Герцог Иоганн Иаков
Герцог Иоганн Иаков, нем. богосл. основатель знаменитой протестантской «Реальной богосл. Энциклопедии», известной под его именем и выходящей теперь в третьем издании под ред. Гаука (см.); род. в 1805 г., в Базеле, в семье купца; учился с 1823–29 г. в своем родном городе, где находился под влиянием Де-Ветте, и в Берлине, под руководством Шлейермахера Неандера. В 1835 г. он сделался в Лозанне профессором церк. истории в тамошней академии рядом с приглашенным в 1837 г. Вине; был представителем нем. богословия, особенно неандерского направления. Так как он не хотел подчиниться революционному правительству 1845 г. в его насильственных мерах в отношении церкви, то в 1846 г. сложил с себя профессуру и в 1847 г., по предложению Толюкка, познакомившегося с ним в Лозанне, приглашен был в качестве орд. профессора в Галле, и в Берлине получил степень доктора богословия. С целью собрать и изучить разбросанную и находившуюся в рукописях литературу о вальденсах, для чего он особенно вступил в личные сношения с вальденскими студентами в Лозанне, он в 1851 г. предпринял, с пособием от прусского правительства, ученое путешествие в Женеву, Гренобль, Париж и Дублин, и затем в своем сочинении (1853 г.): «Романские вальденсы» показал, что, вопреки господствовавшему дотоле мнению, они появились только в XII веке. Уже в 1848 г. в Германии возникла мысль об издании Богословской Реальной Энциклопедии, но революция задержала осуществление этой мысли. Когда вновь наступили более спокойные времена, исполнение этого дела, по совету Толюкка, поручено было Г., который особенно пригоден был для этого, как по своей научной деятельности, так и по примирительному направлению мысли. В 1854 г., в бытность его уже профессором в Эрлангене, появился первый том знаменитого издания, которое, несмотря на его громадность, получило такую распространенность, что в 1877 г. потребовалось второе издание, которое Г. было доведено до XI-го тома. Труды по этому изданию настолько поглотили все время Г., что он должен был оставить свою университетскую деятельность, хотя и не оставляя самостоятельных ученых трудов. Так, в 1876 г. начал выходить и в 1882 г. закончился его большой труд под заглавием: «Очерк всеобщей церковной истории, в 3 т., от основания христианства до XVIII века», причем история XIX века уже после его смерти обработана была Кофмане (Эрланген, 1887 г.). Этот труд, по замыслу автора, должен был заменить собою уже устаревшие курсы церковной истории Гизелера и Неандера, и воспринять в себя все сделанные с того времени успехи в церковно-историческом исследовании. Значительная часть этого сочинения, именно, с XIV в. до конца, вошла в издание «Истории христианской церкви» Робертсона и Г., в переводе проф. А. П. Лопухина. Он умер 30 сент. 1882 г. Кроме указанных сочинений, им изданы были еще «Иоанн Кальвин» (1843 г.), «Жизнь Эколомпадия» и «Реформация церкви в Базеле», 1843 г., в 2 т.