Источник

Слово на литургии в Лазареву субботу

22 апреля 1978 г.

«Душеполезную совершивше четыредесятницу, просим и святую седмицу страсти Твоея видети, Человеколюбче!»

Сорок дней подряд вела нас Св. Церковь путем подвига молитвы и воздержания к священным дням Страстной, а затем и Пасхальной седмиц, чтобы теперь возвести на высокую гору боговедения, где, поклоняясь Триединому Богу любви и приникая к источникам божественной мудрости, могли бы мы, в меру духовных сил наших, приобщиться к начаткам нескончаемой радости будущего века.

И вот мы уже у подножия этой мысленной горы! Не у той древней Синайской горы, к которой запрещено было сынам Израиля даже прикасаться под страхом неминуемой смерти, а у святой Горы Божией, подняться на которую приглашает голос великого пророка Божия, Иеремии: «вставайте, и взойдем на Сион к Господу, Богу нашему» (Иер. 31:6).

Гора эта, как и древний Синай, как бы окутана еще дымкой облаков, прикрывающих от наших взоров область спасительной тайны, и на вершине ее блещут огнезрачные молнии божественных озарений. Но облака эти уже готовы рассеяться по мере нашего восхождения, чтобы дать возможность приблизиться к нерукотворенному храму славы Божией. И эти молнии не опалят нас своим священным огнем, а лишь осветят величайшую святыню крестного богочеловеческого подвига, дабы, благоговейно поклонившись ей, мы могли невозбранно, с чувством глубочайшей благодарности, созерцать красоту Господню (Пс. 26:4), открывшуюся в событиях Сионской горницы и Голгофы.

В преддверии этих спасительных событий Церковь напоминает о чудесном воскрешении друга Христова Лазаря четверодневного и открывает самую сущность того, что предстоит нам вспомнить и вновь пережить и перечувствовать в дни великой Страстной седмицы и светлого праздника Пасхи. Она говорит нам о величайшей ПОБЕДЕ Того, Кто есть «всех радость, истина, свет, жизнь мира и воскресение», – о ПОБЕДЕ над самыми страшными и самыми могущественными врагами человека и человечества: над силами зла (Ин. 12:31), греха и смерти (1Кор. 15:25–26).

Радостна бывает победа над лютым и безжалостным врагом, одержанная ценой великого самопожертвования и героизма. С любовью и ликованием встречает народ своих мужественных воинов – победителей, грудью защищавших свою Отчизну, и имена их будут долго жить в благодарной памяти потомков. Но радость эта неразлучна с печалью о том, что никто и ничто уже не в силах вернуть к земной жизни павших на поле брани – горячо любимых и безмерно дорогих сердцу сыновей, мужей, братьев и отцов.

И обычная смерть близкого человека приносит с собой трудно утолимую печаль, великое, подчас неизбывное, горе! «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида...»

И вот мы узнаем, и не просто узнаем, но и получаем твердое заверение, что ценой искупительных страданий и крестного подвига Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа приобретена для нас полная победа над смертью – этим лютейшим и жесточайшим врагом всего человеческого рода.

Властным словом Своим Господь воскрешает четверодневного мертвеца, исхищает Своего друга из объятий смерти. «Кто видел, кто слышал, – восклицает, говоря об этом чуде, св. Андрей Критский, – чтобы воскрес умерший, тело которого подверглось разложению!? Воскрешали мертвых и пророки, Илия и Елисей, – но воскрешали не из гроба и не в четвертый день» (Канон на повеч. пятка ваий, п. 4, тр. 6-й).

Конечно, человек, который не в силах видеть в евангельском повествовании более, чем простую легенду, может сказать: что же изменилось в этом мире после возникновения христианства? Люди по-прежнему умирают, и никто из умерших не возвращался обратно! Мы знаем, что еще древний мудрец так выражал мысли людей, не имеющих надежды на будущую жизнь: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти... случайно мы рождены и после будем как небывшие ... жизнь наша ... рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца» (Прем. 2:1–2, 4).

В притче о богатом и Лазаре возвещается нам печальная истина, что люди, преданные исключительно земным интересам, утрачивают способность верить не только сокровенным тайнам, но и тому, что произошло бы у них прямо на глазах, со всей очевидностью. «Если бы кто и из мертвых воскрес, – говорит о таких патриарх Авраам, – не поверят» (Лк. 16:31).

Совсем иначе смотрит на вещи христианин, для которого слово Божие живо и действенно (Евр. 4:12). Знает он, что Бог не человек, чтоб Ему лгать (Чис. 23:19), и что все сказанное Им сбудется в свое время. Твердо верит он, что пришествие в мир воплотившегося Единородного Сына Божия внесло коренную перемену в жизнь и судьбы человечества. И если вошедшая в мир чрез грех первых людей смерть царствовала от Адама над всем без изъятия человечеством, то Господь Инсус Христос силой Своего божественного всемогущества и нравственным величием Своего искупительного подвига лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2: 14), избавил нас от неизбежного рабства греху и, даровав необходимые благодатные силы для глубокого духовного обновления, открыл нам надежный доступ к спасению и вечной жизни.

Ближайшей целью воскрешения Лазаря было укрепление веры учеников Христовых в то, что Сыну Человеческому надлежит не только много пострадать и быть уничижену (Мк. 9:12), но и воистину воскреснуть из мертвых в третий день (Лк. 24:46). Тот, Кто мог воскресить четверодневного мертвеца, не мог Сам стать бессильной добычей смерти! Уже одно это сознание не позволило ученикам в часы страшных недоумений полностью утратить всю энергию своей веры. Вера их, испытанная в горниле тяжких искушений, поистине оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота (1Пет. 1:7) и соделала их достойными того, чтобы стать свидетелями и благовестниками величайшего события Воскресения Христова.

Воскресение Христово есть самый верный залог и самая надежная гарантия и нашего будущего воскресения. »Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут« (1Кор. 15:20, 22). Все те, кто действительно будут «Христовыми», последуют за Христом, будут верны Ему в жизни и смерти!... И оживут они не для того, чтобы вновь вернуться в условия земной жизни с ее ограниченными интересами, непрочными радостями, с ее болезнями и печалями, но для того, чтоб навеки соединиться со Христом, со всеми святыми Его и с теми близкими любимыми, с кем на время разлучает нас телесная смерть.

Впрочем, слово Божие предупреждает нас, что всеобщее телесное воскресение будет двоякого рода. Когда «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия», то «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28–29). Значит, телесно воскреснуть можно не только для вечной блаженной жизни, но и для вечной смерти, для того опустошенного и безрадостного вечного бытия, которое в Священном Писании, в отличие от «лучшего воскресения» (Евр. 11:35) праведников, именуется вечной погибелью (2Сол. 1:9), духовной или «второй смертью» (Откр. 20:14).

ПОБЕДА над смертью, одержанная Господом Иисусом Христом, состоит не только в том, что действием всемогущества Божия некогда произойдет телесное воскресение всех умерших, «праведных и неправедных» (Деян. 24:15), но и в том, что при наличии доброй воли каждый верующий в Единородного Сына Божия, при содействии божественной благодати, чрез подвиг духовно-нравственной жизни получил полную возможность избавиться и от вечной духовной смерти, составляющей неизбежный удел нераскаянных и ожесточившихся грешников.

Нам открыто, что, как жизнь во Христе, так и смерть духовная в полной мере раскроется в будущем веке после великого судного дня, на котором каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор. 5:10). Но начинаются они еще здесь, на земле. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7–8). «Жизнь грешников, – говорит преп. Ефрем Сирин, – есть смерть, потому что томятся они тлением и смертью, живя, чтобы умереть для вечного мучения». Напротив, «кто приобрел высший образ мыслей, тот еще здесь предвкушает Царство Небесное, начинает жить блаженной жизнью, ожидая себе блаженства, уготованного любящим Бога».

Здесь же, на земле возможен для человека и переход из смерти духовной к жизни во Христе, который тайнозритель св. апостол и евангелист Иоанн Богослов называет в своем Откровении «первым воскресением» (Откр. 20:5). Раскрывая эту радостную для нас истину, преп. Макарий Египетский говорит: «воскресение умерщвленных душ бывает еще ныне, а воскресение тел будет при кончине века».

Итак, возлюбленные, сегодня в событии воскрешения Лазаря четверодневного Св. Церковь указывает нам прообраз нашего будущего воскресения. «Общее воскресение, прежде Твоея страсти, уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже!» Но, не останавливаясь на этой мысли о телесном воскресении как о действии всемогущества Божия, Св. Церковь вводит нас в область и более глубокой тайны. Она свидетельствует, что Грядущий на вольную страсть, нашего ради спасения, Господь наш Иисус Христос есть ПОБЕДИТЕЛЬ СМЕРТИ не только телесной, но и духовной, есть Первенец мертвых, умирающих о Господе. И потому в радости об этой величайшей победе и в надежде на божественные обетования, дарованные нам о Христе Искупителе нашем, с символами этой радости и этой надежды в руках, мы, подобно ликующему народу, встречавшему Господа при вступлении Его во святой город, в канун великой Страстной седмицы взываем из глубины благодарного сердца: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!»

Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle