Антидор
Антидор – по буквальному производству от греческого ἀντί – «вместо» и δῶρον – «дар», слово антидор значит «вместодарие». Так называются раздаваемые народу в конце литургии части той просфоры, из которой на проскомидии вынимается агнец. «Антидор, – говорит Симеон Солунский, – есть освященный хлеб, который был принесен в предложение, и которого средина была вынута и употреблена для священноденствия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных даров, т. е. таин, тем, которые не причащались их». Возникновение обычая раздавать антидор относят к тому времени, когда исчезла древняя, первоначальная практика приобщать всех присутствующих на литургии. Сначала, как видно из 118 письма Августина к Яннуарию, не желающие приобщаться ограничивались одним слушанием литургии, а с течением времени им стали раздавать антидор, не желая отпускать их из храма без видимого дара. Первое по древности свидетельство этого рода принадлежит VII ст., – встречается в правилах 9 Камиетского собора в Галлии. В восточной церкви упоминание об антидоре начинают появляться не ранее XI в. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI в.; список того же самого толкования в редакции XІІІ–X ст. упоминания об антидоре не содержит. Далее следует указание Вальсамона (XII в.) в 15 ответе Александрийскому патриарху Марку и двух писателей XIV ст. – Кодина – De officiis Aulae constantinopolitanae и Георгия Пахимера – Historia. Lib. V. По современной практике, опирающейся на постановление Номоканона, при недостаточности для антидора той просфоры, из которой вынимается агнец, следует употреблять для него просфору в честь Богородицы. Равным образом, по требованию Кормчей, антидор должен быть вкушаем в церкви и его нельзя давать неверным или находящимся под эпитимиею.
А. Петровский.