Источник

Антиномизм

Антиномизм – противное истинному смыслу и духу нравственного закона настроение или поведение. При этом отличительной особенностью антиномиста является стремление его так или иначе оправдать свое отступление от прямых предписаний закона. С последней стороны антиномизм и является наиболее постыдным явлением, наиболее соблазнительным для слабых людей. Антиномисты были во все времена. Одни из них ведут себя вопреки нравственному закону в своей личной жизни, другие – в жизни общественной. В первом случае имеем дело с так называемым у моралистов (например, у Мартенсена) «индивидуальным антиномизмом», во втором – с «социальным». Представители первого антиномизма пытаются оправдывать свое противозаконное поступание ссылкой или на значение божественной благодати Христовой (идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим.5:20), – так что греховное поведение будто бы содействует тем бо́льшему обнаружению божественной благодати и, как такое, даже желательно), или на свои личные особенности, возвышающие их над массой и делающие для них поэтому необязательным то, что является таковым для последней, – или на более высокие цели, каких они надеются таким своим поведением достигнуть, и проч. Первых немало было в самые ранние века христианской эры, вторых и третьих много особенно теперь, хотя не было в них недостатка и раньше. Против первых ап. Павел говорит: «пребудем ли во гресе, да благодать преумножится? Да не будет. Иже бо умрохом греху, како паки оживем о нем?» (Рим.6:1, 2, сравн. Рим.3:8). Против вторых говорит общеобязательность нравственного закона, направленного ко всем без изъятия: Матф.22:36–40; Лук.10:27 и друг., причем поступание согласно с личными особенностями субъекта может быть оправдано лишь под условием соответствия его с «общеобязательным долгом» (Мартенсен). О третьих нечего и говорить: путем зла, каковым является уклонение от требований нравственного закона для осуществления будто бы более высоких целей, можно придти только и только ко злу; из нравственного зла никогда не может возникнуть что-либо другое, кроме зла же: и не яко же хулимся, и якоже глаголют неции нас глаголати, яко сотворим злая, да приидут благая: их же суд праведен есть (Рим.3:8 ср. Лук.16:10). – Из представителей второго антиномизма, т. е., социального, наиболее известны иезуиты, употребляющие, по-видимому, все меры к тому, чтоб «обойти» ясные требования нравственного закона в интересах разнузданной человеческой свободы (общеизвестно иезуитское учение о «цели, оправдывающей средства», о «пробабилизме», «аеquivica», «restrictiones mentales», «соnsensus соnditionales», «рессatum vеniale» и проч., частности обо всем этом см. под словом Иезуитская мораль). Кроме иезуитского антиномизма, отмечают еще «политический», «социалистический» и др. У политиков проповедуется, так сказать, «двоякая» нравственность: одна, поскольку имеется в виду частная, личная их мораль, и другая, поскольку имеется в виду их политическая деятельность. В первом случае они следуют предписаниям «обычной», общечеловеческой нравственности. Во втором считают необходимым, в «интересах» своих государств, отступать от последней, употреблять хитрость, недомолвки и пр., как будто из зла может возникнуть добро (это же приложимо и к основному поведению иезуитов) и как будто политики настолько прозорливы, что ясно могут видеть будущие результаты такого антиномистического своего поведения, которые в действительности бывают далеко несогласными с их ожиданиями, между тем как если бы их лозунгом была искренность, правдивость, тогда скорее упорядочились бы международные отношения, так как всякий доверял бы другому и проч. Социалисты, подрывая основы христианского брака, ео iрsо подрывают в самом корне и жизнь общественную, государственную, покоящуюся на здоровой семье, какой может быть только христианская. Пытаясь всех «уравнять» даже и в отношении к степени их «счастия», они игнорируют значение в человеческой жизни «греха», «болезней»..., не обращают своего внимания на условный, относительный характер человеческого «счастия», понимаемого в обычном смысле слова, – на индивидуальные особенности человека..., короче: на все то, что делает «равенство» между всеми людьми безусловно невозможным (да его нет даже и в самой «природе») и т. п. – О других видах антиномизма, напр., о сектантском, нет надобности здесь говорить.

Подробности об антиномизме можно чит., напр., у Мартенсена («Христ. учение о нравственности». перев. проф. А. П. Лопухина; т. I, С.-Пб. 1880, §§ 126–132), о. И. Л. Янышева («Правосл.-христ. уч. о нравственности». Москва 1887 г.; §§ 13–17), следующего первому, Неrzоg«а (в его «Rеаl-Еncyklop. für prof. Theol. u. К». I Вd.: «Аntinomismus»; здесь указана и литература предмета), у Брокгауза-Ефрона (в. русск. «Энциклопед. Словаре»; 2-й полут., С.-Пб. 1890 г.: «Антиномизм») и у авторов весьма многих (б. ч. иностранных) систем «этики» (из новейших назовем: Luthardt'а, Kübel'я), кроме вышеуказанных.

А. Бронзов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle