Источник

Киевское знамя

Киевское знамя. Так назывались некогда линейные церковные ноты, появившиеся первоначально в Киеве и под именем «киевского знамени» перешедшие в Великороссию и заменившие собою прежние крюки или безлинейные нотные знаки. Эта замена нотных знаков крюковых линейными произошла в период общих преобразований русского церковного пения в половине XVII в., когда русская церковь, ставши в близкие отношения с православными греко-славянскими церквами, вместе с напевами последних, приняла от них и новую линейную систему музыкальных знаков. Линейная система нотации во 2-й половине XVI в. уже была известна славянским землям, как доказывает псалтырь Иоанна Гуса, напечатанная линейными нотами. В конце того же века познакомилась с линейными нотами и южнорусская церковь. В первой половине XVII в. обучение церковному пению в школах православных юго-западных братств совершалось уже систематически по учебникам написанным киевским, т.-е. линейным знаменем, которое тогда хорошо было известно всей южной Руси – малой, белой и червонной. В великой России «киевское знамя» стало известно около половины XVII в. Чрез южнорусских выходцев, принесших с собою и напевы и нотные книги и утвердилось в ней покровительством патр. Никона и царя Алексея Михайловича, особенно же в начале ХVIIІ в. покровительством ими. Петра I. Перемена нотации произошла не вдруг и не без борьбы между защитниками и противниками той и другой системы. И доселе суждение о сравнительном достоинстве этих систем нотации различно (см. стат. Ст. В. Смоленского в журнале «Прав. Собеседник» за 1887 г., стр. 242–243), а равно поныне крюковая нотация не вышла из употребления у приверженцев старины. Причиной перемены системы нотописания в самой южной России было не столько внешнее влияние, сколько, главным образом, удобство линейной нотописи для школьного обучения. Линейные ноты, представляя для обучающихся раздельнее и нагляднее, чем крюковые, две стихии пения – высоту и продолжительность звуков, а с другой стороны – имея гораздо меньшее количество знаков, содействовали скорейшему нотному обучению в школах и более быстрому усвоению и воспроизведению мелодий. Причиной перехода от безлинейных нот к линейным в Москве, а затем и в великой России, по замечанию прот. Д. В. Разумовского, послужили: 1) пример южнорусских певцов, явившихся в Москве с линейной системой; 2) совершенство самой линейной системы в педагогическом отношении; 3) господство ее в хоре государевых певчих дьяков и подъяков; 4) покровительство линейной нотописи патр. Никона и царя Алексея Михайловича и, наконец, личный пример Петра I и других особ царствующего дома. Что касается теперь вопроса о том, откуда заимствовала южнорусская церковь линейную нотную систему, то на этот вопрос историки не дают точного ответа: одни говорят, что она пришла из западной Европы, хотя изображение нот ее совсем непохоже на изображение нот западноевропейских; другие говорят, что она есть чисто русское изобретение. Но вероятнее полагать, что линейная система перешла в южную Россию и собственно в Киев, как центр музыкальной образованности того времени, еще ранее в XVI в., в не вполне усовершенствованном виде из западной Европы, когда там развилась так называемая мензуральная (mensurabilis – измеримый) теория в виде точного измерения и обозначения длины и времени звука 35 и продолжая здесь разрабатываться, выделилась уже как самостоятельный продукт русской изобретательности. В настоящее время линейные церковные ноты, по форме своего начертания, в отличие от нот итальянских – круглых, называются квадратными и употребляются исключительно в церковно-богослужебных нотных книгах синодского издания.

Ж. Вознесенский, Киевский распев. Прот. Д. В. Разумовский: Церковное пение в России; Теория и практика церковного пения. Музыкальный словарь Римана в переводе Юргенсона.

Протоиерей А. Мипропольский.

* * *

35

Старинное мензуральное нотное письмо выражало длительность тона приблизительно размерами нотной головки:

обращенный вниз хвостик должен был наглядно обозначать отягчение, удлинение ноты; наоборот, обращенный к верху хвостик служил как бы наглядным показателем их большей подвижности. В XIV в. введены были в употребление белые нотные головки, известные теперь у нас под именем итальянских нот, круглых или овальных.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle