Заключительные соображения
Проведенный нами анализ воззрений наиболее выдающихся представителей православной персоналистической мысли XIX–XX столетий ставит нас перед несколькими фактами. Во-первых, очевидна актуальность и одновременно неоднозначность осмысления святоотеческих терминов, соответствующих или комплементарных современному богословскому понятию человеческой личности, востребованность развития как антропологического богословия в целом, так и особенно богословия личности как богословия со-образности человека Богу. Мы отметили определенную анти-эссенциальную склонность ряда православных мыслителей-персоналистов двадцатого века, которая должна быть сбалансирована единой онтологией личности, природы и энергии.
Во-вторых, конечно, нас ожидает большой объем критики с разных сторон, направленной как в принципе против введения термина «личность» в богословский оборот, так и против персоналистического прочтения Священных Писания и Предания Церкви. Чтобы противостоять заявлениям, подобным тому, какие выражает, например, наш греческий современник Деметракопулос (Demetracopulos J.), настаивая на не богословском, а чисто философском происхождении понятия «личность» и на отсутствии различия у древних мыслителей Церкви между «личностью» и «сущностью» как в Боге, так и в человеке1973, необходимо продолжить всесторонний контекстуальный анализ святоотеческих понятий и категорий, позволяющих сформулировать стройную теорию богословия личности.
В том числе остается открытой задача строго богословского описания характерных свойств личностного начала, внутренних отношений этих свойств между собой и соотнесенности их со свойствами природного начала. Это необходимо, чтобы наглядно показать современному человеку, что ни Бог, ни человек отнюдь не унижаются, как думал Тиллих (Tillich P.), субъектно-объектной «дихотомией»1974, но «обогащаются» личностно-природным различением в них самих. Ни Бог, ни человек не могут быть ни сверх-персональны1975, ни безличны, но являют бытийное единство личного, персонального и природно-энергийного начал.
* * *
Demetracopulos J. Is Gregory Palamas an Existentialist? The Restoration of the True Meaning of his Comment on Exodus 3, 14: Ἐγώ εἰμι ὁ ὤν. Pp.19, 32–33.
Tillich P. Systematic Theology.Vol 1. P. 272.
Tillich P. The Courage to Be. P. 187.