Генесий
Генесий Иосиф – выдающийся византийский историк X века. Он был родом из знатной византийской фамилии, его отец Константин был при императоре Михаиле III (842–867 г.) начальником дворцовой стражи и логофетом, а сам Г. принадлежал к числу тех ученых, коих собрал при дворе император Константин VII Порфирогенет (912–959 г.). По приказанию этого императора, Иосиф написал, около 945–959 г., четыре книги царствований (Historia de rebus constantipolitanis), в коих изложил события от воцарения Льва Армянина (813 г.) до смерти Василия I Македонянина (886 г.). По первоначальному плану труд Г. должен был обнимать только четыре царствования – Льва V, Михаила II, Феофила и Михаила III (813–867 г.), поэтому рассказ о Василии Македонянине является как бы приложением к сочинению и не богат содержанием; автор в небольшом героическом двустишии посвящает его императору Константину. Источниками труда Г., по заявлению самого автора в начале его, были сообщения старших его современников и очевидцев описываемых в сочинении событий и циркулировавшие в византийском обществе рассказы. Ввиду того, что фамилия автора занимала высокое общественное положение при дворе Михаила III, он имел полную возможность собрать достоверные сведения от современников описываемых событий. Что касается сведений, полученных путем народного предания, то они не всегда отличаются правильностью, каковы, например, рассказы о пророчествах, видениях и разных чудесах, имеющих какое-либо отношение к иконоборческому движению и его участникам. Несомненно, Г. пользовался и письменными источниками, например, житием патриарха Никифора, составленным Игнатием, житием патриарха Игнатия, составленным Никитой Пафлогонским, и первоначальной редакцией хронографии монаха Георгия. Таким образом, у Г. не было недостатка в материале, но ему, к сожалению, недоставало критического отношения к источникам и надлежащей любви к истине. Если, до известной степени, понятна и извинительна склонность Г. к чудесным рассказам, если вполне объяснима его ненависть к иконоборцам, бывшая господствующею и в современном обществе, и в тех письменных источниках, которые были у него под руками, то совсем неизвинительно явное его пристрастие к родоначальнику македонской династии императору Василию I, в котором Г. видит только хорошее, намеренно закрывая глаза на худые его действия, даже на убийство, по его приказанию, императора Михаила III. В таком отношении автора к императору Василию несомненно сказалось влияние внука его – Константина Порфирогенета. Но, за исключением этих недостатков, в остальном труд Г. имеет значение первостепенного источника для истории Византии первой половины IX века. Он оказал влияние на последующие исторические труды продолжателей Феофана, Симеона Логофета и Иоанна Скилицы, которые многое заимствовали у Г. В отношении языка, сочинение Г. характеризуется недостаточной чистотой, искусственностью, духовной бедностью и грубостью, унаследованными византийским литературным языком от эпохи иконоборства и еще из него не исчезнувшими. Влияние иконоборства на ослабление литературных традиций выразилось и в некоторых несообразностях этимологического и мифологического характера, наблюдаемых в труде Г.
Литература. 1) Исторический труд Г. находится в Corpus scriptorum byzantinorum. Bonnae 1835, откуда он перепечатан Migne’ем, Patrologia graeca, t. 109. 2) Krumbacher, Geschichte der byzautinischen Litteratur. München. 1897 г.
И. Соколов.