Слово на Рождество Христово
«Слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк. 2:14).
Когда пришло исполнение времен и свершилась «велия благочестия тайна» – Бог явился во плоти, – то, как повествует св. евангелист Лука, вместе с ангелом, возвестившим об этом дивном событии вифлеемским пастырям, «внезапно явилось... многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:13–14).
Непрестанно славящие своего Творца и Господа (Откр. 4:8) ангелы имели на этот раз особый, чрезвычайный повод умножить свои хваления, восполнив их новым песнопением, проникнутым светлой радостью и ликованием. В вифлеемских яслях возлежал Младенец, Которому надлежало совершить то, «во что желают приникнуть Ангелы» (1Пет. 1:12), то есть великое дело воссоздания человеческой природы через искупление.
И хотя самый способ, каким должно было осуществиться спасение человечества, не был вполне известен ангелам Божиим, хотя они еще не ведали, что Младенец Христос есть Агнец непорочный, закланный от сложения мира (Откр. 13:8; 1Пет. 1:19), однако они понимали и чувствовали, что в мире начинает совершаться событие, в котором Слава Божия, Божественное «царство и великолепие» проявится во всей своей полноте. И действительно, сколь достоин был славы и хваления Тот, Кто «будучи образом Божиим... уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6–8).
...Возвещая славу Божию, ликующие ангельские воинства говорили о мире, который отныне должен был воцариться на земле.
Мир, возвещенный ангелами, был прежде всего «миром Божиим, который превыше всякого ума» (Фил. 4:7). Это было примирение человека с правдой Божией. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2Кор. 5:19). А примирение с Богом открывало путь к примирению человека со своей совестью, которая, по выражению древних отцов и учителей Церкви, есть голос Божий в человеке. Человеку, как возлюбленному чаду Божию, открылась возможность пользоваться преизобильными дарами благодати Святого Духа – в таинствах и священнодействиях Церкви – под условием нравственного самоочищения чрез покаяние и достойной жизни по заветам Христовым.
Мир с Богом и мир со своей совестью требуют от человека мира с другими людьми. Именно этим путем должна выражаться ответная любовь прощенного грешника на бесконечную милующую любовь Божию. «Мир оставляю вам, – говорил Спаситель в прощальной беседе с учениками, – мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам... Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 14:27, 15:12).
Мир внутренний, то есть «настроение, полное любви» (св. Григорий Нисский), должен непременно проявляться во внешней деятельности сынов мира (Лк. 10:6), приносить свои плоды во всех сферах человеческой жизни – в жизни личной, семейной, общественной, международной, – освещая и согревая всю совокупность и все многообразие человеческих отношений.
Человек, как и всякое творение Божие, создан ради откровения в нем распространяющейся на мир вечной и преблаженной Жизни Божества. Но именно в нем, как в венце творения, это просияние неизреченной Славы Божией может достигать высочайшей степени совершенства. В результате духовно-нравственного возрастания под воздействием благодати Божией человек может достигать такого состояния, при котором каждый свободный поступок, каждое слово и каждая мысль его является прославлением Бога, поскольку в них отражается чудная красота Божественного Первообраза (Сир. 17:8).
Присоединяя свои хваления Родившемуся в Вифлееме Богомладенцу к восторженному гимну ангелов, мы должны прославлять Господа не только устами, но и всей своей жизнью. «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии», – говорит св. апостол Павел (1Кор. 6:20).
Поклоняясь же благоговейно возлежащему в яслях Начальнику Мира (Ис. 9:6), истинному Солнцу Правды (Мал. 4:2), вспомним апостольское слово, внушающее, что в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5), и вместо дара Младенцу Рожденному принесем твердую решимость «поступать достойно звания, в которое мы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1–3).