Источник

Кир, основатель персидской мировой державы

Кир – (Кurus, Κῦρος в древности переводили «Солнце»; м. б. с эламск. Кuri – «пастырь»), основатель персидской мировой державы. Сведения о нем почерпаются: а) из двух клинописных вавилонских текстов, т. наз. анналов Набонида и Кирова цилиндра, вторая часть – которого содержит манифест Кира покоренному Вавилону; б) из книг пр. Исаии, пр. Даниила, (сл.-русск. 1-й кн.) Ездры (между прочим, подлинный указ Кира о возвращении иудеев); в) греческих и римских писателей: Геродота, Ктесии (частью в переработке Николая дамасского), Юстина, отчасти Ксенофонтовой Киропедии и др. Сам Кир в манифесте называет себя «сыном Камбиза, великого царя, царя Аншана, внуком Кира, великого царя, царя Авшана, потомком Шишинса (Теиспа), великого царя, царя Аншана, от древней царской крови». Аншан в вавилонских текстах означает, кажется, область Суз. Очевидно, предки Кира, воспользовавшись разгромом последнего при Ассурбанипале, расширили из Пасаргад свои владения, и из вождей племени персов сделались господами значительной области, приняв древний славный титул с его политическими притязаниями на господство над переднею Азией. Но легенды, образовавшиеся около великого царя, представили первоначальную историю Кира в ином свете. Геродот сообщает персидскую версию, в которой к сказанию, встречающемуся едва ли не у всех народов о детстве великих людей и основателей, присоединены также предания дома Гарпага; Ктесия рассказывает враждебную Киру мидийскую легенду, весьма благосклонную к Астиагу мидийскому, при дворе которого некоторое время Кир жил и против которого он восстал, опираясь между прочим на своего приспешника Ивара (Οἰβάρης, вавил. Угбару).

Кир начал царствовать в Персиде 559 г. до р. Хр. Под 550 г. хроника Набонида сообщает: «Иштувегу (Астиаг) собрал свои войска и двинулся против Курата, царя Аншана, но против него восстало его войско, взяло его и выдало Курашу. Тот вступил в Экбатану, царствующий град, взял серебро, золото и проч. и унес в Аншан». В другом месте Набонид радуется, что Кир, низложив Астиага, дал ему возможность проити в Харран. Но он напрасно ликовал: уже под 547 г. хроника говорит: «в месяце Нисане двинулся Кураш, ц. Персии, с войском и перешел Тигр под Арбелами». Таким обр., превращение мидийского царства в мидо-персидское имело последствием большую энергичность завоевательной политики: новый народ вступил в права и унаследовал традиции Элама и Мидии. Вместе с тем и внешние условия могли только вызвать новое государство на завоевания. Крез мидийский думал воспользоваться переходным моментом и, – в союзе с Вавилоном, Египтом и греками, – уничтожить персов, пока они не стали на ноги, и перешел в наступление за реку Галис. Киру был выдан план ефесцем Еврибатом, и он поспешил 547 за Тигр. Покорив на пути промежуточные области, он после нескольких битв и осады взял в 546 г. Сарды; Крез попался в плен, и его царство обращено в провинцию. За этим последовало покорение или добровольное подчинение греческих городов и некоторых островов, Карии, Ликии, Киликии. Последняя сохранила своих туземных царей; м. б. Кир еще раньше привлек на свою сторону ее царя Сиэннесия, владевшего горными проходами. Следующие 6 лет Кир употребил на подчинение пранских племен на крайнем Востоке до Туркестана: постройка укрепленных городов (напр., Киропопя на Яксарте)должна была упрочить за персами господство в тылу, чтобы спокойно приступить к главной задаче: – покорению культурных стран Запада. Положение дел в Вавилоне к этому времени достаточно выяснилось; Набонид (Набунахид), несмотря на все благочестие, не угодил жрецам, а для халдеев был и совсем нежелателен; для роли защитника города от надвигающейся беды он не годился, и пришлось во главе войска поставить его сына Валтасара (Бел-шар-уссур). Начиная с 7 года своего царствования (549 г.), Набонид сидел в г. Теме и не являлся в столицу даже для обычных церемоний в новый год. Процессий, положенных на этот день, не могло состояться; народ и жрецы роптали.

Наконец, в 539 г., когда Кир уже двигался на Вавилон, Набонид приехал в столицу и даже велел собрать в нее великих богов из различных религиозных центров, чувствуя себя при них спокойнее. Но это еще более возбудило против него как жрецов вавилонского Мардука, не желавших непрошенных гостей, так и жрецов последних, негодовавших на этот своеобразный вавилонский «плен». Итак, Кир мог опереться на вавилонское духовенство, а также на народы, томившиеся в плену. Настроение иудеев нам известно из кн. пр. Исаии (глл. 13, 40 – 55); устами великого пророка они воспевали торжественную песнь Господу, помиловавшему свой народ и уготовавшему ему новый исход чрез пустыню. Кир является прообразом Мессии, помазанннком, избранником Божиим, пастырем, орлом с Востока. При таких условиях Киру было нетрудно сокрушить Вавилонское царство. В месяце фаммузе он победил при Описе, 14-го числа Сиппар сдался без боя, 16-го тишири Угбара вошел без боя в столицу. Национальным святыням был оказан почет и защита от насилия. 3-го мархешвана (октябрь) Кир вступил в Вавилон и вошел тотчас в роль законного вавилонского царя. Он принял древний вавилонский титул, объявил себя ставленником Бела и Набу, разослал вывезенных Набонидом богов по их городам и издал манифест, в котором выставлял себя радетелем Вавилона и богов, оскорбленных Набонидом. К этому жрецы Мардука присоединили предисловие, некоторые места которого удивительно по тону приближаются к кн. пр. Исаии (напр., Ис.44:28). В манифесте говорится также, что цари-вассалы Вавилона ,,от верхнего моря до нижнего» принесли ему дань и лобызали его ноги. Он восстановил разрушенные города и вернул в них богов их. Эта милость, вероятно, была оказана Сидону и, как нам хорошо известно, иудеям и Иерусалиму. Летом 538 г. в Экбатане Кир издал дошедший до нас (1Ездр.6:3–5) указ «о доме Божием в Иерусалиме»; размеры его были точно указаны, расходы должны были производиться из подати иудеев: сосуды, похищенные Навуходоносором, возвращались и князь восстановленной так. образом иудейской общины Шешбассар, м. б., сын Иехонии) получил этот указ для исполнения (1Ездр.1). Покорив семитический Запад, Кир попал под влияние его культуры, сохранил существование Вавилонского царства, придав завоеванию характер личной унии. Новый титул «Царь стран», принятый им, указывал на господство над Азией, как комплексом древних царств

С 1-го нисана (20 марта) 538 г. клинописные таблички частных деловых документов, найденные в изобилии в Вавилоне из банка Эгиби, датируют 1-й год Кира «царя Вавилона, царя стран», и доходят до 27 числа 4-го мес. 9 года, т. е. 530 г., а в июле 530 г. уже они датируются по Камбизу. Об этих последних годах Кира нам ничего неизвестно. Очевидно, меры, принятые фараоном Амазисом для защиты Египта, удержали Кира от попытки завоевать эту страну, тем более, что потребовались новые походы в пранские области. В одном из таких походов, по Беросу – на дахов, по Ктесии на дербиков, по Геродоту – на массагетов, Кир нашел себе смерть на 71 году жизни. Гробница его в Пасаргадах на Мургабской долине. Она состоит из небеленого монументального здания под двускатной крышей с дверью в египетском стиле, помещенного на шести ступенях и окруженного оградой с портиками и садом. Гроб покоился на золотом ложе и был окружен сосудами и драгоценностями. Все это было разграблено греческими офицерами Александра македонского. Здесь же, невдалеке был скромный дворец Кира. До настоящего времени сохранилась плита с барельефом, представляющим обожествленного гения Кира в ассирийской одежде и египетском головном уборе; надпись, вероятно, более позднего происхождения, гласит: «Я Кир, царь, Ахеменид». Впрочем эти остатки некоторыми относятся к Киру младшему. У всех народов Кир оставил благодарную память: персы называли его отцом, евреи сравнивали с Мессией, греки приписывали ему все добродетели и даже говорили, что при нем в Персии была «свобода» (ἐλευθερία). Ксенофонт избрал его образцом правителя в своей «Киропедии». Современная история, признавая за ним известную долю азиатского деспотизма и лукавства, тем не менее, не колеблясь помещает его наряду с наиболее светлыми личностями истории и видит в нем первого достойного представителя арийской расы.

Временем Кира датированы главы 10–12 и 14 кн. прор. Даниила: откровение об эллинистических царствах, история Вила и дракона.

В. Тураев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle