Источник

Киннор

Киннор, еврейское כִּּנּּור – Kinnor, у LХХ и в Новом Завете κιϑάρα (ср. 1Кор.14:7, Откр.5:8, Откр.14:2, Откр.15:2), иногда у LХХ – κινύρα, как и у Иосифа Флавия (Древн. 7:12:3: κινύρα, δέκα χορδαῖς ἐξημμένη τύπτεται πλὶήκτρφ), однажды, в Пс.136:2 – ὄργανον, слав.-русск. – «гусли», «цитра», редко – «цевница». Это – струнный национальный музыкальный инструмент у древних евреев; киннор и невел (псалтирь) – струнные музыкальные инструменты – составляли главный аппарат священной древнееврейской музыки. Киннор, – может быть, древнейший из музыкальных инструментов (изобретение его приписывается еще сыну Ламеха Иувалу: Быт.4:21), инструмент, на котором в своей молодости играл Давид (1Цар.16:23, 1Цар.18:10, 1Цар.19:9). По И. Флавию (Loc. cit.), киннор или «кифара» имела десять струн, по которым ударяли палочкой; но, вероятно, число струн киннора было различно, так как на Маккавейских монетах изображен киннор восьмиструнный; на монетах Бар-Кохбы – трехструнный, а на монетах Симона Наси (князя) – 6-ти струнный; равным образом смычок мог не употребляться при игре на кинноре, так как о Давиде из Библии (Loc. cit. из 1 Цар.) известно, что он играл на кинноре рукой или пальцами. По устройству, киннор имел, может быть, сходство с треугольной египетской и греческой лирой φόρμιγξ; от невла же, по преданию, киннор различался местонахождением резонансирующего ящика (у киннора последний находился внизу, в виде барабана, у невла – псалтири – вверху). Игра на кинноре (и невле) служила выражением жизнерадостного настроения, а не печали, при которой киннор замолкал, заменялся сетованием, вешался на вербах (Ис.24:8, Плач.5:14, Иез.26:13, Иов.30:31, Пс.136:2, 1Макк.3:45). Оба инструмента употреблялись и при светском пении, например, на пиршествах (Ис.5:12), но гораздо чаще они служили богослужебным целям – при торжественных процессиях (1Цар.10:5, 2Цар.6:5, 2Пар.20:28) и в храмовом богослужении (Неем.12:27, 1Пар.25:6), причем к ним иногда присоединяется кимвал; а игрой на них всегда аккомпанируется песнь хвалы и благодарения (1Пар.15:16, 2Пар.5:12, Пс.32:2, Пс.56:9, Пс.70:22, Пс.80:2, Пс.150:3). Однако есть и знаменательные различия в употреблении киннора и невла – псалтири.

Киннор имеет гораздо более широкое употребление, чем невел, почему первый нередко встречается отдельно, чего нельзя сказать о невле. Киннор употреблялся в житейском быту людьми разных положений до блудницы включительно (Быт.31:27, Иов.21:12, 1Цар.16:16, Ис.23:16); напротив, употребление невла в застольной музыке у пророка Амоса (Ам.6:5) представляется осквернением священного инструмента. По-видимому, между киннором и невлом существовало такое же отношение и различие, как между греческими лирой (φόρμιγξ) и кифарой (κιϑάρα): 1-й инструмент был более древним народным инструментом и употреблялся как для мирских, так и для богослужебных целей, последний же имел только или по преимуществу священное и, по крайней мере, торжественно важное употребление. Киннор, как и невл – псалтирь, должен быть удобоносим: играли на обоих инструментах и на ходу (1Цар.10:5, 2Цар.6:5, 1Пар.16:28, Ис.23:16).

Свящ. А. Глаголев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle