Источник

Академии

Академии – высшие ученые и учебные заведения. Название это происходит от афинского пригорода Ἀκαδεμία, где жил и учил Платон и его преемники. От пригорода получила название и знаменитая философская школа Платона, так что и его ученики и последователи в отличие от перипатетиков стали называться академиками. В подражание ему и Цицерон дал своей загородной вилле, или даче близ Путеол, название Асаdemia, где он составил свой знаменитый философский диалог: «Академические вопросы». Платонова академия существовала до времен Цицерона и направления в ней несколько раз менялись, смотря по преобладанию тех или других веянии в умственном настроении – от положительного Платонова идеализма до скептицизма и экклектизма позднейших времен. Определяя академию своего времени, Цицерон говорил: «Особенность академии состоит в том, чтобы никогда никому не навязывать своего мнения, одобрять все, что кажется вероятным, сравнивать между собою различные мнения, смотреть, в чем можно подвинуться вперед с той или другой стороны, и предоставлять слушателям свободу суждения без всякого посягательства на догматизирование». Впоследствии академией стали называть вообще собрания ученых мужей, преследовавших те или другие научные цели. Первым примером такого научного заведения был «Музей» в Александрии, основанный Птоломеем Сотером. Покончив с завоеванием Египта, он обратил внимание на развитие наук и литературы, и собрал около себя много ученых людей, которым поручал собирать книги и произведения искусства. Таково было происхождение Александрийской библиотеки, знаменитейшего книгохранилища в древности. Минуя академии, которые повсюду были основываемы маврами или арабами, от Гренады до Самарканда, заметим, что в Европе первая академия была основана Карлом Великим с помощью Алкуина, и в ней изучались грамматика, орфография, риторика, поэзия, история и математика. По его примеру академии стали основываться и в других странах, например, в следующем столетии Альфред основал академию в Оксфорде. Со времени эпохи возрождения наук и искусств академии стали процветать в разных городах Италии и в 1560 году в Неаполе основана была первая «Академия наук», в новейшем смысле этого слова. Римская церковь не преминула воспользоваться тем же способом для развития богословских наук, и повсюду как грибы стали вырастать латинские академии. Они имели важное значение для просвещения и по их образцу академии стали основываться и в других странах. По образцу латинских академий была основана и первая русская академия в Киеве, а затем и в Москве. В настоящее время в России, кроме «Академии наук», имеется несколько специальных академий и в том числе четыре духовных академии: старейшая по времени образования Киевская, затем следуют: Московская, Санкт-Петербургская и Казанская. О них см. под их собств. именами.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle