Источник

Д. Разное

1. В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

ИСТИННАЯ МОЛИТВА

Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, св. Церковь, раскрывая перед нами «весну постную», весну нашей души, предложила нашему вниманию поучительную притчу Христа Спасителя о мытаре и фарисее.

Всего три недели отделяют нас от св. Четыредесятницы – времени нашего душевного врачевания и устроения. В дни Великого Поста мы будем воспитываться здесь в св. храме в молитве, будем часто возносить ее ко Господу о прощении наших грехов и об оставлении прегрешений усопшим отцам и братиям нашим. И вот, чтобы мы знали, как нужно молиться, какая молитва доходит до Неба и какая бывает неугодна Богу, св. Церковь и дает нам два образа ее: молитву фарисея и молитву мытаря.

Слово «мытарь» происходит от «мыто», что значит «пошлина». Это название давалось иудеями откупщикам и сборщикам податей. Так как мытари нередко исполняли свою должность недобросовестно, то возбуждали к себе ненависть у населения Палестины. Для иудеев того времени мытарь и грешник были синонимами.

Фарисеи считались знатоками Закона и учителями иудейского народа. Они любили показать себя перед людьми строгими исполнителями законных обрядов: ходили в длинной широкой одежде с надписями из Священного Писания, несколько раз ежедневно совершали омовения. Милостыню они подавали с важностью; принимали постные лица, чтобы люди считали их благочестивыми. Вот с таким или подобным благочестием и пришел в храм упоминаемый в сегодняшнем Евангелии фарисей и, став на видном месте, начал молитву. Я знаю, Боже, – говорил он, – что заслужил Твое благоволение верным исполнением Закона. «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю», т.е. больше, чем велит Закон. Я превзошел Закон. «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11–12)... Сколько гордости, тщеславия в молитве этого знатока Закона! Тут и самохвальство, и превозношение, и жестокое осуждение других. Он услаждается своими наружными добродетелями и не видит своей духовной, внутренней пустоты. Он не чувствует, что пост и молитва – эти поистине великие добродетели – выполняются им не во славу Божию, а во славу свою, «чтобы показаться пред людьми» (Мф. 6, 5), приобрести их уважение, получить известность. Он не видит, что та десятина, которую он жертвует, неугодна Богу, потому что приобретена нечестным путем. Фарисей не замечает в себе ничего плохого. Он и в храм-то пришел не для того, чтобы просить прощения у Бога, а чтобы похвалиться своими добродетелями.

С совершенно иным расположением сердца стал на молитву мытарь. Он не выступил подобно фарисею вперед, но в благоговейном трепете остановился «вдали». Мытарь ничем не хвалился пред Богом, не искал в своей памяти добрых дел, которые, несомненно, были и у него, не сравнивал себя с другими людьми и не винил их за свои проступки. Он только каялся в своих грехах. Склонив голову, не смея поднять глаз к небу, он, «ударяя себя в грудь», с глубоким смирением и упованием на милость Божию взывал: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18, 13)... Не многословна была молитва мытаря, но в ней было выражено всё: сознание своего недостоинства, раскаяние в грехах и плач о помиловании... Плод от этой молитвы был велик. «Сказываю вам, – продолжал учить Господь, – что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14).

Как бы продолжением раскрытия этого евангельского наставления служит одно сказание, излагаемое нашим отечественным подвижником прошлого столетия святителем Феофаном. Одной душе, ищущей спасения – рассказывает Святитель, – вот что показал Господь в сонном видении. Виделось ей, будто бы она вместе со многими другими находилась на просторном дворе св. обители, посредине которого стояла благолепная церковь. Все кого-то ожидали. Вдруг послышался тихий говор: идет, идет Пастырь! Народ расступился, и все увидели грядущего в пастушеской одежде Спасителя. Лицо Его было необыкновенной красоты, радушный взор излучал отраду и покой. Он прошел к церкви и остановился у ее дверей. Движением руки и знаком очей Он стал подзывать к Себе из толпы одного за другим. Подходившие к Нему облекались светом, делались светоносными. Можно было уразуметь, что эти знаки были проявлением небесной милости и благодати. Но, подозвав несколько человек, Спаситель остановился... Душа, которой представлялось это видение и которая в жизни не чуждалась добрых подвигов и трудов, с самого начала появления Господа возмечтала, что она не такая, «как прочие люди... или как сей мытарь», и что Господь за ее добро воздаст какую-то особенную награду. Поэтому, когда Спаситель остановился, она решила, что подошла ее чреда. Выступив вперед, она спросила: не меня ли, Господи, ждешь? Но Господь и не взглянул на нее. Словно молнией поражена была душа и с воплем пала.«Я грешница, я погибшая! Господь отверг меня, а без Него как жить и где искать спасения!» – взывала она. Но Господь стоял уже рядом с ней. И, как только она подняла свой взор, увидела Его с распростертыми объятиями, говорящего: «Вот как ко Мне подходить должно!»... Видение кончилось.

Просто, понятно, назидательно!

Дорогие отцы, братья и сёстры! Притча, которую предложила нам св. Церковь, должна быть принята нашим сердцем и приложена к нашей жизни. Неверно думать, что в ней говорится о ком-то другом, а не о нас. Она дана и для нашего вразумления и наставления.

Все мы приходим в этот св. храм, чтобы вместе со священнослужителями вознести общие молитвы к Престолу Божию. Но все ли мы оставляем за порогом храма грехи, которыми наполняются дни нашей скоротечной жизни?... Ничтожная причина привела нас к ссоре с соседями, к обиде домашних. И мы, не помирившись с ними, не попросив у них прощения, отправились в дом Божий – дом мира – на молитву. Мало того, и во время молитвы мы пытаемся оправдать свои поступки и обвинить ближних. Еще хуже, когда мы не стараемся отогнать от себя худые мысли, как бы побольше доставить своему противнику неприятностей и горя!... Подумаем и спросим себя: разве такая наша молитва не будет молитвой фарисейской?! Приходить в храм должно не только с добрыми чувствами, но и не вносить в него даже житейских забот. «Всякое ныне житейское отложим попечение, – поем мы с вами за каждой Божественной Литургией. «Да молчит всякая плоть человеча, – говорится в другом известном церковном песнопении, – и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет». Храм – это небо. Здесь мы должны забыть всё дольнее, суетное и углубиться только в молитву, вознести свои мысли и сердце горе, предать себя в волю Небесного Отца и взывать словами мытаря: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!».

А как мы, приходя в храм, исповедуемся? Нередко, вместо того, чтобы признать и осудить свою греховность, мы по-фарисейски оправдываем себя: никого не убили, не ограбили, ничего не украли, ничьей жены или мужа не отняли. Прочие грехи нам кажутся настолько незначительными, что в них, может быть, и каяться не нужно. В этом наша грубая ошибка. В духовной жизни не должны иметь место не только проступки, но даже греховные мысли и расположения. «Вы слышали, – учит Сам Господь, – что сказано древними: «Не убивай; кто убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, напрасно, подлежит суду» (Мф. 5, 21–22). И еще: для того, чтобы стать достойным христианином, недостаточно только избегать зла, а нужно творить добро, ежедневно и неустанно. "Живи так, – учит преподобный Ефрем Сирин, – чтобы душа твоя была подвижна на добро, как огнь»183.

Вот, дорогие отцы, братья и сёстры, как св. Церковь в преддверии Великого Поста, подобно заботливой матери, с одной стороны, учит нас не молиться по-фарисейски, а с другой – указывает на добрый пример истинной молитвы.

И если мы пойдем путем не фарисея, а путем мытаря, то грядущие св. дни не будут дня нас тщетными. Мы начнем «постное время светло ... очистим душу, очистим плоть»184 и сподобимся неосужденно достигнуть и поклониться Светлому Христову Воскресению.

Аминь.

2. НА НОВЫЙ ГОД

А) НОВОЕ ЛЕТО – НОВЫЙ ГЛАС БОЖИЙ

По милости Божией мы, дорогие братья и сёстры, вступаем в Новый год. Немало благодеяний оказал нам Господь в мимошедшее лето: самое главное, Он сохранил нашу жизнь и дал всё необходимое для нее.

Наше земное странствование, и без того краткое, сократилось на один год. Мы сделали еще один большой шаг к могиле. Осматриваясь вокруг, мы не видим многих тех, которые, исполненные надежд и планов, вместе с нами встречали истекший год. Неумолимая смерть унесла их в вечность, не взирая на пол, возраст, звание, положение, вызывая потоки слез и горя у родных и друзей. Может быть, и над нашей главой носился этот печальный вестник. Но животворящая сила Божия проявила к нам долготерпение, отвратила от нас опасность и укрепила наше дыхание. Ангел смерти внял, может быть, молитвам о нас какого-либо праведника. Но надолго ли? Ведь каждый день умирают десятки, сотни тысяч людей! И, несомненно, среди нас есть немало таких, которые встречают Новый год в последний раз.

Дорогие братья и сёстры! Новый год – это новое явление милости Божией, новый глас Божий, зовущий всех нас к Себе. И опасно не слушать его, ибо он может быть последним.

Жизнь человеческая, и каждая ее минута, есть величайший дар щедрой десницы Божией. И дается он человеку не для того, чтобы он употребил его во зло, а чтобы использовал его для спасения. Мудрость Божия не расточает Свои дары напрасно. Мы явились в мир не для того только, чтобы расти, питаться, обогащаться знаниями, достигать званий, ученых степеней, занимать положение в обществе и, в конце концов, состариться и умереть. Нет, земная жизнь должна быть обращена к Небу. Время дается нам для стяжания вечности. Оно требует от нас очищения сердца, исправления, покаяния, обновления духа, совершения добродетелей. Благость Божия зовет нас вести неустанно борьбу за наши души, ибо Господь желает всем спастись и достигнуть «познания истины» (1Тим. 2, 4). Может быть, Господь и пощадит нас еще не один год, чтобы мы обратились к Нему всей своей душой, сердцем и отдали себя на молитвенный подвиг, на христианское милосердие, на дела любви, на служение Богу и людям.

Но допустим, что мы еще долго будем жить, что впереди у нас много-много лет. И в таком случае мы должны творить добро и творить как можно больше. При добродетельной жизни мы не только ничего не теряем, а, наоборот, всё сохраним, приобретем и умножим.

Услышим же, дорогие братья и сёстры, обращенный к нам новый глас Божий! Поспешим же украсить себя добродетелями, пока имеем время. Незаметно пролетел год. Быстро пронесется и вся жизнь. Что если смерть настигнет нас прежде, чем мы станем достойно жить для Бога и людей?!

Начнем же с Нового года и новую жизнь. А Господь да утвердит нас в благочестии и сподобит вместе со Своими избранными торжествовать на Небе великое вечное Новолетие!

Аминь.

Б) ВЕРА В БОГА И ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ

Благодарение Богу, мы с вами провожаем в вечность еще один год.

На пороге Нового года люди приветствуют друг друга и высказывают самые добрые пожелания: крепкого здоровья, благополучия, исполнения желаний, счастья, мира, многих лет жизни. Наряду с этими пожеланиями я хочу высказать вам, дорогие братья и сёстры, те пожелания, которые особенно ценны для христианина. – Это: глубокая несомненная вера в Бога и сердечная искренняя любовь к ближнему.

Христианин, не имеющий глубокой веры в Бога, не может быть истинным христианином. Такой христианин только называется христианином – христианин только по имени. И даже имя он может потерять с ослаблением своей веры. В самом деле, как можно считать христианином того, кто не верит в Христа?! Если его и не отсекла от себя Церковь своим духовным судом, то его может отсечь, как мертвый член, Сам Господь – Глава Церкви. «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа», – пишет святой апостол Павел к своему ученику св. Тимофею (2Тим. 2, 19).

Православный христианин должен верить в Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа, в Спасителя, нас ради воплотившегося от Святого Духа и Пресвятой Девы Марии, пострадавшего, воскресшего, вознесшегося на небеса и имеющего придти во славе второй раз, чтобы воздать всем людям по их заслугам; почитать Божью Матерь, праведников Божиих, святые иконы, святые мощи. Он также должен верить в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, то есть в Церковь Православную. Святая Православная Церковь – наша духовная мать, лечебница, училище, корабль спасения. Кто в нее верит, кто к ней прибегает и в ней пребывает, тот от нее через святые таинства – Покаяние, Причащение, Елеосвящение – получает благодать обновления, укрепления, исцеления от немощей душевных и телесных. «Болен ли кто из вас, – учит святой апостол Иаков о таинстве Елеосвящения, – пусть призовет пресвитеров Церкви, пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14–15).

Наряду с глубокой верой в Бога, неотделимой от любви к Нему, православный христианин должен иметь сердечную любовь к ближнему. Степень и характер этой любви определил Сам господь наш Иисус Христос, когда сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Слышите, дорогие братья и сёстры, какой любви к ближнему требует от нас Господь! – Такой, какую мы имеем к себе. Всё доброе, что мы хотим сделать для себя, в той же мере надо делать и для ближнего. Всё плохое, чего мы избегаем, необходимо отвращать и от ближних. Эта заповедь о любви к ближнему новая (новозаветная) (Ин. 13, 34), и потому мы особенно вспоминаем ее сегодня – в канун Нового года. Мы все созданы по одному образу Божию, все искуплены одной Кровью Христа Спасителя, все дети одного Отца Небесного, все члены одного тела Церкви. Кому же как не нам любить всей душой своих близких?! «Страдает ли один член, – размышляет св. ап. Павел, – страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12, 26).

Воспитывайте в себе, православные христиане, и свято храните любовь друг к другу – отцы к детям, дети к родителям. Супруги будьте всегда верны, кротко исправляйте взаимные недостатки, помогайте друг другу возрастать в добре. Будьте все со всеми дружелюбны. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). От такой любви мы приобретем многое: соберем себе сокровище для вечной жизни, приобретем уважение со стороны людей, а если нас постигнут скорби и жизненные превратности, мы перенесем их легче, чем другие, ибо Бог мира будет с нами (Рим. 15, 33).

Пусть же в Новом году укрепится в нас вера в Бога и возрастет любовь к ближнему!

Господи, благослови нас в наступающем Новом году!

Аминь.

В) ИСПЫТАЙ СЕБЯ

Всё земное – быстротекущее и проходящее. Когда начинаешь вспоминать истекший год, то кажется, как будто мы встречали его совсем недавно. И вот он уже ушел в вечность. С его уходом наша земная жизнь, и без того короткая, сократилась еще на один год, и мы еще ближе подошли к тому пределу, когда должны будем давать отчет о всём содеянном, «получить соответственно тому», что делали, «живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5, 10). И чтобы «день оный» (2Тим. 4, 8) не был для нас Страшным Судом, а стал благословением Божиим наследовать Царство, «уготованное от создания мира» (Мф. 25, 34), необходимо сегодня, когда мы стоим перед дверями неизвестного будущего, самим произвести над собой страшный суд, подвести итог своим поступкам – испытать себя.

Господь продлил нашу жизнь, дал нам здоровье, хранил нашу св. Церковь, питающую нас пречистым Телом и Кровью Христа Спасителя, благословил отечество наше миром, повелел солнцу сиять над нами, а небу во благовремени дождить, земле велел произращать плоды. Посылал Господь и многие другие дары Своей благости, Своей щедродательной десницы. Но так ли мы приняли их, как требует того наше святое имя – «православный христианин», т.е. правильно славящий Бога. Если бы сейчас перед нами, и перед всеми, как это будет на Страшном Суде, обнаружились бы явно – без прикрас – все наши дела и «сердечные намерения» (1Кор. 4, 5), то не закрыли ли бы мы глаза от стыда, не побежали ли бы куда-нибудь от позора увиденного?!

Православный христианин! Искренне, чистосердечно, смиренно спроси самого себя и постарайся дать себе правдивый ответ: как ты провел время истекшего года, да и всей жизни? Посвящал ли его чему-либо полезному, или растратил на суету? Как употребил дары щедрой десницы Божией? Укрепился ли в вере в Бога, возгорелся ли любовью к Нему, воспитал ли в себе благоговение ко всему святому, научился ли всякое дело начинать и оканчивать молитвой, часто ли посещал храм Божий, часто ли причащался Святых Христовых Таин, читал ли Священные книги, отводил ли время на богомыслие и благочестивые разговоры? Научился ли воздерживаться от гнева, злобы, клеветы, осуждения, зависти, недоброжелательства? Больше ли заботился об общей пользе, чем личной? Добросовестно ли и усердно трудился? Верно ли исполнял долг христианина, гражданина, семьянина? Мужественно ли соблюдал Божии заповеди? Можешь ли ты сегодня с чистой совестью сказать: Господи, я Твой, помоги мне быть всегда Твоим?!

Вот ряд тех вопросов, над которыми мы должны задуматься, на которых мы должны остановиться, к которым должны приковать свое внимание. Подобное самоиспытание станет лучшим средством вступления в Новое лето.

Так испытывая себя, каждый из нас найдет в своем прожитом немало такого, о чём следует пожалеть: многое не сделано, упущено или просто попусту потрачено. Но не надо слишком печалиться, а тем более отчаиваться. Господь сохранил нашу жизнь, спас нас от житейских бурь – и сегодня ничто нам не мешает вступить в Новый год с новым духовным стремлением и провести его так, чтобы в конце его вспомнить о нём в радости о Господе. А для этого, дорогие братья и сёстры, начнем с небольшого: будем стараться каждое свое слово и дело освящать призыванием Божьего имени, согласно заповеди св. ап. Павла: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию» (1Кор. 10, 31). Всё, что нужно делать дальше, укажет вам св. Церковь-Мать. Опасно лишь одно: беспечность, откладывание своего исправления, ибо никто не знает, когда оборвется его земной путь.

Пусть же Господь поможет нам вступить в Новый год с новыми добрыми намерениями и в течение года их исполнить!

Аминь.

Г) НЕ ПЕЧАЛЬСЯ

Ушел в вечность еще один год, как уходили и многие другие годы. Отведенное нам для жизни весьма краткое время еще более сократилось, и мы ближе подошли к той черте, от которой никому нет возврата и за которой от нас потребует Господь отчета о всём содеянном и воздаст каждому по его делам (2Кор. 5, 10).

Но нам, дорогие братья и сёстры, не подобает печалиться о том, что время нашего земного пребывания убавилось. Мы здесь странники, взыскующие вечного Небесного Отечества. А разве печалится находящийся в далекой стороне сын, который горячо любит своих родителей и получил весть о возможности вернуться домой? Или: может ли скорбеть узник, получивший свободу? Так и мы не печалимся, не скорбим, если чувствуем, что год или годы прожиты не зря, что мы глубоко верим в Бога, всем сердцем любим Его, часто посещаем храм Божий, где причащаемся Честного Тела и Пречистой Крови Христа Спасителя, добросовестно исполняем свои обязанности, честно и усердно трудимся.

Может быть печальным прощание со старым годом и встреча с новым только для тех, кто забыл или забывал о Небесном Отечестве и жил только земным, погрязая в пороках и страстях. Не будет вполне радостной встреча нового года и людям полудобрым, то есть таким, которые в один день делали добро и зло; как будто усердно молились, а после молитвы обижали ближнего; каялись в своих грехах и тут же совершали новые грехи или впадали в те же, прельщаясь их суетными удовольствиями. По своему удовольствию грех кратковременен, но по своему разрушительному действию на нашу природу может стать вечным: может ее извратить, истощить наш дух, растлить сердце, очернить совесть, отвратить от всего доброго.

Но, дорогие братьи и сёстры, ни для кого дверь покаяния не закрылась. Всякий может в нее войти. Свиток с записью наших дел продолжает разгибаться, и мы можем вписать в него своей жизнью всё, что хотим. И что мы запишем, то и будет прочитано на нелицеприятном последнем Суде Божием. Только нельзя медлить. Нерешительность очень опасна, ибо дни летят, и мы не заметим, как счет их прекратится. Сегодня, когда мы вступаем в Новый год, самое подходящее время вступить и в новую святую жизнь. И если мы будем решительны, Сам Господь поможет нам в наших добрых делах Своей благодатью, обильно подаваемой в таинствах святой Церкви.

Да будет же для всех нас Новый год годом не печали, а радости жизни в Боге!

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (2Фес. 3, 18).

Д) ПОЛОЖИСЬ НА ВОЛЮ БОЖИЮ

Накануне Нового года многие мысли обуревают нас с вами, дорогие братья и сёстры: – и радостные, и грустные, и исполненные надежды, и чувства тревоги. Мы хотим приоткрыть завесу грядущего и заглянуть, что нас ждет впереди. Будем ли мы здоровы в предстоящем году или заболеем, будем ли мы счастливы, или нас постигнет неожиданно горе, будут ли к нам относиться люди с любовью, участием, или возле нас найдутся льстецы и клеветники, будет ли над нами светить и сиять солнышко, или пронесутся тучи и бури, будем ли мы, наконец, живы?! – На все это мы можем ответить однозначно: не знаем! Да и не нужно нам этого знать. А то, что нужно нам знать и что полезно знать нам дано в учении св. Евангелия, в наставлениях св. Церкви.

Вся наша жизнь открыта перед всеведущим и всемогущим Богом. Поэтому наш долг состоит не в том, чтобы узнавать наше земное будущее, а в том, чтобы приучать свою мысль, свое сердце чувствовать себя всегда в вездеприсутствии Божием – пред Господом думать, пред Ним желать, радоваться и печалиться, на Него возлагать свои надежды. Наш долг в том, чтобы быть внимательным к обстоятельствам нашей жизни, ко всему тому, что происходит с нами и стараться сделать из этого правильный вывод. Св. Евангелие учит, что жизнь каждого человека управляется Промыслом Божиим, что без его воли «и волос с головы не пропадет» (Лк. 21, 18).

Всё, что посылает нам Бог, что делает с нами, – для нашего блага. Одним Он посылает радость, чтобы вывести из печали, оцепенения и призвать к нормальной, деятельной жизни. Но другим попускает различные несчастья, когда для них нет другого пути к небу, да и к благополучию земному, кроме пути крестного. Только потом, спустя какое-то время, человек, если он правильно воспринял постигшие его беды и мужественно их перенес, увидит и поймет, что постигшие его горести имели глубокий смысл – послужили и к его пользе, и к пользе ближних. Он увидит, что то, об исполнении чего даже молил Бога, принесло бы ему гибель, а от чего отвращался – стало истинным благословением. "Смотри, – учит церковный вития прошлого столетия архиепископ Таврический Иннокентий, – это рука Божия! Это Она, всемогущая, отклонила от тебя то или иное бедствие, низложила пред тобою ту или иную преграду, – спасла от тех зол, кои тяготели над тысячами подобных тебе! Это Она, премудрая, провела тебя невредимым сквозь столько опасностей и затруднений, поставила в таком месте, где можешь не только сам быть покоен и счастлив, но и назидать счастье других! Это Она, всеблагая, ниспослала тебе столько неожиданных радостей, столько даров, вознаградила столько, по-видимому, невознагражденных потерь, согревала и питала твое младенчество, обуздывала и исправляла юность, благословляла и осеняла мужество»185. Поистине богодухновенны слова псалмопевца Давида: «Вечером водворится плач, а на утро радость» (Пс. 29, 6); «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс. 125, 5).

Православный христианин, помня это, всегда, – а сегодня особенно, – возлагай свои упования на Бога и благодари Его за великие милости!

С таким духовным устроением мы можем безбоязненно смотреть в даль будущего и спокойно встречать всё, что случится на нашем жизненном пути. Промысл Божий, покрывавший нас доселе, не оставит нас и после. Тому, кто твердо верит в Промысл Божий, не страшно ожидание грядущего. Приятно читать свиток уже совершённых добрых дел. Не менее приятно простирать взор и в предстоящее, когда оно светится надеждой на милость Божию и любовь. Праведник не изнеможет, но процветет как пальма и возвысится «подобно кедру» (Пс. 91, 13).

Что ожидает нас в Новом году мы – не знаем. Но верим, что ничего не случится с нами без воли Божией. Всё, что нам будет послано, мы примем как проявление неизреченной благости Господней и потому полезное для нас.

Вручим же, дорогие братья и сёстры, нашу жизнь Христу Богу и с несомненной верой в Промысл Божий вступим во врата Нового года!

«Благослови, душе моя, Господа!» (Пс. 103, 1)

Да будет, Господи, во всём воля Твоя!

Аминь.

Е) СЧАСТЬЕ

Много добрых, сердечных пожеланий высказываем мы друг другу накануне Нового года. Среди них чаще всего слышится пожелание счастья, нового счастья. Но когда мы желаем этого счастья, задумываемся ли мы о том, каким содержанием мы наполняем это пожелание?

Одни считают за счастье здоровье и многолетие; другие – различные радости и удовольствия; третьи – власть, силу, честь, знание... Во всём этом есть зёрнышко хорошего и весьма хорошего. В самом деле, кто из нас может не приветствовать желание больного поскорее выздороветь от недуга и побольше пожить на земле, полюбоваться ее красотами; или стремление скорбящего избавиться от бед и напастей; или обиженного, оскорбленного, униженного – выйти из своего состояния; или человека науки, жаждущего проникнуть в тайны окружающего мира и поставить свои достижения на службу людям. Всё это естественно, законно, похвально. Но истинное счастье человека не только во всём этом. Наряду со всем этим есть блага иные – духовные, приносящие нам подлинное, немеркнущее, непреходящее счастье.

Что же это за блага? – «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух, – зовет Сам Господь Саваоф, – обратитесь – и живите» (Иез. 18, 31–32). Вот где истинное счастье: в новом, чистом, любящем сердце, в новом верующем, исполненном надежды, духе.

Сейчас мне вспоминаются слова новогоднего послания на 1988 год Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Его Святейшество и Блаженство писал: «Наука быть счастливым очень проста: согрей свое сердце верой, надеждой и любовью, люби свои обязанности и ищи в них удовольствия... Счастье надо искать в собственном сердце, если там его нет, то нигде не найдешь». Как мудро, духовно и верно сказано! Человек с холодным, черствым, далеко стоящим от Спасителя сердцем – сухая ветвь, жалкое существо, ибо его земное счастье мимолетно, в лучшем – редком – случае – до могилы.

Да, здоровье, многолетие – счастье. Но, что если мы направляем свои силы не на уврачевание нашей души, а на грехи, на преступления, на духовные падения?! Что если мы бываем жестоки и каждый день собираем себе новые наказания «на день суда и погибели нечестивых человеков»?! (2Петр. 3, 7). И в жизни обычной мы, как правило, отстраняемся от людей крепких телесно, но больных духовно. И наоборот, тянемся к тем, кто высок духом, хотя, может быть, и слаб телесным здоровьем. Вспомним преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891) – сколько лет он был прикован к одру болезни! И какие нескончаемые вереницы паломников тянулись к нему! Сколько пользы принес людям этот великий старец! А ныне он сияет в сонме святых и продолжает помогать тем, кто еще находится в земном пути. Также и многолетие земное само по себе не ведет к славе. Не тот старец, кто долго жил, а тот, кто правильно, праведно жил. Святитель Василий Великий (329–379) прожил всего пятьдесят лет, а был славен за свою святость и труды и при жизни и еще больше после кончины. Подобных примеров бесчисленное множество.

Приятны для человека и земные радости и удовольствия. Но что, если они соединены с пороками, вливающими и в наше тело и в нашу душу ад, расстраивающими наши духовные и телесные способности, силы. "Блудник, – говорит св. ап. Павел, – грешит против собственного тела» (1Кор. 6, 18). Человек, испытавший множество суетных, греховных наслаждений, неизбежно впадает в скуку, начинает чувствовать в себе и даже вокруг себя пустоту, некий вакуум. Он начинает метаться из одного места в другое в поисках чего-то нового – и не находит его. В эти минуты могут придти ему страшные мысли: зачем он родился в мир человеком, не лучше ли жить бессловесным, не сознающим своего призвания и не имеющим высшей цели?! И если он остановится на этих мыслях, если он не встанет, не сможет или не захочет найти якорь спасения, конец может быть печальным. – Значит, где же истинная радость и утешение? – В жизни беспорочной, святой, или, что то же, в жизни с Богом, пребывание в Святой Церкви – этой надежной врачебнице. Помни, обращается священнослужитель к встающему от греха, что ты пришел во врачебницу, скажи о всех своих пороках, раскайся в них, «да не неисцелен отъидеши».

Могущественны и целенаправленны власть, сила, честь, знание. Но всем хорошо известны их последствия, если обладателем этих достижений станет деспот, человек гордый, самоуверенный, ни с кем и ни с чем не желающий считаться, на всех и на всё взирающий с высоты своего величия. Всё происходящее в жизни других людей представляется ему ничтожным, не заслуживающим внимания. Никакое горе ближних его не трогает, никакая радость их им не разделяется. Для него превыше всего его собственное тщеславие и воля. А к чему может привести наука – печальным показателем служит изобретенное и совершенствуемое оружие нашего века. – Это размышление, разумеется, не ведет к отрицанию вообще науки, весьма необходимой человеку, а служит лишь выражением стремления уяснить место ее в счастье человека.

Истинное счастье человека в стяжании Духа Божия, духа внутреннего мира, в постоянном восхождении по ступеням совершенства. И чем выше христианин подымается по этой лестнице, тем счастливее становится. «Если сердце преисполнено веры, надежды, любви, если в нём нет ненависти и зависти, если сердце способно прощать обиды другим людям, если ты не замкнулся в скорлупе собственного эгоизма, если ты видишь нужды других и протягиваешь им руку помощи, то ты самый счастливый человек, ты являешься храмом Духа Святого»186.

Человека, творящего добро с чистым сердцем, ценят и искренне уважают все не только верующие, но и неверующие. А это тоже составляет одну из черт истинного счастья. Впрочем, если на такого человека кто-либо начнет возводить клевету, или найдут на него беды, он не смутится, не падет духом, ибо совесть у него чиста. А несчастья он перенесет мужественно, ибо он не один – с ним его Божественный Учитель Христос, Всемогущий Защитник. Как после бури больше ценится хорошая погода, так и добродетельный человек, перенесший горести, чувствует себя еще более счастливым. Он, по апостольскому слову, опасается одного: пострадать «как убийца, или вор, или злодей, или как посягавший на чужое, а если как Христианин», то не стыдится, но прославляет Бога «за такую участь» (1Петр. 4, 15–16).

Место, где земной странник может обрести истинное счастье, есть храм Божий, который Сам Господь наш Иисус Христос называл домом Отца Своего (Ин. 2, 16). Здесь душой отдыхают, подкрепляются, утешаются. Отсюда выходят освобожденные от тягот – с новыми силами.

Дорогие братья и сёстры! В Новый год я желаю вам всем сердцем нового – истинного счастья!

«Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс. 143, 15).

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Ж) ДОРОЖИ ВРЕМЕНЕМ

Самый ценный дар, который дается Богом человеку, есть время. Разумно используя его, можно приобрести все прочие ценности: образование, положение в обществе, верных друзей и, самое главное, вечную жизнь. Но самого времени приобрести невозможно. Человеческая мудрость в состоянии в определенных случаях поднять болящего от одра, но умножить земную жизнь выше ее сил. Семьдесят или восемьдесят лет – вот указанные Богом пределы (Пс. 89, 10). И никакие ухищрения медицины не могут далеко шагнуть за эти пределы.

Св. апостол Павел в одном из своих посланий прямо призывает христианскую общину дорожить временем и объясняет для чего: «Познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5, 16–17). Ветхозаветный Екклесиаст, или Проповедник, размышляя о значении времени, говорит: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться и время умирать; время насаждать и время вырывать посаженное... Время врачевать... Время строить... Время собирать камни... сберегать... молчать и говорить... » (Еккл. 3, 1–2, 3, 5–7). В этих словах заключена глубокая мысль: не должно быть пустого, праздного времени. Всё оно должно быть наполнено полезным содержанием.

Мы являемся в мир не для того только, чтобы возрастать, стариться и умирать, или обогащаться знаниями, достигать почестей, пользоваться удобствами. Всё это мы не отвергаем, но знаем, что всё это останется у нашего гроба. А значит целью времени не может быть только то, что вместе с ним заканчивается для нас. Должно быть нечто, стоящее над временем, над земным миром – нечто надмирное, что может пойти вместе с бессмертной душой в мир иной, вечный – это нечто есть наше духовное обновление, отказ от всего нечистого, привнесенного в нашу природу со дня падения первых людей (Рим. 5, 12). Это есть как можно большее совершение добра. Делание добрых дел составляет неотъемлемый запас для Неба. Новый год дается нам для благотворного возрастания, для приготовления к счастливой вечной жизни с Богом в сонме святых. "Божий устав, требование вечного порядка, – рассуждает митрополит Московский Платон (Левшин), скончавшийся в начале прошлого века, – вот в чём: «Бог есть «свет». Чтобы соединиться с светом, потребно, чтобы мысль наша была просвещена верой и мудростью Христовой: ибо как тьме соединиться со светом? Бог есть самая «истина»: так потребно, чтобы не было в нас ни следа лести, лукавства, лжи и обмана. Бог есть самая «правда»: так потребно, чтобы не было в нас никакой неправды, обиды другим, насилия и наглости. Бог есть сущее «благо»: так потребно, чтоб и мы всякое благо, благодетельство и одолжение делали другим. Не делая же всего того, мы никак не можем соединиться с Богом. Ибо как ложь и заблуждение соединяются с истиной? Как неправда – с правдой? Как злое – с благим? Как злотворное – с благотворным?187.

Сегодня нам руками Божиими дается новый дар милости – Новый год. Можем ли мы не принять это бесценное сокровище, от которого во многом зависит целая вечность и которого дается нам так мало? Ведь никто из нас не знает, будет ли он жив даже завтра, не то что в конце предстоящего года. Но, положим, мы проживем еще безоблачно десятки лет. Они пройдут быстро, и нам когда-то надо будет оставить землю, переменить время на вечность. Но будем ли мы и тогда готовы встретить смертный час? Вспомним сейчас притчу Христа Спасителя о смоковнице. Некий человек имел в своем винограднике смоковницу, которая не приносила плодов. И тогда он сказал виноградарю. «Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?» Но садовник пожалел дерево и выпросил у хозяина оставить его еще на один год, пообещав проявить особую заботу о дереве. А если смоковница и после этого не принесет плода, тогда и будет срублена (Лк. 13, 6–9). Этой смоковницей может стать любой из нас. И пока секира не поднята, пока дается нам время – надо им дорожить и использовать каждый час его на свое исправление, обновление, на принесение плода добрых дел, дабы беспрепятственно вступить в новое и никогда не оканчивающееся единство с Миром Горним.

Дорогие братья и сёстры! Свою беседу с вами я хочу закончить словами уже упоминавшегося митрополита Московского Платона, гробница которого находится в Троице-Сергиевой Лавре рядом с гробницей преподобного Максима Грека (1470–1556), канонизированного Поместным Собором Русской Православной Церкви в дни торжеств 1000-летия крещения Руси. «Прейдет время, – учит митрополит Платон, – наступит вечность; прейдет тление, наступит нетление; прейдет коловратность, наступит постоянное во веки. Непременно пройдут сии годы, днями и часами в календарных исчислениях, а наступит «новый год», год вечный, коего исчисление – в книге животной: в ней записаны будут все избранные Божии, в числе коих да и мы будем записаны. О, буди, буди! Аминь»188.

* * *

183

Цит. по: «Цветнику духовному». М., 1903. С. 85.

184

Нед. сыр. «на Госп. воз.», стих. 3.

185

Архиепископ Таврический Иннокентий. Сочинения. Т. 3. СПб., М., 1901. С. 230.

186

Новогоднее послание на 1988 год Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. С. 6.

187

Митрополит Московский Платон (Левшин). Полное собрание сочинений. Т. 1. Изд. П. Сойкина. С. 561.

188

Митрополит Московский Платон (Левшин). Полное собрание сочинений. Т. 1. Изд. П. Сойкина. С. 562.


Источник: Идите и научите : Сборник проповедей / К.Е. Скурат. - Сергиев Посад : Моск. Духов. Акад., 1998. - 335 с.

Комментарии для сайта Cackle