Азбука веры Православная библиотека епископ Кирилл и игумен Мефодий (Зинковские) Исцеление произволения и воспитание воли согласно православной антропологии

Исцеление произволения и воспитание воли согласно православной антропологии

Источник

Содержание

Аннотация Воля и произволение в иерархии человеческого естества Нарушение направленности воли и иерархического баланса в человеческом естестве Христианское воспитание воли как взыскание воли Божией Согласование личного произволения с духовными наставниками в православной аскетике Заключение Использованная литература  

 

Аннотация

В статье в русле единой ипостасно-природной онтологии рассмотрен путь исцеления произволения и воспитания воли, предлагаемый православной аскетикой. Параллельно проводится сравнительный анализ ряда нехристианских философских учений и эзотерических практик, связанных с форматированием волевого начала в человеке. Первым шагом на православном аскетическом пути является признание человеком поврежденнности, расслабленности и ошибочной направленности воли, как результат действия неверного и неустойчивого произволения. Направляя к Богу и стабилизируя произволение, подвижник изменяет и укрепляет волевые векторы по образу Христа и ради Христа. В этом процессе богозаданная иерархия человеческого естества выстраивается и венчается даром Божественных энергий. Процесс предполагает формирование здравых тропосов существования, соответствующих матрице творческих замыслов-логосов Бога о каждой личности. Личное произволение задает вектор движения воль и энергий человека к Богу или от Него, продолжающегося и после смерти, поэтому святоотеческая мысль подчеркивает важность произволения в вечном определении человека.

Воля и произволение в иерархии человеческого естества

Воля с древних времен признавалась одним из значительных начал в многосоставном человеческом бытии, а в христианской традиции именуется одной из владычественных1 сил, управляющих жизнью человека. О важности воспитания воли говорили древние греки, воспитанию волевого начала в человеке посвящено немало страниц советской педагогики, к проблеме воспитания воли обращаются и современные педагогика и психология. Сегодня учителя и воспитатели, врачи и психологи отмечают значительное расслабление волевого начала в человеке на фоне ослабления или отсутствия осознанной мотивации как отдельных поступков, так и всей жизни современных людей. Человек зачастую стал неспособен к целостному осмыслению направленности своих мыслей и желаний, вписыванию их в контекст жизненных задач, осознанию смысла собственной жизни, скорее следуя «по течению» внешних и внутренних событий. При этом мы понимаем, что без умения и научения человека, сначала маленького, а затем взрослого, осознанно и целенаправленно управлять своими природными ресурсами и силами, в том числе волей, невозможно существование любого здорового общества, включая семью, как его основу, приход, монастырь, епархию, и любой человеческий коллектив.

Православная антропология рассматривает волю в русле единой ипостасно-природной онтологии, где все составы человеческой природы находятся в сбалансированном единстве с личным началом, отражая нашу сообразность единосущному Триипостасному Творцу. Центральными понятиями нашего исследования будут: воля (греч. θέλημα, θέλησις, лат. voluntas, velle) – сила человеческого естества, обусловленная функционированием природы, посредством которой личность достигает желаемого; произволение (греч. προαίρεσις) – самовластное и независимое начало, принадлежащее личности, а также целеполагающий выбор, совершаемый личностью и направляемый умом; ум (греч. νοῦς) – высшая часть души, обладающая интегрирующей и контролирующей функциями, несущая в себе отпечаток характерных свойств человеческой личности; синергия (греч. συνεργία – соучастие, содействие) – соработничество Бога и человека, направленное ко спасению. В богоустановленной иерархии человеческого естества воля относится к природе и определяется святоотеческой мыслью как врожденная способность «желать того, что согласно с… природой»2. Воля взаимодействует с личным началом человека посредством личного произволения, которое в первую очередь определяет направление ума (греч. νοῦς) – высшей части природы3, «душевного ока»4 и «престола ипостаси»5.

Согласно современным антропологическим исследованиям, любое волевое решение напрямую связано с осознанием личностью «значимости сформулированной цели»6, а качество и векторы воли находятся в прямом соответствии с ее ценностными установками. Волевые векторы, направляемые произволением, задают тропосы существования личности (τρόπος τῆς ὑπάρξεως), определяющие характер ее взаимодействия со своей природой и с окружающим миром. Волевые векторы и тропосы могут находиться в согласии или противоречии с логосами (λόγοι) природы человека, несущими изначальный замысл о нем Творца, как Логоса всего мироздания.

Преподобный Максим Исповедник говорит, что когда воля человека согласна, соединена «с логосом природы», то и его свободное произволение «уже не будет бунтовать против Бога»7. Ведь в логосе природы каждого сотворенного существа «нет ничего противоразумного, поскольку он есть и естественный, и божественный закон», благостно откликающийся или «принимающий в себя и движения воли, действующей в согласии с ним»8. То есть здравое действие произволения человека напрямую связано с гармоничной согласованностью логоса природы и функционирования ее воли или энергий.

Нарушение направленности воли и иерархического баланса в человеческом естестве

Согласно Преданию Церкви и православной антропологии, в результате первородного греха человеческая воля утеряла здравую направленность, а иерархия человеческих сил и энергий пришла в раскоординированное состояние. Ум лишился главенствующей роли, а «неразумные» или «бессловесные» энергии, направляемые и укрепляемые поврежденным произволением, получили возможность преобладать над здравым мышлением ума, подчинять его своим искаженным стремлениям, «изменяя волю по себе»9, и искажая здоровые тропосы человеческого бытия.

В истории человеческой мысли можно проследить множество попыток фиксации подобного нарушения целостности и иерархического баланса человеческого естества. Так, например, теолог и проповедник XVII–XIX вв. Фридрих Шлейермахер в своей философской системе превозносит роль чувств, а философ Иммануил Кант – роль т. н. «чистого разума» в человеке. Для нас наиболее важны примеры мировоззрений, в которых помимо отсутствия целостности и иерархического баланса акцентируется значение «обнеразумившихся» составляющих и ослабляется значение человеческого ума. Ярким примером подобных искажений служит философское движение волюнтаризма (от лат. voluntas – воля), где воля рассматривается как высший принцип бытия и противопоставляется объективным законам природы и общества. Близка идеям волюнтаризма и философия А. Шопенгауэра, утверждавшая, что «в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля», не поддающаяся «ни рациональному, ни эмпирическому постижению»10. Эта идеология нашла свое естественное развитие в философии Ф. Ницше, провозгласившего «культ силы» и «волю к власти» движущими силами в истории человечества.

Наследовали и усилили подобное отношение к человеку и человеческой истории идеологи национал-социализма и фашизма. Важно отметить, что отличительными признаками упомянутых идеологий стали устранение главенствующего, или по слову святых отцов, «владычествующего»11 значения логосной-смысловой составляющей и признание иррациональных сил, как правило, определяемых в христианстве как страсти, ведущими в человеческом естестве и человеческой истории. Надо отметить и такую характерную особенность упомянутых философских течений и идеологий, как отрицание Бога библейского Откровения и христианских ценностей.

Внешнее, навязанное воздействие на волю и разум человека в их симбиотическом существовании и, как следствие, искажение тропосов бытия можно наблюдать в экстрасенсорике и других эзотерических практиках. Условиями участия в упомянутых практиках являются, как правило, ослабление роли разумного начала адепта и дальнейшее воздействие на его подсознание12. Христианская антропология признает существование подсознания, как одной из энергий человеческого естества, отмечая его поврежденность грехом13, и отмечает, что, хотя в упомянутых практиках и происходит активное воздействие на подсознание адептов, эти действия совершаются с их сознательного согласия, т. е. с изначальным «движением» их произволения к бездействию, к пассивному восприятию якобы «целебного» влияния неизведанных сил. По сути же, в процессе подобных практик происходит подавление естественных сил и произволения человека, в его энергийное поле проникают чуждые силы и энергии, с которыми совершается некая псевдо-синергия. Подавление воли и произволения в таких практиках может приводить не только к привычному ослаблению личного произволения, но и к тоталитарному преобладанию посторонней воли, выражаемому в жестком модулировании извне тропосов существования подвергающейся воздействию личности. Возможность подобного «единения» описана, например, в трагедии В. Гете, где душа Фауста, согласно данной им расписке, должна погибнуть в момент сознательного утверждения во грехе и подчинения произволения Мефистофелю, как окончательном самоопределении Фауста14.

Христианское воспитание воли как взыскание воли Божией

Рассмотренным теориям и практикам противостоят много веков практикуемые, но далеко не полностью изученные теория и практика аскетического воспитания воли на пути христианского совершенствования. Главным отличием христианского воспитания воли от перечисленных выше практик является его целевая направленность и свободное самоопределение личности. Целью этого преобразования является целостная гармонизация единого человеческого бытия посредством живой связи с Богом как внеположным творению Источником персональных энергий15, позволяющая очистить и освятить волю христианина посредством согласования с волей Божьей. Этот процесс предполагает формирование здравых тропосов существования, соответствующих матрице творческих замыслов-логосов Бога о каждой личности.

Особенностью христианского отношения к воле является признание ее поврежденности грехом и необходимости исцеления. Так, близкий по времени жизни нам святой, преподобный Силуан Афонский, говорит о великой степени поврежденности нашей природной воли вследствие нашего отдаления от Бога: «Без Него мы не можем даже помыслить благое; поэтому нам нужно смиренно предаться воле Божией, чтобы Господь руководил нами»16. Как определяет наш современник, старец Иосиф Ватопедский, неустойчивое произволение (προαίρεσις), приводящее человека в «состояние переменчивости»17, является основной причиной нашего нынешнего неустройства. В качестве второй причины неустройства старец называет злые помышления, всеваемые врагом и именуемые им как «зло от юности» человека (Быт 8. 21). Негативный волевой процесс в падшем человеческом естестве состоит в постепенном искажении личного «προαίρεσις’а», отражаемого в искажении энергийных тропосов существования человека. Искажение произволения состоит в его направленности вразрез с замыслами Творца и подверженности велениям природы, находящейся в искаженном грехом модусе существования. Как правило, место Бога как центра и источника жизни в этой искаженной направленности занимает сам человек, из чего развиваются эгоизм, эгоцентризм, а также гедонизм, обращение к чувственным наслаждениям и порабощение личного произволения.

Воспитание природной воли через усилие личного произволения в православной аскетике совершается как подражание Христу, смирившему Себя в послушании Отцу «даже до смерти» (Флп 2. 8)18. Святитель Иоанн Златоуст, вспоминая слова Христа из Гефсиманской молитвы «впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26. 39), отмечает, что «этою молитвою Христос научил нас… чтобы мы… предпочитали собственной воле волю Божию»19. Святитель здесь обозначает обе воли, Божию и человеческую, одним термином (θέλημα) и говорит о необходимости исцеления нашей природной воли через ее проэритическое «отсечение» или «обрезание», даже если она не греховна, а является выражением естественных потребностей: не умирать и т. п.

В христианском отвержении воли, большей частью находящейся в состоянии противления воле Божией20, осуществляется целенаправленное личностное взыскание воли Божией и путей ее исполнения, поиск единения с Богом в свободной синергии Божественных и человеческих энергий.

Преобразование природной воли и воспитание личного произволения направлены на обретение свободы личности от власти страстей21, освобождение произволения от болезни греховных решений, а природной воли – от искаженных тропосов функционирования. В процессе воспитания воли происходит восстановление первозданной иерархии, целостности и сбалансированности человеческого естества, собственно и представляющее собой цель православной аскетики22. Прежде всего преобразуется ум, как высшая его часть, именуемая «мысленным архиереем»23 храма разумной человеческой души, изменяется сознание подвижника, основываясь на евангельском слове, на заповедях Христа («уже не я живу, но живет во мне Христос», Гал 2. 20). Через ум постепенно преобразуется все естество, включая и безсловесные, несмысленные его части, и таким образом возвращается иерархия всех его составляющих в подчиненности уму, а через него – личному началу.

Об этом процессе говорит Сам Христос: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16. 24). Преподобный авва Дорофей описывает постепенное преображение воли в ее аскетическом отcечении, которое начинается с маленьких шагов и заканчивается восхождением к мирному и бесстрастному состоянию: «Отсечение своей воли и своих хотений может быть поминутное. Положим, что кто либо идет; помысл говорит ему: посмотри туда и сюда, но он отсекает свое хотение и не смотрит… и проч. – Отсекая таким образом свое хотение, он приходит в навык отсекать его и, начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает ее без труда и спокойно; и так начинает, наконец, вовсе не иметь своей воли, и что бы ни случилось, бывает спокоен. Так, отсечением своей воли приобретается беспристрастие, а от беспристрастия, с помощью Божией, восходит и к совершенному бесстрастию»24.

Подобное делание может показаться современному человеку странным и даже беcсмысленным, но важно понимать его цель, состоящую в воспитании свободного личностного произволения в том числе через аскезу и упражнение воли ума, как высшей части нашего естества, например, через понуждение себя к постоянной памяти о Боге и единении воли с волей Божией. И первым условием подобного отсечения воли является совершение его личностью нашей «ради Христа».

Вспомним, что, по слову преподобного Серафима, только «ради Христа» исполняемое дело приносит плоды Святого Духа, в стяжании Которого и состоит «истинная цель христианской жизни»25. Это и есть, другими словами, раскрепощение как волевого функционирования всех уровней нашей природы от противоречия своему собственному благополучию, состоящему в жизни по замыслу Творца о ней, так и выздоравливание личного произволения, состоящего в осмысленности выборов по Богу и ради Него. И не случайно, что о состоянии человека, жизнь которого протекает согласно воле Божией, святые отцы опытно свидетельствуют, что такой человек бывает исполнен радости, особенного духовного веселия, подаваемого действием Святого Духа, даже если и имеет телесные скорби и страдания, «потому что его веселит благодать Божия»26.

Согласование личного произволения с духовными наставниками в православной аскетике

Практика согласования личного произволения с духовными наставниками признается в православном Предании основой аскетики: «ничего нет выше послушания»27, и даже сравнивается с «подвигом исповедничества»28. Основу отношений взаимодействующих в этом процессе личностей, как личного со-делания, составляет их подобие отношениям Бога Отца и Христа, а также Христа и апостолов, отражаемых в словах Христа: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас» (Ин 19. 9), и учеников: «Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6. 69). И именно христианское богословие личности позволяет подлинно интерпретировать и воплотить принципы процесса исцеления человеческих произволения и воли путем послушания29, а плодом такого послушания видит преображение человеческих произволения и воли в результате их синергии с волей Божией30 и возрастание личного начала подвижника.

Аскетическое воспитание воли позволяет разорвать жесткую связь между природой в ее искаженном образе бытия и образом действий человека, ибо состояние нашей природы не должно предопределять наше личностное поведение31. В подобной переориентации поврежденный грехом тропос бытия человека начинает определяться ипостасным произволением, но первоначально не своим, подверженным греху, но произволением иной личности, воля которой уже находится в согласовании с волей Божией. Именно этим можно объяснить повиновение наставникам православных христиан как Самому Господу. Так, например, преподобный Симеон Новый Богослов писал о своем духовном отце, преподобном Симеоне Благоговейном: «моего сотрудника и помощника… я почитал, как Тебя Самого, создавшего меня»32.

Провидя нетварные замыслы-логосы Бога об ученике, наставник открывает их ученику, который в процессе постижения воли Божией о нем постепенно обретает добродетель рассуждения, состоящую в различении добра и зла, как провидении логосов сущего. В совершающемся проникновении наставника и ученика в суть творческих логосов о мире и себе самих происходит их динамическое общение прежде всего с Богом Словом, как источником логосов, и со всей Святой Троицей.

В процессе исцеления воли человек восстанавливает поврежденную в грехопадении симфоничность ипостасно-природного единства бытия. Тогда в гармонически выстроенной иерархии человеческого бытия может начать активное действие и высшая ее часть, уже не принадлежащая человеку как таковому, но существенно необходимая для полноценной гармонии его естества, – дар нетварных Божественных энергий. Святые отцы говорят об этой составляющей как о «сверхсущей силе, как единственной, способной производить обожение, и по благодати ставшей принадлежностью обоженных»33.

Заключение

В этой небольшой статье мы рассмотрели примеры преобразования воли в некоторых философских учениях и эзотерических практиках, а затем проанализировали путь исцеления произволения и воспитания воли, предлагаемый православной аскетикой. Первым шагом на этом пути является видение и признание человеком поврежденнности и ошибочной направленности своей воли, являющейся результатом протяженного действия неверного личного произволения. Затем, усилием личного произволения, с помощью Бога, подвижник постепенно изменяет и укрепляет векторы направленности природной воли, направляя ее к Богу, преобразуя ее по образу Христа и ради Христа. В процессе возвращения верной ориентации произволению и преобразования воли выстраиваются согласно богозаданной иерархии все составы человеческого естества и эта иерархия венчается даром Божественных энергий.

Важно отметить, что именно личное произволение задает вектор движения воль и энергий человека в его ипостасно-природном единстве к Богу или от Него, продолжающегося и после смерти, как временного разлучения частей единого ипостасно-природного бытия человека. Поэтому святоотеческая мысль, по слову которой, «Бог и намерения целует»34, подчеркивает важность личного произволения человека в его окончательном вечном определении.

Использованная литература

1. Августин Иппонский, блаж. Исповедь // Он же. Творения. В 4-х т. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. Т. 1. С. 469–741.

2. Баскин М. П. Волюнтаризм. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/philosophy/articles/183/volyuntarizm.htm (дата обращения 25.07.2020).

3. Василий (Кривошеин), архиеп. Преп. Симеон Новый Богослов. Париж: YMCA-PRESS, 1980.

4. Воробьев Н. Нравственное учение прп. Максима Исповедника. Диссертация, рукопись МДА. М., Загорск, 1957.

5. Гете И.В. Фауст. М.: Художественна литература, 1961.

6. Дорофей, преп. Подвижнические наставления // Добротолюбие. В 5-ти т. М.: Типолит. И. Ефимова, 1895–1900. Т. 2. С. 601–642.

7. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Собрание творений. В 8-ми т. М.: Паломник, 2006–2007. Т. 1. С. 73–532.

8. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры / Пер. А.И. Сарагды и В.А. Беляева и др. // Полное собрание творений преподобного Иоанна Дамаскина. СПб.: Изд. Императорской СПбДА, 1913. Т. 1. С. 157–345.

9. Иоанн Златоуст, свт. На слова Гефсиманской молитвы Христа «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26. 39) // Творения отца нашего, свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского в русском переводе. В 12-ти т. СПб.: Изд. СПбДА, 1898–1906. Т. 3. Ч. 1. С. 16–26.

10. Иоанн Златоуст, свт. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения // Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии. В 8-ми т. 1977–1983. Т. 4. 1983. С. 571.

11. Иоанн Кассиан, преп. Писания к семи последним, посланным к Иовиниану, Миневрию, Леонтию и Феодору, собеседованиям отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта. URL: https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_drugim_semi/2_8 (дата обращения 27.06.2020).

12. Иоанн Лествичник, преп. Лествица, возводящая на небо. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2013.

13. Иосиф Ватопедский, схимон. Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни? URL: https://pravoslavie.ru/106453.html (дата обращения 11.07.2020).

14. Иустин (Попович). Проблема личности и познания в поучении преподобного Макария Египетского // Он же. Собрание творений / Пер. с серб. С. Фонова. В 5-ти т. М.: Паломник, 2004–2007. Т. 1. С. 235–309.

15. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. M.: Изд. СЭИ, 1991.

16. Макарий Великий, преп. Беседа 1. Иносказательное изъяснение видения, описанного пророком Иезекиилем // Преп. отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова / Пер. с греч. при МДА. М.: Тип. В. Готье, 1855. С. 3–16.

17. Максим Исповедник, преп. Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004.

18. Максим Исповедник, преп. Толкование на молитву Господню // Он же. Творения / Пер. с греч. А.И. Сидорова. В 2-х кн. М.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 185–202.

19. Мефодий (Зинковский), иером. Духовное руководство и богословское понятие личности // Труды Перервенской Православной Духовной Семинарии. 2013. № 7. С. 5–6.

20. Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Иерархическая антропология преп. Максима Исповедника // Церковь и время. 2013. № 3 (64). С. 59–83.

21. Можейко М.А. Воля // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск.: Издательство В. М. Скакун, 1999. URL: https://info.wikireading.ru/232469 (дата обращения 01.08.2020).

22. Николай (Сахаров), иерод. Учение архим. Софрония о старчестве: старчество и послушание в богословии архим. Софрония (Сахарова) / пер. Мельникова А.А. // Начало (журнал ИБиФ). СПб., 2001. № 10. С. 84–112.

23. Паисий Святогорец, преп. Письма. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.

24. Сафаров С., иер. «От поражения ума до увлечения телесными наслаждениями»: результаты грехопадения по Максиму Исповеднику. URL: http://sdsmp.ru/news/n7821/ (дата обращения 30.07.2020).

25. Серафим Саровский, преп. Беседа о цели христианской жизни // Преподобный Серафим Саровский. Стяжание Духа Святого / Сост. и примеч. А. Н. Стрижева / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. С. 161–204.

26. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря / сост. Серафим (Чичагов), архим. М.: Паломник, 2002.

27. Софроний (Сахаров), схиархим. Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996.

28. Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М., Клин: Синодальная Богословская Комиссия, Христианская жизнь, 2004. C. 154–167.

29. Подсознание. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подсознание (дата обращения 10.08.2020).

30. S. Macarius Aegyptus. Homiliae // J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Graeca). (далее –– PG). In 161 t. Paris, 1857–1866. PG 34:449–820.

31. S. Maximus Confessor. Capita Theologiae et Oeconomiae. PG 90:1083–1462.

32. S. Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica. PG 91:9–287.

* * *

1

«ἡγεμονικῶν», S. Macarius Aegyptus. Homilia 1. 3. PG 34. 452 C.

2

Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры 2. XXII / Пер. А. И. Сарагды и В. А. Беляева и др. // Полное собрание творений преп. Иоанна Дамаскина. СПб.: Изд. Императорской СПбДА, 1913. Т. 1. С. 157–345, здесь: с. 224.

3

«Особенность растительной жизни – движение питательное, способствующее росту и порождающее, чувственной – движение по устремлению, а мыслящей – самовластное», Максим Исповедник, преп. Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. С. 169.

4

S. Macarius Aegyptus. Homilia 7. 8. PG 34. 528 В. См.: Иустин (Попович), преп. Проблема личности и познания по учению преподобного Макария Египетского // Он же. Собрание творений / Пер. с серб. С. Фонова. В 5-ти т. М.: Паломник, 2004–2007. Т. 1. С. 235–309, здесь: с. 292.

5

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. M.: Центр СЭИ, 1991. С. 152.

6

Можейко М. А. Воля // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск.: Изд. В. М. Скакун, 1999. URL: https://info.wikireading.ru/232469 (дата обращения 01.08.2020).

7

Максим Исповедник, преп. Толкование на молитву Господню // Он же. Творения / Пер. с греч. А. И. Сидорова. В 2-х кн. М.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 185–202, здесь: с. 199.

8

Там же.

9

Воробьев Н. Нравственное учение прп. Максима Исповедника. Диссертация, рукопись МДА. М., Загорск, 1957. С. 51. См.: Сафаров С., иер. «От поражения ума до увлечения телесными наслаждениями»: результаты грехопадения по Максиму Исповеднику. URL: http://sdsmp.ru/news/n7821/ (дата обращения 30.07.2020).

10

Баскин М. Волюнтаризм. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/philosophy/articles/183/volyuntarizm.htm (дата обращения 25.07.2020).

11

См.: Макарий Великий, преп. Беседа 1. 3 // Преп. отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова / Пер. с греч. при МДА. М.: Тип. В. Готье, 1855. С. 3–16, здесь: с. 5.

12

Понятие «подсознание» (англ. subconsciousness) как термин, обозначающий процессы в психике человека, протекающие без прямого отображения в разуме и управления разумным началом, был введен в философию в 1889 г. Пьером Жане, стал активно применяться в психологии и психиатрии, большей частью для описания болезней души. См.: Подсознание. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подсознание (дата обращения 10.08.2020).

13

О темных глубинах человеческого естества, поврежденного грехом, говорит блаж. Августин: «О истина, свет моего сердца, пусть не говорит со мной темнота моя! Я скатился в нее, и меня обволокло тьмой, но и там, даже там я так любил», Августин Иппонский, блаж. Исповедь. Кн. 12. X // Он же. Творения. В 4-х т. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. Т. 1. С. 469–741, здесь: с. 688.

14

«Едва я миг отдельный возвеличу, вскричав: “мгновение, повремени” – все кончено, и я твоя добыча, и мне спасенья нет из западни», Гете И. В. Фауст. М.: Художественная литература, 1961. С. 61.

15

См.: Хоружий С. С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М.: Синодальная Богословская Комиссия; Клин: Христианская жизнь, 2004. C. 154–167.

16

Софроний (Сахаров), схиархим. Преподобный Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996. С. 299.

17

Иосиф Ватопедский, схимон. Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни? URL: https://pravoslavie.ru/106453.html (дата обращения 11.07.2020).

18

Иоанн Кассиан, преп. Собеседование XIX. 6 // Он же. Писания к семи последним, посланным к Иовиниану, Миневрию, Леонтию и Феодору, собеседованиям отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта. URL: https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_drugim_semi/2_8 (дата обращения 27.06.2020).

19

Иоанн Златоуст, свт. На слова Гефсиманской молитвы Христа «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26. 39). 4 // Творения отца нашего, свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского в русск. пер. В 12-ти т. СПб.: Изд. СПбДА, 1898–1906. Т. 3. Ч. 1. С. 16–26, здесь: с. 26.

20

«Нет возможности исполнять вместе волю свою и волю Божию: от исполнения первой исполнение второй оскверняется», Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Он же. Собрание творений. В 8-ми т. М.: Паломник, 2006–2007. Т. 1. С. 73–532, здесь: с. 82.

21

Паисий Святогорец, преп. Письма. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. C. 46.

22

См.: Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Иерархическая антропология преп. Максима Исповедника // Церковь и время. 2013. № 3 (64). С. 59–83.

23

«Τῆς λογικῆς ψυχῆς, αὐλὴ μὲν ἡ αἴσθησις· ναὸς δὲ, ἡ διάνοια· ἀρχιερεὺς δὲ, ὁ νοῦς», S. Maximus Confessor. Capita Theologiae et Oeconomiae. PG 90. 1437 B.

24

Дорофей, преп. Подвижнические наставления 9 // Добротолюбие. В 5-ти т. М.: Типолит. И. Ефимова, 1895–1900. Т. 2. С. 601–642, здесь: с. 604.

25

Серафим Саровский, преп. Беседа о цели христианской жизни // Преподобный Серафим Саровский. Стяжание Духа Святого / Сост. и прим. А. Н. Стрижева / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. С. 161–204, здесь: с. 171.

26

Софроний (Сахаров), схиархим. Преподобный Силуан Афонский. С. 296.

27

Летопись Серафимо­-Дивеевского монастыря / сост. Серафим (Чичагов), архим. М.: Паломник, 2002. С. 324. Иоанн Лествичник, преп. Лествица, возводящая на небо. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2013. Ст. 4. 93. C. 93.

28

Иоанн Лествичник, преп. Лествица, возводящая на небо. Ст. 4. 8. C. 54.

29

Мефодий (Зинковский), иером. Духовное руководство и богословское понятие личности. С. 5–6.

30

«Ἡ οὖν τελεσιουργία τοῦ Πνεύματος ἐν τῷ θελήματι τοῦ ἀνθρώπου κεῖται» (ибо усовершение посредством Духа в воле человека содержится), S. Macarius Aegyptus. Homilia 37. PG 34. 757 A.

31

Николай (Сахаров), иерод. Учение архим. Софрония о старчестве: старчество и послушание в богословии архим. Софрония (Сахарова) / пер. Мельникова А. А. // Начало. СПб., 2001. № 10. С. 84–112, здесь: с. 111–112.

32

Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преп. Симеон Новый Богослов. Париж: Издательство YMCA-PRESS, 1980. С. 86.

33

S. Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica. PG 91. 36 А.

34

Иоанн Златоуст, свт. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения // Настольная книга священнослужителя. М.: Издательство Московской Патриархии. В 8-ми т. 1977–1983. Т. 4. 1983. С. 571.


Источник: Десятые Пюхтинские чтения. Духовное наследие – его роль в становлении личности современника : Материалы международной научно‐практической конференции 11–12 декабря 2020 г.). – Пюхтинский Успенский ставропогиальный женский монастырь. – Куремяэ, Эстония : 2021. – 284 с. / Иеромонах Кирилл (Зинковский), иеромонах Мефодий (Зинковский). Исцеление произволения и воспитание воли согласно православной антропологии. 12-22 с.

Комментарии для сайта Cackle