Источник

Герсон

Герсон Жан Шарлье, знаменитый богослов и один из основателей галликанизма, известный под названием «Doctor christianissimus» («самый христианский учитель»), род. в деревне Жерсон, в Реймском диоцезе, 14 дек. 1363 г.; ум. в Лионе 12 июля 1429 г. Его родители были крестьяне; его мать, по одному свидетельству, была «второй Моникой». В 1377 г. он вступил в Наваррскую коллегию в Париже и через пять лет позже занялся изучением богословия под руководством Петра Дайльи и Жилля де-Шамп. К 1387 г. он уже пользовался таким влиянием, что университет избрал его одним из своих представителей ходатайствовать перед папой Климентом VII об осуждении доминиканца Иоанна Монсона, отрицавшего непорочное зачатие Пресвятой Девы. В 1392 г. он был преемником Петра Дайльи в должности канцлера Парижского университета, находившегося тогда в зените своей славы. Как богослов, Г. во многих своих богословских сочинениях восставал против схоластизма, против его бесполезных и несостоятельных тонкостей. В своем сочинении «О преобразовании богословия» (1400 г.) он настаивал на изучении Библии и отцов церкви. Будучи номиналистом в философии, он держался мистического направления в богословии. Это был, однако, не немецкий мистицизм XIV века, старавшийся разрешить тождество индивидуальности смелым погружением разума в божество и услаждением мечтательными религиозными чувствами. Среди многих его трактатов о таинственной жизни наиболее важное есть сочинение Dе monte contemplacionis («О горе созерцания»). Но главным предметом деятельности Г. была его попытка внести порядок и мир на место церковной смуты своего времени и определить права и отношение церкви к папе. Отсюда он справедливо считается основателем галликанизма и предтечей Боссюэта. Папский раскол в одно время угнетал его до такой степени, и попытки исцелить его казались столь безнадежными, что он оставил должность канцлера и общественную жизнь, и только после пятилетнего отшельничества вновь уговорен был возвратиться в Париж, около времени бегства папы Бенедикта XIII (1403 г.). Г. опять посвятил себя делу исцеления раскола, чего и старался достигнуть сочинениями и личными обращениями к Бенедикту. К другим своим трудам он присоединил еще труды проповедника (1408 г.), в качестве каноника одной из церквей Парижа. На соборе в Пизе (1409 г.) он, вместе с Петром д'Айльи, оказывал преобладающее влияние. Тут, как и на соборе Констанцском (1414–1418 г.), он действовал по принципам, изложенным в некоторых из его трактатов, именно, что вселенские соборы независимы от папы, имеют высший авторитет и могут осуждать и низлагать папу. Он предложил потребовать обоих соперничествующих пап на собор, но так как они отказались явиться, то собор низложил их обоих. В 1410 г. появилось его сочинение «О средствах к объединению и преобразованию церкви на вселенском соборе», где подтверждается опять превосходство церкви над папой и право государства или епископов, в случае его отказа, созывать общие соборы. Правда, папа есть наместник Христа, но peccator et ресcabilis (грешник и погрешимый), подобно всем другим христианам. В Констанце Г. стоял во главе французской депутации. В одной весьма сильной речи он призывал собрание проявить свой законный авторитет как стоящий выше папы. В своем сочинении: De auferibilitate рарае ab ecclesia, написанном во время заседаний собора, он, подтвердив авторитет соборов, говорит, что в делах учения, как и в других делах, нужно обращаться к этому именно авторитету, так как папа не непогрешим. Пятно лежит на жизни Г. в том участии, которое он принимал в осуждении Иоанна Гуса на этом соборе. Он резко обвинял Гуса и представил 19 еретических положений, извлеченных из его сочинений. По окончании собора он не мог возвратиться во Францию, вследствие ожесточенной враждебности герцога Бургундского, и нашел себе убежище в Баварии. После этого он еще деятельно продолжал свое писательство и был приглашен в новооснованный университет в Вене, но отклонил это приглашение. После смерти герцога Бургундского (1419 г.) он возвратился на свою родину и последние десять лет своей жизни провел в Лионе. Будучи уже седовласым старцем, он посвящал себя обучению детей, и, когда приблизилась его кончина, еще раз собрал их около себя, чтобы помолиться вместе с ними.

Лучшие издания сочинений Г. – издание Парижское (1606 г. в 3 том.) и Антверпенское (1706 г. в 5 т.). Г. неосновательно приписывают известное сочинение «Подражание Христу», о чем см. п. сл. Фома Кемпийский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle