Источник

Агафопод

Агафопод (доброногий, с греч.), диакон и Феодул (раб Божий, греч.), чтец, свв. мучч. Солунские. – Агафопод, св. муч., был старец, «целомудрием и сединами украшенный», Феодул – сын христианских родителей, «юноша млад и красен лицем, непорочно и в чистоте живый», – вместе служили они и угождали Богу при одной церкви в Фессалониках (Солунь, в Макед.), оба вместе прияли и мученический венец в гонение Диоклит. и Максим., в 303 г., «соблюдше благочестия соуз, даже до смерти нерешим» (Кан. Иосифа Песноп. п. 9). Еще до приятия подвига страдальческого, юноша Феодул имел видение, предвозвещавшее его о несении мученического креста: ночью в сонном видении явился пред ним неизвестный муж и вложил в его руку «вещь некую»; юноша тотчас же проснулся и увидел в своей руке «перстень, зело красен, неведомо от коей вещи соделанный, с печатью, имущей изображение Креста Святого, еже бе знамением страдания за Христа Господа, на кресте за ны пострадавшего». Этим перстнем св. юноша «всякия в человецех болезни целяше, и аще точию усреташе кого от немощных Феодул, перстень оный носящ абие отбегаше болезнь от немощного и подавашеся здравие: чесо ради многие от еллин ко Христу обращахуся». Когда был получен и обнародован в Фессал. царский указ, предписывавший всем, под страхом мучений и казней, поклонение и принесение жертв языческим богам, – многие из христиан поколебались, отступили от веры, подчинившись воле языческих властей, и остались на свободе, но св. Агафопод и Феодул, старец и юноша, не смущаясь скрывательством и отступничеством многих, пребывали твердыми в вере и усердно молились Богу, в ожидании призыва к суду, а когда были позваны, то, «аки на пир звани бывше весело идяху, руками друг друга держащеся, светлы лицами, душами же мужественни, и велегласно со дерзновением взываху: христиане есмы!» Начался допрос, последовали «дружеские увещания» – образумиться, пощадить себя – подчиниться воле царей, угрозы, а затем и неизменно сопровождавшие их страшные пытки и мучения; но ни что не могло поколебать веру и исповедание обоих мужественных страстотерпцев Христовых, отвергавших и обличавших языческое нечестие своих мучителей. Мучимые на пытке и неоднократно отводимые в темницу, они велегласно возглашали хвалу Богу и с пламенной молитвой обращались к Нему о поддержании их немощных сил в перенесении жестоких мучений. Даже язычники, видя их непоколебимую твердость и постоянство в вере, и слыша их пламенные молитвы к Богу, начали волноваться и, сострадая и соболезнуя им, возмущались жестокостью мучений. Тогда правитель города (Фавстин), мучивший их, чтобы прекратить начинавшееся народное волнение, произносит свой приговор – велит бросить их в море с камнями на шее. И так скончались они – «безбожие яко же ино море пресекши, по словам церковной песни, в землю бесстрастия, в небесное царство внидоста достойне». Море не удержало их тел: «того же часа изнесе волнами» на берег «разрешены связания и камней, вельми светлыя», а «знаемые их погребоша тела их честно» и удостоились явления св. Феодула «в одежде беле и лицем пресветла», повелевшего имение его раздать нищим, сирым и вдовицам. – Память их 5 апр. в нашем Слав. Месяц., 4 апр. в. Греч. Римск.

Житие св. мучч. Агафопода и Феодула заключает в себе, вероятно, подлинные акты – мученические деяния этих святых, записанные современником и во всяком случае человеком близким ко времени их мучений (см. Серг., Месяц., – у Гарнака (Gesch. Аltchristl. Liter., I, 2 пол., стр. 830) относятся они к числу «неподлинных и подозрительных»). На греч. яз. оно находится в А88. арril. XXXI VI и сл., Арр. 320 и сл.; на славян. яз. в Чт.-Мин. Макар., апр. 5 л. 59–64 (Синод. биб.); в новом изложении это житие – в Чт.-Мин. Дим. Рост. (который, кроме того, ссылается на Метафраста, но в числе известных Метафраст. жит. свят. нет жития св. Агаф. и Феод.); сокращенное изложение в Мен. Б., в греч. Синак., в Прол. В Месяц. Вел. Констант. ц. IX–X вв. память их 4 апр., причем в отметке памяти есть прямое указание и на их известное в настоящее время греч. житие (см. у Дмитриевского, стр. 62), в Мен. Вас. и в греч. Синак. также 4 апр.; в Слав. Прол. рук. и печат. 5 апр. (см. Новг. Прол. XV в. № 1341), и также и 4-го (напр. в Хлудов. Прол. XIV в. № 189); в греч. Служеб. Мин. нет службы им (Венец. изд. 1843 г.), в славян. же Служ. служба и канон Иосифа Песноп. (см. изд. 1705 г.).

А. Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle