Кир-Моав, Кирхарес, Кирхарешет, Керак, Харак
Кир-Моав, Кирхарес, Кирхарешет, Керак, Харак. (kir moab – «укрепление Моава»; τεῖχος τῆς Μωαβίτιδος; murus Moab – «стена Моавитская». Kir hares, kir hareschet – «город глины, кирпичей, черепков»; τεῖχος ἐνεκαινίσας; murus cocti lateris; «стену обновил ecи». Kirheres; κειράδας αὐχμοῦ; murus fictilis; Кириады смущения; Χάραξ; Charak; y Птоломея – Χαράκμωβα, y Стефана Виз. – Χαρακμῶβα).
Это был один из трех главных городов моавитских, каковы – кроме Кархарешета – Ар-Моав (Ис.15:1) и Раввав-Моав. Когда цари Иорам и Иосафат воевали с моавитянами, то они разрушили все в Моавии, кроме Кирхарешета, куда скрылся моавитский царь Меса (Меша) и где он был осажден израильтянами. Находясь в крайне стесненном положении, Меса принес в жертву своего первородного сына, наследника престола, на стенах Кирхарешета. Это навело тогда ужас на израильтян, и они отступили от города (4Цар.3:24–27). В христианское время в Кирхарешете была епископская кафедра; на иерусалимском соборе 556 г. упоминается епископ Харакмова Димитрий.
Кир Моав есть нынешний el-Kerak («крепость»), расположенный на полуострове Мецраа (в восточной части Мертвого моря) на высоте 1026 метр. над уровнем моря, при реке Кеrак, которая в северной бухте полуострова впадает в Мертвое море. Это местоположение el-Kerak соответствует признакам 4Цар.3:21, 24 сл., по которым это место должно лежать недалеко от южной границы Моавии против Идумеи и должно быть укрепленным местом. И действительно, bagu el-ahsi («ручей, усаженный ивами») образует южную границу Моавии, a el-Kerak представляет сильную естественную крепость. El-Kerak лежит на скалистой возвышенности; до ее вершины прежде можно было достичь, только пройдя два горных туннеля. Благодаря такому своему положению, Кир-Моав представлял собой очень сильную крепость. Во времена римского господства эти местности причислялись к Сирии, и Кирхарешет по своему положению и прочному укреплению был ключом ко всей Сирийской пустыне. До вторжения сарацин, в Кир-Моаве процветала торговля. Здесь тянулись караваны с товарами, и здесь сосредоточивалась торговля между Египтом, Аравией и Сирией. Но со времени сарацин все начало приходить здесь в упадок. Впрочем, еще и в эпоху крестовых походов Кир-Моав служил для крестоносцев важной крепостью, равно, таковою же был он и для египетских султанов. Абульфеда, арабский писатель XIII–XIV вв. называет его неприступным. Теперь взорам путешественника представляются развалины крепостных стен. Эти стены ведут свое начало от средних веков (две главные башни на северо-западе и северо-востоке); только нижние части стен более древнего происхождения. Сохранились остатки древних колодцев, цистерн и прудов. Население (около 20.000, среди них 2.500 греческих христиан) полудикое и грубое (Фюрст 1, р. 446; II, р. 314, Keil и Del. на 4Цар. S. 229).
[См. у Hastings, Gheyne, Vigouroux, Guthe, W. Smith, † о. П. Ф. Солярского, † архим. Никифора].
Свящ. И. Богоявленский
