Источник

Антиминс

По буквальному и наиболее верному производству от греческого ἀντί – «вместо» и латинского mensa – «стол», престол антиминс значит – «вместопрестолие». У римлян так назывался стол, поставленный пред дикастерией, а у восточных христиан и доселе называется льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб (современный рисунок), возлагаемый на престол и заменяющий его собою на том основании, что антиминс служит, по словам канониста Вальсамона, вместо освящения архиереем престола. В первый раз слово антиминс встречается у писателей конца VIII и начала IX. в. – Феофана († 818) и Никифора († 815) Исповедников. Первый на 379 стр. своей Хронографии рассказывает, что император Лев на другой день (в Пасху 762 г.) после объявления императором своего сына Константина явился с патриархом в ипподром и, когда был принесен антиминс, вознес молитву. У Никифора упоминание об антиминсе встречается дважды. В одном случае он ограничивается замечанием, что если по неведению антиминс затрется, то святыня не оставляет его, и он тем не оскверняется, а в другом говорит о происхождении самого названия, о рассылке антиминсов наравне со св. миром и, наконец, прибавляет: «собственно же полагаются на тех трапезах, коих освящение не освятило». Более ранних свидетельств об антиминсах древность не имеет. Несмотря однако на это, исследователи относят их происхождении к первым векам христианства, видя в них те подвижные или переносные престолы, которые устраивались в эпоху гонений и впоследствии появились в походных военных храмах. Но так как в истории нет ни одного указания, чтобы переносные престолы были действительно антиминсами, то все рассуждения о существовании этих последних в первые века христианства лишены оснований. Кроме того, существующие данные убеждают, что то употребление антиминсов, о котором говорит история, вызвано не опасностями эпохи гонений и не носит следов глубокой древности. Указания подобного рода находим у Вальсамона. В толковании на 7 правило VII вселенского собора он говорит: «был церковный обычай освящать св. Божии храмы чрез св. мученические мощи. Хулители же христиан, т. е. враги и сожигатели икон, которые, по своей ереси и по умоисступлению против православных, называют идолопоклонниками почитателей святых и достойных уважения икон, освящают храмы для служения без св. мощей. Итак, говорят отцы собора, определяем, чтобы храмы, освященные без мощей, освятились мощами. Но кто-нибудь спросит, каким образом ныне освящаются алтари без положения мощей и почему они освящаются не епископами, а одними иереями, и услышит, что антиминсы, совершенные архиереями во время освящения храма, переданные молитвенным домам, служат вместо освящения, т. е. вопрестолия и обновлений, и открытий». В приведенных словах Вальсамон указывает на два способа освящения престолов. Один, практиковавшийся в период VII вселенского собора, состоял в положении в них мощей. В 7 правиле это собора он назван «древним обычаем, который подобает возобновити», и, по свидетельствам Амвросия Медиоланского, Павлина Ноланского, историка Созомена, сводился к тому, что мощи известного мученика или полагались под алтарем, или же частицы их зашивались в полотно, вкладывались, по словам Иоанна Златоуста и бл. Иеронима, в золотой, серебряный ящичек, который вставлялся в углубление, сделанное в одной из подпорок престола или в верхней доске. Но, как видно из приведенных слов Вальсамона, этот господствовавший в период VII вселенского собора способ освящения престолов был заменен к XII ст. введением антиминсов. Таким образом, антиминс ничто иное, как новая форма древнего обычая полагать мощи под престолом, а ее возникновение падает на время после VII вселенского собора. Чем было вызвано нововведение, Вальсамон не разъясняет; но из слов Никифора Исповедника: «антиминсы полагаются на тех трапезах, которых освящение не освятило», видно, что к ним стали прибегать в тех случаях, когда епископ почему-либо не мог принять участия в освящении алтаря. Таким случаем могла служить отдаленность его местожительства от предназначенного к освящению храма. Другие случаи указывает Иоанн, епископ Китрский (ХII в.) и Нил, патр. Константинопольский (ХІV в.): ими является неудобство иметь престол во время мореплаваний, военной походной жизни и уединенной жизни в пустыне. Допускаемая во всех этих случаях замена престола антиминсом достигалась вложением в него мощей. На обычай влагать в антиминс мощи указывает Вальсамон, когда говорит, что «антиминсы, совершенные архиереями во время освящения храма, служат вместо освящения, т. е. впрестолия и обновлений». Под «впрестолием» он разумеет как вообще освящение храма, так в частности устроение и освящение жертвенника, а последнее, по предписанию VII вселенского собора, должно сопровождаться вложением мощей. То же самое подтверждает Симеон Солунский: «к антиминсам, говорит он, прилагаются частицы св. мощей, помазанные миром». И так как по 7 прав. VII вселенского собора положение мощей в престол должно сопровождаться «обычною молитвою», т. е. молитвой, положенной при освящении престола и храма, а антиминс заменил собой престол, – в него влагались мощи, то, исходя из указанного предписания, церковь и применила чин освящения престола к освящению антиминса. Некоторые, довольно общие, указания на это находим у Вальсамона и Матфея Властаря; но со всею подробностью чин освящения антиминсов изложен Симеоном Солунским. «Совершение антиминсов, – говорит он, – по всему подобно освящению храмов. Те же произносятся при освящении их слова и молитвы, какие и при освящении храмов. Все, подобное священной трапезе, приемлют и антиминсы, и молитвы, бываемые при освящении их, и воспоминание их творит архиерей, когда произносит молитвы, и для освящения их испрашивает низшествия Св. Духа. Подобно священной трапезе, иерарх и измывает их, и кропит, и мажет миром, творя трижды крест на каждом антиминсе и припевая: «аллилуиа». Наконец, к антиминсам прилагают и частицы св. мощей, помазанные миром; они влагаются в маленьком мешочке, вместо сосудца, и пришиваются с восточной стороны антиминса. Словом, все тоже без опущения совершается над освященным антиминсом, что и над водружаемой божественной трапезой; ибо и каждый антиминс есть божественная трапеза, исполненная славы Божией». Но этим не оканчивалось освящение антиминсов. По словам Иоанна, еп. Китрского и Матфея Властаря, они еще семь дней пребывали на вновь освященном престоле, и на них, распростертых там, совершалось таинство евхаристии, епископское освящение антиминсов, заменяя освящение престола и свидетельствуя, по словам Вальсамона, о полученном от епископа дозволении совершать богослужение, делало излишним и ненужным освящение алтаря. Поэтому в 13 ответе Александрийскому патриарху Марку Вальсамон говорит, что священнодействующие и крещающие в молитвенном доме с антиминсом да не освящают дома через обновления, отверстия и обычное впрестолие». В силу того же самого антиминсы полагались на престолы, почему либо не освященные, т. е. не имеющие мощей. Указания на это находим у Никифора Исповедника: «собственно же полагаются на тех трапезах, коих освящение не освятило»; Иоанна, еп. Китрского: «антиминсы полагаются на тех св. престолах, которые не освящены»; патриарха Константинопольского Мануила: «нет необходимости полагать антиминс на все священные трапезы, а только на те, о которых неизвестно, освящены они или нет»; Матфея Властаря: «антиминсы полагаются главным образом на тех престолах, которые не освящены» и в греческих требниках. Последние требуют, чтобы по освящении храмов антиминсы лежали на престоле только семь дней, в продолжение которых на них должна быть совершаема литургия; по прошествии же этого срока антиминсы снимались, и литургия совершалась на одном илитоне (Goar. Εὐχολύγον р. 844). Но на основании Матфея Властаря: «полагались главным образом» некоторые предполагают, что антиминсы возлагались иногда и на освященные архиереем престолы, и в этом случае не имели мощей. Употребляемые в греческой церкви антиминсы делались, по словам Симеона Солунского, из льна, имели на краях изображения евангелистов, а также надпись: «жертвенник святого, имя рек, священнодействовавшься от патриарха, имя рек, месяца коего и в лето кое». Приготовление, хранение и выдача антиминса лежали на обязанности так называемого «начальника антиминсов».

Что касается употребления антиминса в русской церкви, то оно, по всей вероятности, современно в ней введению христианства. По крайней мере в настоящее время имеется антиминс XII ст. Как и в греческой церкви, в антиминс влагались мощи, зашиваемые в мешочек, прикрепляемый то с лицевой, то с исподней стороны антиминса. Иногда на нем делалась надпись: «тут мощи». Сообразно с практикой греческой церкви антиминсы этого рода полагались на престолах, не получивших благодати епископского освящения. Престолы же, освященные епископом, антиминсов первоначально не имели. Прямое указание на это находим в требнике времени патр. Никона, буквально повторяющем вышеприведенное требование греческих требников. Но подобный обычай держался не особенно долго. Исключения из него встречаются еще в глубокой древности (антиминс XII ст. не имеет мощей; подобные же антиминсы ХV и XVI в. хранятся в ризницах Казанского, Новгородского архиерейских домов), а в конце XVII ст. становятся обычным явлением. Как думают, на Московском соборе 1675 г. было сделано постановление возлагать антиминс на все престолы без исключения, в том числе и на освященные архиереем. Только по определению собора антиминс последнего рода должны быть без мощей. Сообразно с этим постановлением в современном Чиновнике говорится: «идеже церковь ставится самим архиереем, там полагати антиминсий без мощей». Вместе с обычаем употреблять антиминс русская церковь заимствовала от греческой и чин их освящения. В Чиновнике архиерейского священнослужения, после заглавия: «восследование, како освящати антиминс архиерею...», – замечено, что «восследование» переведено с греческого письменного Чиновника, но с какого именно, не указано. И только в одном издании данного «восследования», вполне сходном с киевским изданием 1862 г., сказано, что оно «переведено с греческого письменного Чиновника святейшего Кир Паисия Папы и Патриарха Александрийского и судии вселенные». Так как он был современником патр. Никона, то из этого следует, что современный чин освящения антиминса восходит к XVII в. Подтверждением этого служит одна рукопись Волынской дух. сем., излагающая его в том самом виде, в каком имеем теперь. Нечто иное представляет порядок положения освященного архиерем антиминса на престол. В то время как в греческой церкви священник не повторял при этом совершенного епископом, – в русской, по требнику патр. Иосифа, он священнодействует одинаково с ним и произносит одни с ним молитвословия. Конец подобной практике положен на Московском соборе 1666/7 г. В изданном им требнике исключено из священнического освящения совершаемое архиереем. Преимущественным материалом антиминса древнерусской церкви служил лен, – антиминсы были холщевые. Время их употребления простирается до конца ХVІІ в. Впрочем, тогда же встречались и антиминсы из шелка: таковы шелковый атласный антиминс Ростовского Авраамиева монаст. 1655 г. и Костромского Ипатиевского мон. 1652 г. и др. – и в качестве исключения из бумаги: напр., антиминс ризницы Новгородского Софийского собора. В настоящее время согласно указу Св. Синода от 1862 г. антиминсы приготовляются как из шелковой, так и чистой льняной материи. Величина этих разнообразных по материалу антиминсов была не одинакова. Антиминс XII в. имеет 7 вершков длины и 6 шир.; от XIV–XVII вв. сохранились антиминсы в 4 или 5 в. вдоль и поперек, в 9, 11 1/2 шир. и 7, 9 1/2 длины, а от ХVIII ст. (1713 и 1721 г.) даже в 12 в. шир. и 10 1/4, 10 1/2 длины. Что касается современной меры антиминса, то она близко подходит к размерам антиминса XII в. В общий размер антиминса входили и так называемые наугольники, придуманные для прикрепления антиминса сверху срачицы (требники патр. Филарета и Иосифа) и пришиваемые то с исподней его стороны, например, на ант. XIV в. Новгород. церкви 12-ти апостолов и ант. XV в. Новгород. Николо-Дворищского собора, то с лицевой, – на ант. XV в. Новгор. цер. 12-ти апостолов, ант. XVI–XVII в. ризницы Твер. каф. собора. С прекращением обычая пришивать или прибивать антиминс (начало положено собором 1654 г., но обычай наблюдался даже в ХVIIІ в.: ант. 1778 г. ризницы Александро-Невской Лавры) исчезли и науголники: антиминсы стали полагаться в илитон и развертываться на литургии по возгласе: «да и тии с нами славят» (Служебники 1655, 1658 г. и определения собора 1666–7 г.), как это делалось в XVII в. в местностях, близких к Киеву, тогда как в местностях около Москвы держались первого способа прикрепления антиминса и в силу этого не развертывали их на литургии. За исключением углов, лицевая сторона антиминса покрывалась с древности разного рода рисунками и надписями (ант. без изображений известно не более 5:3 в ризнице Казанского арх. дома; 1 в ризн. Ал.-Невской лавры и 1 в риз. Рязанского арх. дома). Антиминсы XII, XIV–XVII вв. имеют изображение (чернилами) осмиконечного (ант. Твер. каф. соб. 1623, 33, 36, 44 г.), шести конечного (ант. Ал.-Невской лавры и Твер каф. соб. 1581, 1618, 1627 г.) и четырехконечного креста (ант. Твер. кафедр. соб. 1623 и Ал.-Невской лавры № 4) с прибавлением то копия и трости с губой, то подножия с несколькими ступенями, то вместо подножия Голгофы с адамовой головой. На некоторых ант., напр. № 5 и № 6 ризн. Ал.-Невской лавры, встречается изображение седмиконечного креста. Большим разнообразием и сложностью отличаются рисунки печатных антиминсов. Так, антиминс 1627 г., освященный Киевским митропол. Иовом Борецким и сохраняемый в ризн. Ал.-Невской лавры, имеет изображение гроба, в виде стола, на котором стоит чаша. В нее течет кровь из ребр Господа, стоящего за гробом и касающегося его руками. Вокруг лица Господа – сияние со словами ωον. За Господом находится крест с титлом: I. N. Ц. I., и с словами около лица Господа: ΙΖ. ΧΖ. ΗΙ. ΚΑ. По углам ант., в кругах, изображены евангелисты, каждый с Евангелием. В верхней части ант. – Матфей и Марк, в нижней – Лука и Иоанн. По бокам антиминса находится по ангелу, из которых один держит копие, другой трость с губой. Антиминс с подобным же рисунком, освященный в 1637 г. Сильвестром Косовым, находится в ризнице Уфимского каф. собора. Иной характер носят рисунки московских печатных ант. Сначала они были точною копией рисунков ант. писаных, напр., ант. 1667 г., хранящийся в Ал.-Невской лавре, но с течением времени приняли особый вид, отличающийся и от киевских, и от этих последних. В подражание рисункам на плащаницах и воздухах на московских антиминсах стали избражать положение Христа во гроб. Древнейшим антиминсом этого рода можно считать ант., освященный между 1664–1682 г. На нем изображен Господь, лежащий в четыреугольном гробе, на плащанице. Матерь Господа сидит у главы Спасителя, держит ее обеими руками и лобызает. Сзади ее стоят три жены мироносицы, из коих одна поднимает руки к небу, другая как бы рвет на себе волосы. Возле них у самого креста находится Иоанн Богослов; он, наклонившись ко гробу, держит и лобызает руку Спасителя. Возле него, наклонясь ко гробу, находится Иосиф, он держит и лобызает ноги Спасителя. За ним с распростертыми руками стоит Никодим. У гроба лежат пелены, а под продольной линией креста, по ту и другую его сторону, летит по ангелу, лицом, обращенным к кресту. Подобные же изображения с некоторыми изменениями встречаются на антиминсах, хранящихся в Ал.-Невской лавре – 1659 и 1690 г., Твер. каф. соб. 1671, 74, 76 гг. и Симбирской епархии – 1652 г. После многократных изменений Св. Синод выработал в 1855 г. окончательный тип рисунка, употребляющийся и до настоящего времени. Кроме изображений, как писанные, так и печатные ант. имеют разного рода надписи. Одни из них указывают на содержание рисунка; таковы надписи: IС. ХС; IС. ХС. НИ. КА:, царь славы; трость, копие; М. Л. Р. Б. (место лобное рай бысть); копие, губа; и т. п., другие, – какому храму дан ант., каким архиереем он освящен, при ком, т. е. при каком митрополите, патриархе и заменившем их Св. Синоде, при каком князе или царе. Иногда надписи указывали, в присутствии кого совершилось освящение храма: при боярах, при пастве, при келаре, казначее и т. п. В противоположность таким длинным надписям некоторые настолько кратки, что не отмечают, в чье имя освящен алтарь, при ком и каким архиереем. На древних писаных антиминсах надпись последнего рода делалась или по всем четырем его бокам (Потребник Новгор. митрополита Исидора 1600 г., Требн. патр. Иосифа 1651 г.) или же располагалась не вокруг креста, а обычным при письме способом, напр., ант. XVI в. ризн. Ал.-Невской лавры. На печатных киевских ант. надпись находилась внизу; на печатных московских XVII в. – по всем четырем сторонам, а начиная с XVIII в. – только вверху и внизу (внизу указывается, в какой дан храм ант., при ком и когда). Кроме того, на печатных антиминсах имеется еще собственноручная надпись архиерея, освящавшего или дававшего их, с прибавлением слов: «рукою властною», «многогрешный», «Божиею милостиею смиренный» (современная надпись). Рисунки писанных ант. делались от руки; в этом и состояло их приготовление, возлагаемое вместе с хранением на служащих при соборной церкви (Грамата Иоанна Грозного к новгородским софийским соборянам). С появлением печатных антиминсов приготовление свелось к пришитию мешочка для мощей, к составлению надписи и т. п. Эти обязанности принадлежали тем лицам, которые хранили освященные ант. Из дел Св. Синода за 1722 г. видно, что хранение и рассылка их по церквам синодальной области относилась к обязанностям Казенного Приказа. В Московской епархии в 1743 г. выдавал ант. синодального дома иеромонах; в Петербурге в 1757 г. антиминсы хранились в Петропавловском соборе и по нужде отпускались из него даже в другую епархию. Вознаграждением за приготовление и хранение ант. служила плата, взимаемая за них с церквей. В различные времена она была довольно различна. В начале XVI в. она доходила от рубля до полутора руб. новгородских (рубль новгор. равняется нынешним 8 р. 11 2/3 коп.), а при митр. Макарии равнялась полуполтине (25 к.). Патр. Иоаким отменил плату за ант., но патр. Адриан восстановил ее в размере 1 р. 75 к. По Высочайшему указу 1702 г. за антиминс брали в Приказ по 3-ри алтына по 2-е деньги (10 коп.) и мастеру 5 алтын, всего по 25 коп. Кроме этой суммы за ант., печатанные на медных досках, брали в казну по 2 р. 50 к. (указ 1704 г.); за ант., печатные на оловянных досках, сначала платы не брали, но в 1725 г. она была установлена в размере 4-х коп. Одновременно с этим бралась и большая сумма: за льняные антиминсы 2 р., за атласные 5 р. и даже 8 (арх. Черниговский Иларион). В 1753 г. Св. Синод вновь отменил плату за ант., но в текущем столетии указом Св. Синода от 1868 г. она установлена в размере 1 рубля. По различию церквей, в которые выдаются антиминс, они разделяются на подвижные и неподвижные. Подвижными называются те, которые даются в походные или домовые церкви, устрояемые на известное, определенное время. Особенность этих ант. обозначается иногда такими надписями, как «для совершения службы на всяком месте» (ант. Курского арх. дома), «во храме на всяком месте владычества Его» (ант. Минского арх. дома) и т. п. Подвижные антиминсы отправлялись и отправляются в местности, где нет постоянных храмов (в 1858 г. Св. Синод разрешил употреблять такие антиминсы в Иркутской губ.), выдаются на время перестройки или поправки храма для совершения литургии в часовне и в прежнее время отправлялись в так называемые церкви выставки, устрояемые в пустынях на средства монастырей и погостов (царская грамота 1641 г.). По различным соображениям постройка временных церквей и выдача для них ант. не раз встречала ограничения. В первый раз они были сделаны Стоглавым собором, затем собором 1681 г., запретившим строить церкви выставки, и далее Регламентом, предписавшим никому, кроме Высочайшей фамилии, не иметь домовых церквей; в 1721 г. отменен прежний обычай давать антиминсы на корабли; в 1722 г. последовал Высочайший указ упразднить домовые церкви у знатных персон г. Москвы и представить ант. в Синод. Неподвижными антиминсами называются те, которые назначаются для церквей постоянных, устрояемых не на известное только время. Новый неподвижный ант. полагается: 1) в каждой вновь построенной церкви; исключение представляют единоверческие церкви: в 1800 году им предоставлено право иметь старые ант., освященные патр. Иовом, Гермогеном, Филаретом, Иоасафом и Иосифом; 2) после произведенных в ней переделок, если она освящена в новое, а не в прежнее имя святого; 3) после осквернения ее язычниками или еретиками (Учительное известие); 4) после сооружения нового престола; требник пат. Иосифа позволяет возлагать новый ант. даже в случае перенесения престола с одного места на другое, раз оно сопровождается снятием срачицы, но в исправленном требнике это постановление опущено; 5) в случае сильного обветшания старого ант. Были, наконец, примеры перемены ант. вновь назначенным на епархии архиереем (грамота митр. Ионы. «Полтав. Епарх. Ведом.» 1870 г. № 16). По положении нового антиминса старый в прежнее время не отбирался от церкви, а сохранялся в ней же под срачицей на престоле. На это указывают и находимые в церквах ант. (в заштатном монастыре Оршине Твер. губ., в Новгород. церкви 12-ти ап.) и благословенные грамоты, предписывающие хранить их или на престоле под новым ант. (грам. 1590 г.), или в правой его стороне в столбу (грам. Калужского и Крутицкого митр. Павла 1675 г.), или в среднем крестце в столбу (грам. митр. Ростов. и Яросл. Ионы 1686 г.). В требнике патр. Иосифа изложен даже чин положения старого ант. с ХVIIІ в. (указ 1735 г.) – ант. отсылаются для хранения в ризницы кафедральных соборов или церквей архиерейского дома. В настоящее время в каждой из них имеется точный реестр всех хранящихся ант. (указ Св. Синода 1842 г.).

Литература. Меursius, Glossarium graecobarbaricum. Этимология слова ἀντιμίνσιον, у него же ссылки на Никиф. Исповедника, Вальсамона и Иоанна, еп. Китрского. Rеnaudot, Liturgiarum orintalium collectio. Т. I р. 181. 331. – Н. В. Покровский, Происхождение древне-христианской базилики. – К. Т. Никольский, Об антиминсах правосл. русской церкви. – В. Долоцкий, О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов «Христ. Чт.» 1844 г. II часть. – Ладинский, Церковная Археология. – Вениамин, Новая Скрижаль – ссылки на Матфея Властаря, Сим. Солунского. – Дмитревский, Изъяснение на литургию. «Православный собеседник». 1868 г. Сентябрь. О чинах патриаршей Константинопольской церкви в средние века.

А. Петровский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle