Крестные ходы и храмовые праздники
В Тихоновой пустыни бывают обычные крестные ходы; один в понедельник Святой Седмицы с образами и два на воду и вокруг монастыря, – в Преполовение (на пруд), а 1 августа – на колодезь преподобного Тихона.
Колодезь преподобного Тихона находится в двух верстах от обители, у самого истока речки Вепрейки, в кустарнике, принадлежащем крестьянам Тихоновой слободы; по преданию, на этом месте впервые вселился преподобный, когда пришел в эти места.
Но особенное стечение богомольцев в Тихонову пустынь бывает в храмовые праздники: Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа ( по старой памяти, гораздо более, чем в Преображение, так как обитель в древности, как мы видели, именовалась: «Успенскою»), и в день памяти преподобного Тихона Чудотворца, 16 июня. В этот день в Тихоновой слободе издревле бывает однодневная ярмарка, располагающаяся на поляне близ сельской церкви. На ней производится небольшой торг лошадьми, сельскими произведениями и, из красного товара, вещами, употребительными в крестьянском быту. Народу собирается в этот день до 3000. В монастыре, накануне этого дня, бывает всенощное бдение, а в самый праздник после ранней литургии, до поздней и после оной, служатся усердствующими заказные молебны угоднику Божию, преподобному Тихону; также существует обычай приносить в этот день елей неугасимой лампады ко гробу Преподобного; и нередко набирается оного столько, что обеспечивается годовая потребность для поддержания неугасимой лампады. Это делается так: на самом гробе, в ногах Угодника, стоит лампада, наполненная елеем из неугасимой лампады, а у раки на полу становится особый сосуд (кадочка), в который богомольцы вливают приносимый в бутылочках и склянках (по Фунту, 1/2 и 1/4 фунта) елей; оставшийся же на две капли оного вливают в лампаду, стоящую на гробе, а из оной берут несколько капель в свои сосуды на благословение и в то же время ложечкой пьют несколько капель св. елея, взятого из лампады, во здравие души и тела.
В народе, преимущественно же у раскольников, распространено поверье, что преподобный Тихон на 8 сутки после дня его памяти, яко бы уходит отсюда в Киев и потому в этот день многие собираются в обитель «на проводы». Это поверье, неизвестно на чем основанное, не служит ли безмолвным указанием отечества преподобного Тихона, которое он, по словам составителя службы, «от юности оставив, вселился в пустыню". А первый основанный им в пустыне храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (может быть, в память небесеподобной церкви печерской) придает еще более вероятности этой догадке.
Богомольцы, посещая Тихонову пустынь, почитают непременным долгом зайти в часовню, оберегающую драгоценные остатки того дуба, в дупле которого, по преданию, спасался преподобный Тихон, в начале своего удаления от мира. Остаток, уцелевший доныне, составляет лишь вершину этого исполина лесов и свидетельствует, очевидно, о достоверности предания. Богомольцы имеют благочестивый обычай брать от сего дуба небольшие частички, употребляемые ими по вере, многими опытами оправданной, как целебное средство от недугов, и в особенности от зубной боли. Дерево сохранило необыкновенную свежесть пользуясь этим, из отрезков его режут во благословение посетителям кресты, на что есть в обители необходимые инструменты и искусный мастер.
Храмовые и придельные праздники в Тихоновой пустыни следующие: 21 мая, 15, 23 июня, 6,15 и 26 августа и пятницу Светлой седмицы.
* * *
Никакой грех, пишет св. Иоанн Златоуст, Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года.
Никакой грех, пишет св. Иоанн Златоуст, Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года.