Колонии римские
Колонии римские по правовому положению.
Правовое положение колоний было неодинаково.
Различались: 1) колонии римских граждан (coloniae civium romanorum) и 2) латинские колонии (coloniae latinae). Первые преследовали частью военные цели – укреплять римское господство во вновь завоеванных странах, частью гражданские – вывести из Рима излишек бедных граждан. Колонисты этих колоний, как природные римские граждане, сохраняли и все права римского гражданства. В пределах колонии каждый колонист получал в надел пониженные два югера земли (Ьinа jugera heredium), впоследствии же и больше, даже до 10 югеров. Так как первоначального числа колонистов (обыкновенно 300) едва доставало для защиты самой колонии и для утверждения римского господства, то они освобождались от несения общей воинской повинности (vacatio militiae). Внутреннее устройство колонии во всем воспроизводило правительственное устройство самого Рима.
Coloniae latinae, коих жители именовались latini coloniarii, приравнивались в правах к членам бывшего латинского союза (Latium) и пользовались, так называемым jus latii (latinitas, latium). Общины, принадлежавшие к nomen latinum, имели самостоятельное внутреннее устройство и пользовались правом чеканить собственную монету. Однако, в 486 г. от осн. Рима (268 до р. Хр.), с переходом Рима на чеканную серебряную монету, колонии были лишены права ее чеканить, а право чекана медной монеты значительно сужено. Относительно воинской повинности, каждая община была обязана выставлять ежегодно положенное число пехотинцев и всадников; особенно отягощена была воинская повинность в 204 г. до р. Хр. относительно 12 латинских колоний, не соблюдших верность Риму во время 2-ой Пунической войны; кроме личной повинности названные колонии были обложены еще особым «tributum ex censu». Latini coloniarii лично не пользовались всей полнотой прав римского гражданства, но для приобретения римского гражданства достаточно было им поселиться в Риме на жительство и приписаться к трибе. Впоследствии, однако, (около половины VI в. от осн. Рима), по причине наплыва их в Рим и обезлюдения колоний, это право было обусловлено оставлением на родине хотя бы одного ребенка (ut slirpem ex sese domi relinquerent). В области прав гражданских латины: 1) могли усыновлять и римских граждан и быть ими усыновляемы (adoptio) 2) имели «testamenti factio activa» и «passiiva» но не могли наследовать римским гражданам «obintestato» 3) имели «jus commercii» вообще и «commercium agrorum», в частности, т. е. могли приобретать недвижимую собственность в Риме (in bonis esse); 4) jus connubii признавалось не за всеми латинами, а составляло право некоторых отдельных общин.
Таково было положение 27 латинских колоний, основанных до 486 г. а. u. с. (268 л. до р. Хр.) – latini veteres. Правовое положение основанных после этого времени 12 колоний было несколько хуже. Так, jus coоnubis за ними вообще не признавалось; что же касается приобретения римского гражданства, то делалось различие межу так называемым «majus Latium» и «minus Latium». Латины, принадлежавшие к общинам с правом «minus Latium», приобретали римское гражданство в том лишь случае, если были на родине магистратами (si magisstratum vel honorem gerunt), a «majus Latium» давало право римского гражданства также и бывшим декурионам (qui decuriones leguntur).
Latium, a вместе с тем и latini coloniarii, исчезает в Италии с дарованием по lex Julia 664 а. u. с. (89 л. до р. Хр.) права римского гражданства всем латинам, но, как фиктивное право, оно стало даваться в некоторых провинциях. Так, по lex Pompeja 665 г. от осн. Рима латинское право распространено на Галлию Транспаданскую, Веспасианом – на всю Испанию и Адрианом на всю Галлию. Таким образом, в провинциях и находящихся там колониях jus latii в пределах, в каких оно принадлежало 12 колониям, сохранялось до 212 г. по р. Хр., когда Каракалла даровал право римского гражданства всей Империи.
В. Шеин