1483 году Г. была покорена турками и с того времени до 1831 года составляла вместе с Боснией одну турецкую провинцию, над которой в одинаковой степени тяготело турецкое иго, сильно отразившееся на ее народной жизни, а особенно на ее вероисповедном вопросе, совратив массу местного сербского дворянства в магометанскую веру. В 1831 году турецкое правительство отделяет Г. от восставшей в то время Боснии и образует из нее самостоятельную провинцию с отдельным султанским визирем. Когда, однако, начиная с конца 50-х годов, в Г. разражаются одно за другим восстания, ее, в качестве двух санджаков, снова присоединяют к боснийскому вилайету, которым управляют с редкостным в летописях истории ожесточением. Последнее приводит к памятному герцеговинскому восстанию в 1875 году, послужившему началом к русско-турецкой войне 1877–78 гг. Последовавший вслед за этой войной Берлинский трактат не оправдал ожиданий герцеговинцев, с которых, хотя и сняли тяжелые турецкие цепи, но временно отдали под более просвещенное австро-венгерское иго, тяготеющее над ними до сих пор.

История церкви и вообще религиозных движений в Герцеговине. Г., подобно Боснии, была и остается страной печального разноверия. Собственной верой герцеговинцев было православие, проникшее к ним еще в IX столетии. На первых порах своего существования оно сталкивается с католической пропагандой, с которой беспрерывно, по сие время, ведет отчаянную борьбу. К ней присоединились впоследствии, сначала, проникшая туда из Боснии богумильская, или патаренская ересь, а затем и магометанство. Уже в начале X в. первый известный в истории князь Хумской земли Михаил Вышевич принадлежал к католической церкви и вместе с хорватским королем Томиславом созвал церковный собор в Спалато, на котором запретил существовавшую уже в то время у герцеговинцев славянскую литургию. До времени св. Саввы православные герцеговинцы не имели собственного епископа и обращались в своих церковных нуждах к единственному для всех сербов епископу Рашскому. При св. Савве, Захолмье, принадлежа в государственном отношении к Сербии, получило первую собственную епископскую кафедру, переименованную впоследствии в митрополию, которая названа была по имени области «Захолмскою». После переименования Захолмья в Г., захолмские митрополиты стали называться Захолмскими или Герцеговинскими; они же до сих пор стоят во главе православной герцеговинской иерархии. В настоящее время митрополитом герцеговинско-захолмским состоит Серафим Перович, с местопребыванием в кафедральном городе Мостаре. Кроме последней уцелевшей митрополии, в Г. существовали еще недолгое время православные епископские кафедры – Милешевская и Петровская.

Латинство появилось в Г. почти одновременно с православием, но его проповедники не имели сначала успеха. Только, когда Захолмия в государственном отношении стала переходить из одних рук в другие, между православными и католическими соседями, то в те промежутки времени, когда она находилась под властью последних, в ней более прочно обосновались латинские пропагандисты. В XII столетии римско-католики имели уже в Боснии свою особую еп. кафедру, к которой принадлежало и все римско-катол. население Г. Вслед за распространением латинства, туда проникает из соседней Боснии богумильская или патаренская ересь и находит много приверженцев в рядах герцеговинского боярства. С подпадением же Г. под власть турок, богумильская ересь совершенно исчезает и на ее месте возникает новая религия – магометанство. По примеру прочих славянских стран, герцеговинской знати было предложено на выбор: смерть или обращение в ислам. Нетвердые в началах религиозного исповедания, герцеговинские бояре, принадлежавшие большею частью к ереси богумильской, легко отрекались от христианства и принимали ислам, благодаря которому сохраняли свое привилегированное положение на родине. Новые прозелиты оказались фанатичнее самих османов и всею тяжестью своего господства насели главным образом на беззащитное православное население Г. Последнее постоянно выставляемо было на самые гнусные обиды. Сначала над православными издевались одни латинские миссионеры, потом к ним примкнула патаренская ересь, и, наконец, над ними черной тучей нависло магометанство. Но со времени австро-венгерской оккупации гонение на православную церковь принимает самые ужасающие размеры. Полное диких ужасов, оно продолжатся до сих пор. Цель этой политики австро-венг. правительства заключается в том, чтобы посредством всевозможных репрессивных мер, стереть в Г. всякий след православия и водворить на его место латинство. Последнему Австро-Венгрия оказывает самую сильную поддержку, отчего и рост его поражает своими быстрыми успехами. В настоящее время число католического населения превышает число православных на целых 8 тысяч. Картина печального положения православной сербской церкви в Г. производит еще более удручающее впечатление при сознании, что она оторвана не только от православных русской и сербской церквей, но даже и от церкви Константинопольской, и совершенно оставлена на произвол судьбы. Истинными сербами считают себя одни только православные, да незначительная часть, приходящих понемногу в сознание, магометан, тоже подверженных разного рода гонениям и лишениям. Римско-католическое же население называет себя босняками или хорватами. Г., равно как и Босния, находится в настоящее время на военном положении; для нее существуют специальные законы, благодаря которым там существует безграничный произвол и бесконечные злоупотребления и самоуправство. Свобода веры и национальности стеснена в высшей степени. В то время, когда покровительствуемые правительством латинские святыни отличаются благолепием и число их ежегодно увеличивается, православные церкви находятся в крайне ветхом состоянии, а богатые когда-то православные монастыри частью разрушены, частью влачат самое жалкое существование. Только одна народная любовь и сильная к ним привязанность местного православного населения оберегает их от неминуемой гибели. Среди последних особенно славятся: монастырь во имя св. Троицы, близ г. Таслиджа; Дужи, около г. Требинья; Завала, построенный по народному преданию Константином Великим; Житомислич, основанный в 1563 г. предками выселившегося в Россию рода Милорадовичей; Милешево, в котором погребен св. Савва, первый архиепископ Сербский, и другие.

Главнейшая литература: Е. Голубинский, «Очерк истории правосл. церквей (Захолмия, или Герцеговина») Москва, 1871 г. Г. Б., «Герцеговина в историческом, географическом и экономическом отношениях», С.-Петербург, 1875 г. А. Гильфердинг, «Босния, Герцеговина и Старая Сербия», Спб., 1873 г. А. Харузин, «Босния и Герцеговина», Спб., 1901 г. Много статей также в разных славянофильских изданиях: Известиях Слав. общества, Руси, Русской Беседе и др. Spаlaikovitch, La Bosnie et l’Herzegowine, Paris, 1899. Bozidar Nikaschinovitch, Bosnien und die Herzegovina, Berlin, 1901–1902 г.

В. Драгомирецкий.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle