К Римлянам послание Апостола Павла
Писано, вероятно, в третьем путешествии Апостола, около 56 г. по Р. Х.
Апостол Павел давно желал посетить Рим, но разные препятствия несколько раз мешали его поездкам (Рим.1; Деян.10). Наконец, казалось, близка была возможность. Собираясь в Иерусалим, он намерен был оттуда, по пути в Испанию, провесть некоторое время в Риме (Рим.15) и это послание писано с целью предварить о сем Римскую общину и по этому поводу вперед послать им письменно наставления о важных предметах веры.
Философия, пишет Апостол, не вывела язычников на путь спасения. Закон оказался в этом же бездейственен для Иудеев. В этом послании Апостол учит, что одна лишь вера во Христа выводит на путь спасения все человечество.
Глава 1
Всем сущим в Риме, возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию.
То благовестие, издревле обещал Бог чрез пророков Своих,
во святых Писаниях, о Сыне Своем,
бывшем по плоти от семени Давидова, нареченном Сыне Божием, в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, – о Иисусе Христе Господе нашем.
Чрез Него же прияли мы благодать и апостольство,
поставлены приводить все языки в послушание веры о имени Его, –
между коими и вы призваны ко Иисусу Христу.
Прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
Свидетель мне Бог, Ему же служу духом моим в благовествовании Сына Его, –
что непрестанно воспоминаю о вас, всегда в молитвах молюсь, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам.
Ибо желанием стремлюсь видеть вас, чтобы преподать вам какое дарование духовное к утверждению вашему,
то есть соутешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я много раз собирался идти к вам, но встречал препятствия доныне, – придти для того, чтоб иметь некий плод и у вас, как у прочих языков.
Духовное бессилие язычества
Долг на мне лежит и к Еллинам и к варварам, и к мудрым и к невеждам.
Итак, по моему усердию, готов я благовествовать и вам сущим в Риме.
Ибо не стыжусь я благовествования Христова: оно – сила Божия во спасение всякому верующему – Иудею прежде, а также и Еллину.
В нем откровение правды Божией от веры в веру, как писано: «праведный от веры жив будет» (Авв.2).
Открывается же и гнев Божий с небеси на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину в неправде.
Что можно знать о Боге, явно для них – то Бог Сам явил им.
ибо от создания мира невидимое Его – присносущная сила Его и Божество – видимо и разуму доступно в творениях Его, – так что они безответны.
Но как они, уразумев Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в своих умствованиях и омрачилось неразумное их сердце, –
называя себя мудрыми, обезумели,
и славу нетленного Бога извратили в подобие образа тленного человека, и птиц и четвероногих и гадов,
то и предал их Бога в похотях сердец их нечистоте, так что осквернили они сами тела свои,
истину Божию заменили ложью и поклонялись и служили твари паче Творца, Иже благословен есть во веки. Аминь.
И за то предал их Бог постыдным страстям: жены у них извратили естественное употребление в противоестественное;
подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, стали разжигаться похотью друг на друга, мужи на мужах срам содевая, так что и получают в самих себе должное возмездие за свой разврат.
И как не научились они иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – творить непотребства,
так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы; исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия;
злоречивы, клеветники, безбожники, обидчивы, нахальны, горды, изобретательны на зло, непокорны родителям,
безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримирительны, немилостивы.
Знают они правду Божию, что кто такие дела творит, смерти достоин; однако не только творят, но и творящих одобряют.
Глава 2. Суд Божий
Итак безответен ты, всякий человек, поставляющий себя судьею; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя: ведь, судя другого, сам то же творишь.
А мы знаем, что есть суд Божий воистину на творящих такие дела.
Неужели ты думаешь, человек, что избежишь суда Божия, когда, осуждая других за такие дела, сам те же дела делаешь?
Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
Но, по упорству твоему и по нераскаянности сердца, сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия.
Бог же воздаст каждому по делам его.
Тем, кто постоянством в добром деле ищет славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную,
а тем, кто по упорству не покоряется истине, но предается неправде, воздаст яростию и гневом.
Скорбь и теснота всякой душе человека, творящего злое, Иудея прежде, а также и Еллина.
Слава же и честь и мир всякому делающему благое, Иудею прежде, а также и Еллину.
Ибо нет лицеприятия у Бога.
Те, что без закона согрешили, вне закона и погибнут, а те, что под законом согрешили, по закону и судимы будут:
не слышатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона будут оправданы.
И когда язычники, не имея закона, по естеству законное творят, то, не имея закона, они сами себе закон.
Они показывают, что дело законное написано в сердцах у них, и о том же свидетельствует им совесть, свидетельствуют и мысли, сменяясь между собою то к обвинению, то к оправданию, –
в день, когда, по благовестию моему, будет Бог судит тайные дела человеков (тайны души человеческой) чрез Иисуса Христа.
Бессилие Иудея в законе
Вот, ты именуешься Иудеем, и почиваешь на законе, и хвалишься Богом,
и разумеешь волю Его, и, изучив закон, умеешь рассудить, что лучшее в нем;
и уверен в себе, что ты путеводитель слепым,
свет сущим во тьме, наставник неведущим, учитель младенцам, имеешь образ ведения и правды в законе.
Как же ты, научая другого, самого себя не учишь?
Проповедуя не красть, крадешь? Запрещаешь: «не прелюбодействуй», и прелюбодействуешь? Гнушаешься идолов, и окрадываешь святыню?
Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
И так, ради вас, как писано, «имя Божие хулится у язычников»27 (Ис.52).
Обрезание на пользу, если исполняешь закон; если же ты преступник закона, и обрезание твое стало необрезание.
Если же необрезанный соблюдает правду закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
И необрезанный по природе, когда исполняет закон, не осудит ли тебя, что ты, и с Писанием и с обрезанием, преступник закона?
Ибо не тот Иудей, кто Иудей по наружности, и не то обрезание, что наруже стоит, во плоти.
Но тот Иудей по правде, кто в душе Иудей, и то обрезание, что в сердце, по духу, а не по букве Писания. Ему и похвала, не от людей, но от Бога.
Глава 3. И Иудею и язычнику единая надежда на оправдание – вера
Какое же преимущество быть Иудеем? или какая польза в обрезании?
Великое преимущество, во всяком роде, и прежде всего в том, что им вверены были словеса Божии.
Что же? Если некоторые неверны были, неверствие их упразднит ли верность Божию?
Никак. Будет истинен Бог, а всякий человек – ложь, как написано: «оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти» (Пс.50).
Если же наша неправда являет во свет правду Божию, что скажем? Или неправеден Бог, когда поражает гневом? (говорю по человечеству). Никак.
Ибо иначе как Богу судить мир?
Если же истина Божия в моей лжи явно открылась во славу Ему, за что еще и я осужден буду с грешниками?
И не делать ли нам зло, чтобы добро вышло, – как злословят нас иные, говоря, будто бы так учим? Но праведен суд на таковых.
Итак что же? Имеем ли мы (Иудеи) преимущество? Нисколько.
Мы уже сказали, что и Иудеи и Еллины все под грехом суть, как написано:
«нет праведнаго ни единаго; несть разумеваяй и взыскаяй Бога;
все уклонились, вкупе непотребны были; нет кто бы творил благостыню, нет ни единаго.
Гроб отверст гортань их; языком своим обманывают, яд аспидов под устнами их (Пс.13:5–9);
уста их полны злословия и горечи;
скоры ноги их на пролитие крови (Ис.59);
сокрушение и озлобление на путях их;
не знают пути мира;
нет страха Божия пред очами их (Пс.35)». –
Но мы знаем, что закон все, что говорит, говорит к сущим под законом, так что заграждаются всякие уста и весь мир повинен будет пред Богом;
от дел закона не оправдается пред Ним никакая плоть: ибо законом то грех познается.
Ныне же, помимо закона, явилась правда Божия, о коей свидетельствуют закон и пророки,
правда Божия чрез веру во Иисуса Христа, во всех и на всех, кто верует (в Него);
нет различия, так как все согрешили и лишены славы Божией,
но получают оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе;
Егоже поставил Бог в жертву очищения Кровию Его чрез веру, да явит правду Свою, в отпущение, долготерпением Божиим, грехов прежде соделанных.
Так и в настоящее время является в сем пред всеми правда Божия: и праведным поставляется человек сущий в вере Иисусовой.
Итак где же похвала наша? Уничтожена. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры.
Ибо мы признаем, что верою оправдывается человек, без дел закона.
Нежели же Бог – только Иудеев Бог, или Он Бог и язычников?
Так, Он Бог и язычников: един Бог, Он оправдает и обрезанных, по вере, и необрезанных, чрез веру же.
Что же, не разоряем ли мы закон верою? Боже избави! не разоряем закон, но утверждаем.
Глава 4. Вера была в оправдание и до пришествия закона
Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
Если Авраам делами оправдался, то имеет похвалу, но не от Бога.
Что говорит Писание? «Веровал Авраам Богу, и вменилось ему в правду» (Быт.15).
Делающему воздаяние вменяется не по милости, но по долгу,
а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
Так и Давид называет блаженным человека, коему Бог вменяет праведность не от дел.
«Блажени, ихже отпустишася беззакония и ихже прикрышася греси;
блажен муж, емуже не вменит Господь греха» (Пс.31).
Что же, блаженство это обрезанию ли приписано, или необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
Когда же вменилась? По обрезании, или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
И знак обрезания получил он как печать праведности чрез веру необрезанного человека, так что стал он отцом всех верующих в необрезании, чтобы вменилась и им праведность, стал и отцом обрезанных,
не только приявших обрезание, но и ходящих по стопам веры отца нашего Авраама, бывшей в необрезании.
Ибо не от закона дано Аврааму или семени его обетование – быть наследником мира, но от праведности в вере.
Если стоящие на законе суть наследники, то упраздняется вера и теряет силу обетование,
ибо закон производит гнев, но где нет закона, нет и преступления.
Итак, все по вере, чтобы было по милости, и чтобы обетование непреложно было для всех потомков Авраама, не только сущих от закона, но и сущих от веры Авраамовой. Авраам же отец всем нам,
как писано: «отцом многих народов поставил Я тебя» (Быт.17); отец – пред Богом, Коему поверил он, Богу животворящему мертвых и не сущее в бытие вменяющему (не сущее нарицающему сущим).
Он сверх надежды в надежду уверовал, и чрез то сделался отцом многих народов, по слову: «тако будет семя твое» (Быт.15).
И не изнемогая в вере, не помышлял, что ему уже почти сто лет и тело его уже омертвело и утроба Саррина в омертвении;
не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу,
и был совершенно уверен, что силен Бог сотворить что́ обещал Он.
Потому и вменилась ему (вера) в праведность.
Слово же писанное «вменилась ему в праведность» не об нем одном написано,
но и об нас: вменится и нам верующим в Воскресившего из мертвых Иисуса Христа Господа нашего,
Иже предан был за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
Глава 5. Плоды праведности во Христе Иисусе
Итак, оправданы быв верою, мир имеем с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа.
Чрез Него верою получили мы доступ к той благодати, в коей стоим, и хвалимся надеждою (достигнуть) славы Божией.
И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
от терпения опытность, от опытности надежда.
А надежда не постыждает, ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
Христос, когда мы были еще немощны, в положенное время за нечестивых умер.
Едва ли кто и за праведника умрет – разве за благодетеля может кто и решится умереть.
Совершает же Бог любовь Свою к нам в том, что Христос за нас умер, когда были мы еще грешниками.
Посему тем более мы, быв оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
Ибо если, быв Его врагами, примирились мы с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его.
И не довольно сего, но и хвалимся (торжествуем) в Боге Господом нашим Иисусом Христом, чрез Кого прияли мы ныне примирение.
Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, так как все согрешили.
И до закона грех был в мире, но не вменяется грех, когда нет закона.
Но смерть царствовала от Адама до Моисея и над теми, кои не согрешили подобно Адамову преступлению (заповеди). Адам же есть образ будущего.
Но дар благодати – не как преступление (действия дара благодати не таково, как действие преступления). Ибо, если за прегрешение одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного человека Иисуса Христа преизбыточествуют для многих.
И дар – не как суд за одного согрешившего, ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати, за многие преступления, к оправданию.
И если за преступление одного человека смерть царствовала посредством этого одного, то тем более приемлющие избыток благодати и дар праведности воцарятся в жизни посредством Иисуса Христа.
Посему, как преступлением одного всем человекам было осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание в жизни.
И как чрез непослушание одного человека стали многие грешниками, так и чрез послушание одного станут многие праведными.
После же пришел закон, и с законом умножилось прегрешение. А когда умножился грех, стала благодать изобиловать.
И как царствовал грех к смерти, так, чрез праведность, да воцарится благодать к жизни вечной, Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6. О рабстве греху.
Что же скажем? оставаться ли нам во грехе, да приумножится благодать?
Да не будет. Мы умерли для греха – как же еще жить в нем!
Или не знаете вы, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
Стало быть погреблись с Ним крещением в смерть, и, так как Христос воскрес из мертвых славою Отчею, так и нам отныне ходить в обновленной жизни.
Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
зная, что ветхий наш человек с Ним распят, чтоб упразднилось тело греховное и уже не работать нам греху:
кто так умер, тот оправдан, свободен от греха.
Если же мы умерли со Христом, веруем, что и жить будем с Ним,
зная, что Христос, востав от мертвых, затем уже не умирает; смерть Им уже не обладает.
Что Он умер, то умер единожды для греха, а что живет, то живет для Бога.
Так и вы, почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога, во Христе Иисусе Господе нашем.
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтоб вы ему не повиновались в похотях его;
и не предавайте члены ваши греху, в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши в орудия праведности.
И грех да не господствует над вами: вы не под законом, а под благодатью.
Что же? Грешить ли нам, так как мы не под законом, а под благодатью?
Боже избави! Или вы не знаете, что кому отдаете себя в рабы на послушание, тому вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Благодарение Богу, что, быв прежде рабами греха, вы от сердца стали послушны тому образу учения, коему предали себя.
Освободившись же от греха, стали рабами праведности.
Говорю по человечеству, ради немощи вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на жизнь беззаконную, так представьте члены ваши в рабы праведности на святость жизни.
Когда вы были рабами греха, свободны были от праведности.
Какой же плод имели вы тогда? Такие дела, коих ныне стыдитесь, ибо конец их – смерть.
Ныне же, когда освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная.
Воздаяние греха – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем.
Глава 7. Избавляет ли закон от греха
Разве не знаете, братия (говорю ведущим закон), что закон властен над человеком лишь до конца его жизни?
И замужняя жена привязана законом к живому мужу, а когда умрет муж, свободна от закона замужества.
Посему, если при живом муже соединяется с другим мужем, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, свободна от закона и не будет прелюбодейцею, когда выйдет за другого мужа.
Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу (своею жизнию).
Когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, поднятые законом, действовали в членах наших и приносили плод смерти.
Но ныне, когда отрешились мы от закона, коим были связаны, освободились от него, чтобы служить нам Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
Что же скажем? Неужели все одно – что грех, что закон? Никоим образом; но не знал бы я, что такое грех, когда бы не закон; не знал бы и похоти, когда бы не говорил закон: «не пожелай».
Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякую похоть; ибо без закона грех мертв.
Жил я некогда без закона, а когда пришла заповедь, грех ожил, а я умер.
Итак заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти.
Грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
Итак закон свят и заповедь свята и праведна и блага.
Как же? благое было, и оно ли принесло мне смерть? Никоим образом. Это грех принес мне смерть – в том и явился он, что он благо соделал для меня смертным, так что грех посредством заповеди явился во многой своей греховности.
Мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
Ибо я сам не разумею, что делаю: не то делаю, что хочу, но что ненавижу, то делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, тем самым похваляю закон, что он добр.
А когда так, стало быть, не я то делаю, но живущий во мне грех.
Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе, потому что желать добра охотно мне, но, чтобы сделать доброе, того не нахожу в себе.
И какого хочу добра, того не делаю, а злое, чего не хочу, то делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я то делаю, но живущий во мне грех.
Итак вот какой закон нахожу в себе, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
По внутреннему человеку услаждаюсь законом Божиим,
но в членах моих вижу иной закон, который воюет с законом ума моего и пленяет меня в послушание закону греховному, сущему в членах моих.
Жалкий я человек! Кто меня избавит от сего тела смерти!
Благодарю Бога Иисусом Христом Господом нашим. Так я тот же самый умом служу закону Божию, а плотию закону греха работаю.
Глава 8. Избавляет Христос и Дух Святый
Итак нет ныне никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе не по плоти живет, но по духу:
закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греховного и смерти.
На что бессилен был закон, ослабленный плотию, то сотворил Бог, послав Сына Своего в подобии плоти греховной, за грех,
и осудил грех во плоти, да оправдание закона исполнится (чтобы требование закона исполнилось) в нас, не по плоти ходящих, но по духу.
Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном.
Мудрование же плотское есть смерть, а мудрование духовное – жизнь и мир,
ибо плотское мудрование вражда на Бога: закону Божию оно не покоряется, да и не может.
Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
Но вы не плотские, а духовные, когда Дух Божий живет в вас. Если же кто духа Христова не имеет, тот и не Христов.
А если Христос в вас, то плоть мертва для греха, но дух жив для праведности.
Если же дух Воскресившего из мертвых Иисуса живет в вас, то Воздвигший Христа из мертвых оживотворит и смертные тела ваши Духом Своим, живущим в вас.
Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить нам по плоти.
Если живете по плоти, то неизбежно умрете; если же духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Ибо все водимые Духом Божиим суть сыны Божии.
Не прияли вы духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но прияли Духа усыновления, и в том Духе взываем: «Авва Отче».
Сей самый Дух свидетельствует с духом нашим, что мы чада Божии.
Если же чада, то и наследники, наследники Богу, сонаследники же Христу, когда с Ним страдаем, да и прославимся с Ним.
Я же думаю, что нынешнего времени страдания ничего не стоят в сравнении с градущею славою, которая откроется в нас.
И вся тварь с горючей надеждою чает откровения сынов Божиих,
ибо тварь подвержена суете не по своей воле, но по воле того, кто сему подверг ее, –
и в той надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению, в свободу славы чад Божиих.
И знаем мы, что вся тварь вкупе стенает и болезнует даже доныне.
И не только она, но и мы, имея начаток Духа, и мы сами в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления телу нашему.
В надежде нашей наше спасение. Надежда же, когда уже перед нею видимо, чего чает, не есть надежда, ибо, если кому что уже видимо, как ему того чаять?
Но когда чаем того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
Так и Дух подкрепляет нас в немощах наших. Сами не знаем мы, о чем молиться как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизглаголанными.
Испытующий же сердца ведает, в чем мудрование Духа, ибо ходатайствует Он за святых по воле Божией.
И еще знаем мы, что любящим Бога, призванным по произволению Его, все содействует во благое,
ибо, кого изначала познал Он, тем и предопределил быть сообразным образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
А кого предопределил, тех и призвал; кого призвал, тех и оправдал; кого оправдал, тех и прославил.
Что же сказать на сие? Если Бог за нас, кто против нас?
Кто и Сына Своего не пощадил, но предал за всех нас, как с Ним и всего нам не дарует?
Кто станет обвинять избранных Божиих?
Бог оправдывает. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь ли, или теснота? или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?
как написано: «Тебе ради умерщвляемы мы всякий день, вменяемся в овцы заколения» (Пс.43).
Но все сие преодолеваем за Возлюбившего нас.
Ибо уверен я, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,
ни высота, ни глубина, ни иная какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем.
Глава 9. Плач об Израиле
Истину говорю о Христе, не лгу, свидетель мне совесть моя в Духе Святом,
что великая мне скорбь и непрестанная болезнь сердцу моему:
и желал бы я сам отлучен быть от Христа за братьев моих,
сродников моих по плоти – они Израильтяне, им и усыновление, их и слава и заветы и законоположение и богослужение и обетования.
Их и отцы, и от них же Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки. Аминь.
Почему отвержен Израиль
Но не то, чтобы не сбылось слово Божие. Не все те, что от Израиля, истинные Израильтяне, и не все чада Авраама,
что произошли от семени его; но сказано: «в Исааке наречется тебе семя» (Быт.21).
То есть, не плотские чада суть чада Божии, но дети обетования признаются за семя.
А слово обетования таково: «в это же время приду и у Сарры будет сын» (Быт.18).
И не только о Сарре: то же было и с Ревеккою, когда зачала двух от единого ложа Исаака отца нашего.
Когда еще они не родились и не сделали ничего доброго или худого, – дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел,
но от Призывающего, сказано было ей: «больший поработает меньшему» (Быт.25),
как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Мал.1).
Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никоим образом.
Ибо Моисею глаголет Бог: «помилую, егоже аще помилую, и ущедрю, егоже аще ущедрю» (Исх.33).
Итак все зависит не от хотения, ни от подвига человеческого, но от милующего Бога.
И в Писании сказано фараону: «на то самое и поставил Я тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле» (Исх.9).
Итак, кого хощет, милует, и кого хощет, ожесточает.
Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Кто противостанет воле Его?» –
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?
Не властен ли горшечник над глиною – из той же смеси сделать один сосуд для лучшего употребления, а другой для низкого?
Что же, если Бог, хотя показать гнев и явить силу Свою, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые на погибель,
дабы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, кои предуготовил к славе, –
над нами, кого призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом и не возлюбленную – возлюбленною;
и на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого» (Ос.2).
А Исаия взывает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом как песок морской, только остаток спасется.
Ибо кончает и по правде решить, дело решительное совершить Господь на земле» (Ис.10).
И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, стали бы мы как Содом и Гоморре уподобились бы» (Ис.1).
Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры;
а Израиль, искавший закона для праведности, не достиг до закона праведности.
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона;
ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: «се, полагаю в Сионе камень претыкания и камень соблазна; но всяк верующий в Него не постыдится» (Пс.117; Ис.8).
Глава 10. О вере и праведности
Братия, желание сердца моего и молитва к Богу об Израиле, во спасение.
Свидетельствую о них, что имеют ревность о Боге, но не по разуму.
Не разумея праведности Божией и стремясь поставить свою праведность, не покорились они праведности Божией.
Но конец закона во Христе, да будет оправдание всякому верующему в Него.
Моисей пишет о праведности от закона: «человек тот, кто исполнит его, жив будет им» (Лев.18).
А праведность от веры так говорит: «не говори в сердце твоем: кто взыдет на небо?» то есть, Христа свести;
«или: кто снидет в бездну?» то есть, Христа из мертвых возвести (Втор.30).
Но что говорит Писание? «Близ тебя слово, в устах твоих и в сердце твоем», то есть слово веры, которое проповедуем.
Ибо, если устами твоими исповедаешь Иисуса Господом и сердцем твоим уверуешь, что Бог воскресил Его из мертвых, спасен будешь.
Сердцем веруется к праведности, а устами исповедается во спасение.
И Писание говорит: «всяк верующий в Него не постыдится» (Ис.28).
Нет тут различия Иудею и Еллину, ибо один Господь, богат милостию для всех призывающих Его.
Ибо «всяк, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2).
Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?
И как проповедовать, если не будут посланы? Так написано: «сколь красны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Ис.52).
Но не все послушали благовестия. Исаия говорит: «Господи, кто верова слуху нашему?» (Ис.53).
Итак, вера от слышания, а слышание от глагола Божия.
Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Пс.18).
И еще спрошу: разве Израиль не знал? Но прежде всех Моисей говорит: «возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным» (Втор.32).
А Исаия говорит решительно: «обрели Меня не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Ис.65).
Об Израиле же говорит: «весь день простирал Я руки Мои к народу непослушному и упорному» (Ис.65).
Глава 11. Совет милости Божией в отвержении Израиля
Итак спрашиваю: неужели Бог отринул народ Свой? Да не будет. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
Не отринул Бог людей Своих, коих предъизбрал изначала. Или не знаете, что говорит Писание об Илии, как он взывает к Богу на Израиля
и говорит: «Господи! пророков Твоих убили, алтари Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут».
Что же говорит ему Божественный ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, кои не преклонили колена пред Ваалом» (3Цар.19).
Так и в нынешнее время по избранию благодати сохранился остаток.
Если же по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
Что же? Израиль, чего искал, того не получил, а избранные получили, прочие же ожесточились,
как написано: «дал им Бог дух усыпления, очи – чтоб не видели и уши – чтоб не слышали, даже до сего дня» (Втор.29).
И Давид говорит: «да будет трапеза их в сеть и в ловитву и в соблазн и в воздаяние им,
да помрачатся очи их еже не видети, и хребет их навсегда согбен» (Пс.68).
Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Да не будет. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудилась в них ревность.
Если же от падения их богатство миру и от оскудения их богатство язычникам, то тем более от полноты их (от полного их восстановления).
Но я вам говорю, язычникам: я Апостол язычников и служение мое прославляю;
не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
Ибо, если отвержение их есть примирение мира, то что будет воспринятие их, как не жизнь из мертвых?
Если начаток свят (если частица смешения свята), то и все смешение свято; и если корень свят, то и ветви.
Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился вместо их и стал причастником корня и сока маслины, то не превозносились перед ветвями;
если же превозносишься, то вспомни, что не ты держишь корень, но корень тебя держит.
Скажешь: ветви отломились, чтобы мне привиться.
Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
Если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а к тебе благость Божия, если пребудешь в благости; иначе и ты будешь отсечен.
Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, ибо силен Бог снова привить их.
И если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе своей привился к доброй маслине, тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для того, братия, чтоб не мечтали вы о себе, не хочу оставить вас в неведении о тайне сей, – что ожесточение нашло на Израиль отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников,
и так весь Израиль спасется, как писано: «приидет от Сиона Избавляяй и отвратить нечестие от Иакова» (Пс.13; Ис.59).
«И сей завет ими от Меня, когда отъиму грехи их» (Ис.27).
По благовестию они враги ради вас, а по избранию они возлюбленные Божии отцев ради.
Ибо дары и призвание Божие невозвратны.
Как и вы были некогда непослушны Богу, а ныне помилованы, в день их непослушания, –
так и они теперь непослушны, в день помилования вас, чтоб и сами они были помилованы.
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
О, глубина богатства и премудрости и ведения Божия! Сколь непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
«Кто же познал ум Господень?
Или кто был Ему советник? Или кто прежде дал Ему, чтобы приять воздаяние?» (Иов.15–35).
Ибо все из Него, и Им в Нем всяческая. Тому слава во веки. Аминь.
Глава 12. Христианские правила жизни
Итак молю вас, братия, щедротами Божиими, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, да будет в сем разумное служение ваше.
И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы познавать вам, что́ есть воля Божия, благая и угодная и совершенная.
По данной мне благодати говорю: всякому из вас не думать о себе более, чем должно думать, но думайте скромно. по мере веры, какую каждому уделил Бог.
Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь друг для друга члены.
И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то – если у тебя пророчество, пророчествуй по мере веры;
если служение. пребывай в служении; если ты учитель, – в учении;
увещатель – увещевай; когда раздаватель – раздавай в простоте; начальник ты – начальствуй заботливо, с усердием; творишь ли милость, – милуй с добрым изволением.
Любовь да будет нелицемерна; отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к доброму;
будьте братолюбивы, друг с другом любезны; честию друг друга предупреждайте;
в усердии не ослабевайте, духом горя, Господу работая.
Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны.
О нуждах святых промышляйте, ревнуйте о странноприимстве.
Благословляйте гонящих вас; благословляйте, а не кляните.
Радуйтесь с радующимися, с плачущими плачьте.
Будьте между собой единодушны; не высокомудрствуйте, но с смиренными сообщайтесь; не мечтайте о себе.
Никому не воздавайте злом за зло, промышляйте о добром пред всеми человеками.
Если возможно, что в вашей воле, будьте в мире со всеми человеками.
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Втор.32).
Итак, если голоден враг твой, накорми его; если жаждет, напои его: творя сие, ты угли огненные собираешь на главу его.
Не будь побеждаем злом, но побеждай добром злое.
Глава 13. Повиновение учрежденным властям
Всякая душа властям предержащим да повинуется: нет власти, какая не была бы от Бога, сущие же власти от Бога установлены.
Итак, кто противится власти, Божию установлению противится, а противляющиеся сами навлекают на себя осуждение.
Правители не для добрых дел страшны, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Доброе делай, и будешь иметь похвалу от нее.
Он – Божий слуга, тебе во благо. Если же зло творишь, бойся, ибо он не напрасно меч носит – он Божий слуга, отмститель карою творящему злое.
Итак необходимо повиноваться не только за гнев (из страха), но и по совести.
Для сего вы и подати платите – они служители Божии, на это дело поставлены.
Итак отдавайте каждому должное: кому следует подать, – подать; кому оброк (сбор), – оброк; кому страх, – страх; кому честь, – честь.
Братская любовь
Никому не оставайтесь должными ничем, кроме взаимной любви, ибо, кто любит ближнего, тот исполнил закон.
И те заповеди: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого», и все какие есть другие, все совершаются в одном этом слове: «возлюби ближнего как самого себя» (Исх.20; Лев.19; Втор.5).
Любовь не творит ближнему зла: итак, любовь есть исполнение закона.
Приближение дня Господня
И все сие да блюдем, зная, какое наступило время, и пришел час нам востать от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, чем тогда, когда мы уверовали.
Ночь прошла, и день приблизился. Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся во оружие света.
Как во свете дневном, станем благочестно жить, не в пированиях и пьянствах, не в сладострастии и распутстве, не в ссорах и зависти.
Но облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14. О немощных в вере и об уважении к совести ближнего
Немощного в вере принимайте, без пререканий о мнениях.
Иной верует, что можно есть все, а кто немощен (в вере кто сомневается), питается овощами.
Кто ест, не презирай не ядущего и кто не ест, не осуждай ядущего: Бог и его приял.
Кто ты такой, что стал судьей чужому рабу? Своему Господу стоит он и падает. И станет же, ибо силен Бог установив его.
Иной рассуждает дни, различая их, а другой судит о всяком дне равно. Пусть всякий поступает по удостоверению своего ума.
Кто различает дни, ради Господа различает; и кто не различает, тоже ради Господа. Кто ест, ест во славу Божию, ибо благодарит Бога. И кто не ест, – тоже во славу Божию, и благодарит Бога.
Никто из нас не живет ради себя только, и никто ради себя только не умирает.
Живем ли, ради Господа живем; умираем – ради Господа умираем. Итак, живем ли, умираем ли, всегда мы Господни.
Для того и Христос и умер и воскрес и ожил, чтобы обладать и мертвыми и живыми.
Ты же, что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что уничижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
Так написано: «живу Я, глаголет Господь, яко Мне поклонится всяко колено, и всяк язык исповестся Богови» (Ис.45).
Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
Не станем же впредь судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату повода к преткновению или соблазну.
Я знаю и уверен о Господе Иисусе, что нет ничего в самом себе нечистого: только кто сам почитает что-либо нечистым, тому оно нечисто.
Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь: не погубляй твоею пищею того, за кого Христос умер.
И то, что добро для вас. не должно подвергаться укору.
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Духе Святом.
Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и оправдал себя в людском мнении.
Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
Ради пищи не разоряй дело Божие: все чисто, но худо для человека, когда он ест на соблазн ближнему.
Лучше не есть мяса и не пить вина и ото всего того воздерживаться, от чего брат твой претыкается или соблазняется или изнемогает.
Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, на чем утверждается.
А кто сомневается, тот, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
Утверждайтесь в вере, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, от вечных времен утаенной,
но ныне явленной и чрез писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещенной всем народам в послушание веры.
Могущему же утвердить вас, Единому Премудрому Богу, чрез Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
Глава 15. Увещание о снисхождении к ближнему
Должны мы, сильные, сносить немощи малосильных, и не себе угождать.
Каждый из вас ближнему да угождает, во благо, к назиданию.
Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: «злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Пс.68).
Все, же, что прежде писано было, написано нам в наставление, чтобы мы, учась терпению и почерпая утешение из Писаний, утверждались в надежде.
Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, о Христе Иисусе,
дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
Привлечение язычников в веру Христову
Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас, во славу Божию.
Разумею то, что Иисус приял служение для обрезанных – ради истины Божией, чтоб исполнить обетования, данные отцам;
а для язычников – за милость, да прославят Бога, как написано: «сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою» (Пс.17).
И еще сказано: «возвеселитесь, языки, с людьми Его» (Втор.32).
И еще: «хвалите Господа, вси язы́цы, и похвалите Его, вси людие» (Пс.116).
И еще говорит Исаия: «будет корень Иессеев, и востанет владеть языками: на Него языки уповают» (Ис.11).
Бог же упования да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились упованием.
И сам уверен о вас, братия, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
но писал вам решительнее, отчасти в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати
быть служителем Иисуса Христа у язычников и священнодейственно совершать благовествование Божие, да будет благоприятно приношение язычников, освященное Духом Святым.
Итак могу я похвалу иметь о Христе Иисусе в труде моем дела ради Божия.
Ни о чем не смею говорить, чего не совершил бы Христос чрез меня, в деле приведения язычников к вере, словом и делом,
силою знамений и чудес, силою Духа Божия. Так, начиная от Иерусалима и окрестных мест, до Иллирика распространял я благовествование Христово,
при чем старался проповедовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но по писанному:
«имже не возвестися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют» (Ис.52).
Предположение о предстоящих путешествиях
Вот что много раз и препятствовало мне придти к вам.
Ныне же нет уже места в сих странах,
а я с давних лет стремлюсь к вам и, как только надобно будет идти в Испанию, приду к вам. И надеюсь, что, проходя, увижусь с вами, и вы туда меня проводите, как скоро я хотя отчасти утешен буду общением с вами.
Ныне же иду в Иерусалим на служение святым,
ибо Македония и Ахаия усердствуют сбором пособий для бедных святых, живущих в Иерусалиме.
Усердствуют, да и должники они перед ними. Если язычники стали у них причастниками духовного блага, то и в телесном должны послужить им.
Покончив это и верно доставив им плод сего усердия, пойду через ваше место в Испанию,
и знаю, что, когда приду к вам, приду в полноте с благословением благовестия Христова.
Вас же, братия, молю Господом нашим Иисус Христом и любовию Духа, помогайте мне в молитвах за меня к Богу,
чтобы избавиться мне от противников веры в Иудее, и чтобы служение мое в Иерусалиме благоприятно было святым,
и мне было бы в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами.
Бог же мира буди со всеми вами. Аминь.
Глава 16. Прощальные приветы
Представляю вам Фиву, сестру нашу, служительницу церкви Кенхрейской.
Примите ее о Господе, как достойно святым, и помогите ей, в чем будет иметь нужду у вас, ибо была она помощница многим и мне самому.
Привет Прискилле и Акиле, сотрудникам моим о Христе Иисусе:
они голову свою полагали за душу мою – их и не я один благодарю, но и все церкви языческие. Привет и домашней их церкви.
Привет Епенету, возлюбленному моему – он начаток Ахаии во Христа.
Привет Мариами, много потрудившейся для нас;
Андронику и Юнии, сродникам моим и узникам со мною – они славны в Апостолах и прежде меня уверовали во Христа.
Привет Амплию, возлюбленному мне о Господе.
Привет Урбану, сотруднику нашему во Христе, и Стахию, возлюбленному мне.
Привет Апеллесу, испытанному во Христе. Привет сущим из дома Аристовулова.
Привет Иродиону, сроднику моему. Привет сущим у Наркиса, которые о Господе;
Трифен и Трифосе, труждающимся о Господе; Персиде возлюбленной, много потрудившейся о Господе.
Привет Руфу, избранному о Господе, и матери его и моей.
Привет Асинкриту, Флегониту, Ерму, Патрову, Ермию и сущей с ними братии.
Привет Филологу и Юлии, Нирею и сестре его и Олимпану и сущим с ними всем святым.
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Привет вам от всех церквей Христовых.
Молю же вас, братия, блюдитесь от тех, что производят распри и раздоры вопреки учению, коему научились вы, и уклоняйтесь от них.
Такие люди служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием прельщают сердца простодушных.
Ваше же послушание всем известно, и радуюсь я о вас, но желаю, чтобы вы мудры были во всем во благо, и просты (чисты) для всякого зла.
Бог же мира сокрушит сатану под ноги ваши вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
Привет вам от Тимофея, сотрудника моего, и Лукия, Иасона и Сосипатра, сродников моих.
Привет вам в Господе и от меня Тертия, писавшего сие послание.
Привет вам от Гаия, странноприимца моего и для всей церкви. Привет вам от Ераста, городского казначея, и брата Кварта.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
* * *