Глава двенадцатая
Христианские мистерии святы и спасительны
§ CXVIII. Харибда и сирены
Итак, убежим от обычая, убежим от него, как от опасного мыса, как от угрозы Харибды или как от мифических сирен: он душит человека, является западней, пропастью, бездной; он ненасытен:
Судно свое на большом расстоянии от волн тех и дыма
Ты удержи.
Убежим, убежим, о спутники, от той волны: она извергает огонь. Остров зловещ: он завален костями и трупами. Смазливая потаскушка, наслаждение, поет на нем, прельщает вульгарной музыкой:
Эй, Одиссей многославный, великая сила ахейцев,
Чтобы услышать чудесное пенье, направь к ним корабль свой!
Блудница восхваляет тебя, о моряк, и называет многославным; пытается завладеть славой эллинов. Позволь ей питаться мертвецами. Тебе помогает божественное дуновение: пройди мимо удовольствия – оно вводит тебя в заблуждение.
Да не обманет твой ум вертихвостка, что шепчет лукаво
Милые сердцу слова, чтоб в амбаре твоем покопаться.
Проплыви мимо пения – оно вызывает смерть. Если только захочешь, одолеешь погибель и, привязанный к древу, будешь освобожден от всякой скверны. Слово Божие будет управлять тобой, и Святой Дух введет тебя в небесный порт. Тогда узришь моего Бога и будешь посвящен в святые таинства, и вкусишь от сокрытого в небесах, сбереженного у меня, о чем не слышало ухо, и что никому не приходило в сердце,
И кажется, что два я вижу солнца, Фив Двойных виденье предо мной… –
сказал некто, приведенный в исступленье идолами, опьяненный неразбавленным вином невежества. Я, скорее всего, пожалею его, буйствующего во хмелю, и призову находящегося не в своем уме к трезвому спасению, потому что и Господь радуется раскаянию, а не смерти грешника.
§ CXIX. Беседа с Тиресием
Приди, о безумец, не опираясь на тирс, без венка из плюща; отбрось митру, отбрось оленью шкуру, образумься! Я покажу тебе Слово и мистерии Слова, рассказывая о них в соответствии с твоими представлениями. Это – гора, любезная Богу, не дававшая сюжеты трагедиям, как Киферон, но предназначенная для действ истины; гора, где нет вина, гора, покрытая тенью священных лесов. А ликуют на ней не сестры пораженной громом Семелы, менады, в нечестивой мистерии хватающие куски мяса, но дочери Бога, милые овечки, провозглашающие священные действия Слова и созывающие непорочный хоровод. Его составляют праведники. Песня является гимном Царю вселенной. Девушки перебирают струны, ангелы славословят, пророки вещают; разносится музыкальное эхо. Призванные бегом устремляются за шествием, спешат, страстно желая обрести Отца. Приди, оставив Фивы, и ты, о старец, и, отвергнув дар прорицателя и вакхическое исступление, позволь за руку привести тебя к истине. Вот я даю тебе палку, чтобы ты опирался на нее. Поспеши, Тиресий, уверуй, и прозреешь. Христос, благодаря Которому глаза слепых открываются, светит ярче солнца. Ночь убежит от тебя, огонь устрашится, смерть отступит: ты, что не видел Фив, узришь небеса, о старец!
§ CXX. О христианских мистериях
О поистине святые мистерии, о чистый свет! Я несу факел, чтобы узреть небеса и Бога; посвящаясь, становлюсь безгрешным, священнодействует же Господь и, выводя к свету, отмечает посвященного печатью и отдает уверовавшего Отцу под защиту на веки вечные. Это и есть мои «вакхические» мистерии. Если хочешь, прими и ты посвящение, – и будешь кружиться в хороводе вместе с ангелами вокруг нерожденного и непреходящего и воистину единственного Бога, а Логос Его будет петь гимны вместе с нами. Этот вечный Иисус, единственный великий Первосвященник единственного Бога, Который также и Отец Ему, молится за людей и приказывает им: Внемлите, бесчисленные племена, особенно же те, кто наделен разумом – и варвары, и эллины: весь человеческий род Я зову, творцом которого являюсь по воле Отца. Придите ко Мне, чтобы встать в строй под власть одного Бога и одного Слова Божия, и не одним лишь разумом превосходите бессловесных животных – Я даю вам, единственным из всех смертных, бессмертие, ведь хочу, хочу вас причастить и этой благодати, давая совершеннейший дар – нетление, и преподношу вам Слово, познание Бога, всего Себя. Вот Я, вот то, что хочет Бог, вот созвучие, вот гармония Отца, вот Сын, вот Христос, вот Слово Божие, длань Господа, сила вселенной, воля Отца. О люди, прежде являвшиеся образами Бога, но ныне не все соответствующие оригиналу! Я хочу вас улучшить, обратившись к прообразу, чтобы вы стали похожими на Меня. Я умащу вас маслом веры, благодаря которому вы сбросите с себя тление, и покажу ничем не прикрытое очертание праведности, с помощью которой вы подниметесь к Богу. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я дам вам отдохновение. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ведь иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28–30).
§ CXXI. Христос – наш помощник
Поспешим, побежим, о любезные Богу и богоподобные изваяния Слова! Поспешим, побежим, возьмем иго Его, примем бессмертие, возлюбим Христа, благого Возницу человечества! Он повел под одним ярмом молодого осла вместе со старым и, надев хомут на людей, направляет повозку к бессмертию, спеша исполнить пред лицом Бога явным образом то, на что раньше лишь намекал, и заставляя нас бежать ныне на небеса, подобно тому как прежде направлял в Иерусалим, – прекраснейшее зрелище для Отца – вечный победоносный Сын. Будем стремиться к прекрасному, как стремятся к почестям, станем людьми, которых любит Бог; приобретем наибольшее из благ – Бога и жизнь! Помощником является Логос: будем смело полагаться на Него, и никогда да не посетит нас желание серебра, золота и славы, равное желанию услышать слова Истины, ибо Богу никоим образом не угодно, если мы достойному большего придаем меньшее значение: высоко ценим свои явные грехи, суть которых в незнании, невежестве, нерадивости, идолослужении и крайнем нечестии.
§ CXXII. О подобии Богу
Ведь неспроста философы все то, что делают неразумные, считают нечестивым и кощунственным и, относя даже само незнание к виду безумия, утверждают, что толпа пребывает в состоянии умопомешательства. Рассудок велит мне не сомневаться в том, что лучше: быть разумным или безумствовать. Надо, оставив заблуждение и держась мертвой хваткой за истину, со всей силой следовать за Богом и считать все принадлежащим Ему, как это и есть в действительности. Кроме того, нам необходимо, усвоив, что мы – лучшие из Его сокровищ, доверить себя Богу, любя Господа Бога и полагая это делом всей жизни. Если же у друзей все общее, а человек дружественен Богу (ведь он – друг Ему при посредничестве Логоса), то все становится принадлежащим человеку, ибо все – Божие, а у двоих друзей все общее: у человека и у Бога. Пришло время нам только благочестивого называть и богатым, и благоразумным, и благородным и поэтому – образом Божиим, созданным по Его подобию, а также утверждать и верить, что ставший благодаря Христу Иисусу разумно справедливым и разумно благочестивым, стал в той же мере подобным и Богу.
§ CXXIII. Заключение
Не утаивает пророк благодать, говоря: «Я сказал, что вы боги и сыны Всевышнего все» (Пс.81:6). Ведь нас, именно нас Он усыновил и желает называться только нашим Отцом, но не Отцом непокорных. Итак, наши дела как Христовых спутников обстоят следующим образом: каковы желания – таковы и слова, каковы слова – таковы и дела, а каковы поступки, такова и жизнь: хороша вся жизнь у людей, познавших Христа. Достаточно, думаю, слов, хотя я уже и пошел в своих рассуждениях дальше, повинуясь человеколюбию и изливая то, что получил от Бога, как призывающий изо всех сил к величайшему из благ – спасению. Ибо когда рассказываешь о жизни, не имеющей конца, то слова, совершающие при этом священнодействие, не хотят остановиться. Вам теперь остается выбрать несущую пользу цель – суд ли милость. Но я же считаю, что не следует сомневаться в том, что из двух лучше: в самом деле, нельзя сравнивать жизнь с гибелью.