Аннотация Источник

Аннотация АВ

Триадологический трактат «Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице» (35 глав или слов) написан свт. Кириллом Александрийским или до 412 г., или в 423-425 гг. Сочинение названо «Книгой сокровищ» потому, что «имеет в себе сокровенным великое множество божественных созерцаний» (см. Пролог), т.е. значительную часть богословской науки.

Трактат обращен к «трудолюбивейшему брату» Немесию и написан по его просьбе. Цель произведения – предостеречь читателей от ересей Ария и Евномия. Свт. Кирилл приводит многочисленные тезисы еретиков, которые затем опровергает с помощью силлогизмов и Священного Писания. Несколько глав отведены толкованию спорных библейских мест.

Сочинение является сводом ответов на трудные вопросы касательно учения о Святой Троице. Главы 1-32, 35 посвящены доказательству Божественного достоинства Сына: Его вечное рождение от Отца по природе, Его единосущие и равенство Отцу и др. Причем, глава 32 представляет собой собрание избранных мест Нового Завета с краткими толкованиями, а глава 35 – собрание фрагментов Священного Писания. Главы 33-34 посвящены доказательству Божественного достоинства Святого Духа.

В этой книге свт. Кирилл демонстрирует прекрасное знание антиарианских аргументов своих предшественников (главным образом, свт. Афанасия Великого) и обильно их цитирует.

Слово 28. На находящееся у Луки [речение]: «Іисусъ же преспѣваше премудростію и возрастомъ и благодатію у Бога и человѣкъ»1044

Возражение как бы из числа Евномиевых. И как бы мог быть, говорит он, равным по сущности Отцу тот, кто не совершен? Ибо вот, Он показывается <75.424> преуспевающим в премудрости. А Отец, будучи ни в чем не нуждающимся, не допускает [по отношению к Себе] преуспеяния.

Опровержение на это. Следует спросить христоборцев, о ком, как они думают, сказано: «Преспѣваше премудростію и благодатію»? Но они, конечно же, скажут, что об Иисусе Христе. Затем, – о, безумнейшие всех! – кем или откуда сущим вы мните Христа, о Котором сейчас у Луки идет речь? Если вы веруете, что Он является обычным человеком, и думаете, что Он никаким преимуществом не обладает по сравнению с другими, то пусть и Он преуспевает как человек. Если же Он есть вочеловечившийся Бог и Слово, ставшее, как написано, плотью, то какое же Он допускает преуспеяние? Или как будет несовершен Иже Сый равенъ Богу1045? Ведь тогда необходимо, чтобы несовершенным был и Тот, Которому Он равен, если так, по-вашему, обстоят дела. Если же и самим вам уже кажется, что так говорить и думать – злочестиво (ибо вы согласились с тем, что Отец совершен), то необходимо веровать, что совершенным является и равный Ему Сын. Стало быть, Он не как Слово называется преуспевающим, но поскольку облекся в природу, допускающую преуспеяние.

ИНОЕ. Говорит негде Павел о Боге Слове, что Он и во образѣ Божіи сый, и равенъ Богу1046. Итак, если Он, будучи в равенстве с Богом, допускает преуспеяние, и в действительности преуспел, то [Он] есть нечто большее, чем Отец, и превзошло Отца преуспевшее Слово, если так получается, по-вашему. Но это в высшей степени абсурдно. Следовательно, Он не преуспел как Слово, ибо Он [и так] является совершенным, как и Отец, но и это сказано о Нем по причине домостроительства вочеловечения.

ИНОЕ. Если же Слово преуспело, когда сделалось человеком и облеклось в нашу плоть, то не Оно принесло нам пользу, вочеловечившись, но, скорее всего, плоть сделалась для Него пособницей совершенства. Ведь если Он действительно преуспел, когда стал плотью, то, стало быть, был несовершенным прежде пришествия, и теперь усовершенствовался, по-вашему. Как же мы тогда благодарим Егo, как нас ради вочеловечившегося, когда на самом деле это Ему подобает выказывать [нам] благодарность? Но это абсурдно. Следовательно, Он не преуспел как Слово, но это сказано о Нем по причине [Его] во плоти домостроительства.

ИНОЕ. Многими именами Слово Божие зовется в божественном Писании. Ведь Оно названо и является Сыном; названо и Премудростью; наименовано и Богом, и Силою, и Образом Отца1047. Если же, будучи всем этим, Он преуспевает, то что они могут назвать большее Сына, Премудрости, Силы, Бога и всего прочего, дабы не перечислять каждое по отдельности? Но <75.425> думать так – злочестиво. Ибо ничего нет больше Бога. Следовательно, не как о Слове говорится о Нем, что Он преуспевал.

ИНОЕ. Начала, Престолы, Господства, Ангелы и Архангелы, и всякая разумная сила, – еще же в добавок к сим и люди, – причастием Слову совершенными во всяком благочестии бывают и становятся. Как же подающий иным совершенство может Сам быть несовершенным, чтобы Ему желать усовершенствоваться и достичь некоего возрастания? Как, если Он есть воистину Премудрость, может Он преуспевать в премудрости? Или как подающий иным благодать Сам будет преуспевать в благодати, как не имеющий ее? Если только они не скажут, что Павел лгал, называя Сына Премудростью и Подателем благодати? Но не лжет служитель истины. Стало быть, он не преуспевал, как Слово, но как о человеке говорится это о Нем, все наше воспринявшем ради нас.

ИНОЕ. Несовершенное всегда стремится к совершенству, пренебрегая [тем] первым местом, в котором [сейчас] находится, как бы ища всегда [себе место] среди бо́льших и лучшее. Как, например, мы, люди, преуспеваем в премудрости и, будучи понемногу улучшаемы и другими добродетелями, устремляемся, таким образом, к совершенству жития. А Слову Божию, всецело сущему во Отце, куда еще восходить? Какое приращение Оно допустит, будучи настолько совершенным, что имеет в Себе всего Отца и, в свою очередь, целиком пребывает во Отце? Ибо если наполняющий [Собою] Отца (скажем, ради примера, более телесно) получил некое приращение или преуспеяние, то стал вне Отца, сделавшись больше того, в чем Он пребывает. Но Он не вышел за пределы Отца, а всегда есть в Нем, пребывая совершенным в совершенном, и совершенного имея в Себе. Стало быть, Он, как Слово, не преуспел, но является совершенным, оставаясь Тем же Самым и не изменяясь.

ИНОЕ. Павел негде говорит о Сыне, что Он Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ1048. Итак, если никто этим не соблазняется, и, слыша: «смирилъ Себе»1049, не думает о Боге ничего низкого, но скорее дивится Его человеколюбию, то как же не лишним будет соблазняться, слыша, что Он преуспел? Ведь если Он от умаления нисколько не пострадал в том, что касается Божества, то и от этого не пострадает. И как нас ради Он смирилъ Себе, так и преуспеяние приемлет нас ради, дабы опять же мы, некогда за грех приговоренные к смерти, в Нем преуспели в премудрости, и, некогда возненавиденные за [наше] во Адаме преступление, преуспели бы в благодати. Ибо, все наше ради нас воспринял в Себя Христос, дабы все претворить в лучшее и сделаться для сотворенных человеков началом всякого блага.

<75.428> ИНОЕ, правдоподобное истолкование того же речения. Некий природный закон не позволяет человеку иметь мышление, как бы намного превышающее его возраст, но сущий в нас разум некоторым образом соотносится и идет в ногу с развитием тела. Так вот, Слово было во плоти, став человеком, как написано; и было совершенным, будучи Премудростью и Силой Отчей. Поскольку же Ему надо было в какой-то мере уступить обычаю нашей природы, дабы видящим Его не казаться чем-то чуждым, как человек, Он понемногу, по мере взросления тела, раскрывал Себя и со дня на день показывался видящим и слышащим Его все более мудрым, будучи [на самом деле] во всем совершенным, как уже было сказано, но следуя общему обычаю [человеческой] природы.

Итак, когда услышишь: «Преспеваше премудростію и благодатію», то не думай, будто с Ним случилось какое-то прибавление мудрости, ибо Божие Слово ни в чем не имеет недостатка, но поскольку в глазах видящих [Его] Он был все более мудрым и благодатным, то сказано о преуспеянии, так что здесь уже [скорее всего, видно] преуспеяние удивляющихся [Ему людей], нежели Его собственное.

ИНОЕ. Преуспевающее в чем-либо является иным по сравнению с тем, в чем оно преуспевает. Итак, если сказано: «преспѣваше премудростію», то не премудрость преуспевала, но человеческое преуспевало в ней. Ибо, поскольку изо дня в день в Нем открывалось и являлось Божество, Он все время становился все более удивительным для видящих. Именно это и означает выражение «преспѣваше премудростію».

ИНОЕ. Преспѣваше премудростію человеческое следующим образом: облекшаяся в человеческую природу Премудрость, т. е. Божие Слово, мало-помалу обоготворяя посредством дел и чудесных свершений перед лицом видящих воспринятый храм, доставляла Ему в этом преуспеяние. Таким образом, в Премудрости преуспевало человечество, обоготворяемое Ею. Поэтому и мы по подобию воплотившегося ради нас Слова названы сынами Божиими и богами. Итак, преуспела в премудрости наша природа, устремляющаяся от истления к нетлению, и от человечества – к достоинству Божества во Христе.

Возражение как бы от лица противников. Я слышал, говорит [христоборец], что Слово Божие, сделавшись человеком, было наречено Иисусом. Оно, стало быть, и есть преуспевший. Ибо ты мне не разделишь единого Христа, когда Павел Его таким проповедует. И если Он оказывается допускающим преуспеяние, то, стало быть, Он несовершенен. И как таковой будет равен совершенному Отцу?

Опровержение на это. Ты нисколько не повредишь Сыну в отношении [Его] Божества и не сможешь умалить [Его] природное достоинство, даже если будешь упорствовать, говоря это, и, скорее всего, потерпишь поражение благодаря тому, чем ты думаешь побеждать. Ведь если <75.429> ты знаешь Сына всецело ставшим плотью и родившимся человеком, как говорит божественное Писание, – то что же не даешь Ему претерпевать и приличествующее человеку, за исключением греха? Поскольку же плоти свойственно преуспевать, то пусть и о Нем говорится «преуспевал», так как Он стал в ней и усвоил Себе ее неукоризненные страсти. Ибо это была плоть не кого-то иного, но Самого Слова. И как мы говорим, что Он пострадал плотью1050, – хотя и страдала одна только плоть, поскольку хоть Он и не пострадал как Бог, но Его собственным было страдающее тело, – так и когда мы говорим, что Он преуспевал, Он как Бог не допускает никакого преуспеяния, но это говорится потому, что в Нем преуспевала собственная Его плоть.

ИНОЕ. И сам ты – о, христоборец! – исповедуешь Слово Божие ставшим плотью, что нельзя понимать никак иначе, кроме как, что Он облекся плотью и воистину стал человеком. Так что, как тогда, когда услышишь о Слове нечто великое и то, что Ему подобает нагому и еще не облекшемуся в плоть, как, например, когда Он называется Светом, Сиянием и Премудростью Отца, ты не будешь помышлять о плоти, но об обитающем во плоти Слове, так и тогда, когда в божественных Писаниях говорится что-либо, что приличествует одной только плоти, или же и человеческому образу (τῷ ἀνθρωπίνῳ σχήματι), не возводи это к Слову, но относи к природе плоти то, что ей причитается. Стало быть, когда говорится, что Он преуспевает, то это не сама по себе Премудрость преспѣваше, в той мере, в какой она есть Премудрость, но человеческое [преспѣваше] в Премудрости, понемногу просиявая и являясь через Нее. Так что оно было и инструментом [заключенного] в нем Божества, мало-помалу служа [своими] делами ее проявлению. Заметь же, однако, что [евангелист] не сказал, что Слово преуспевало, но – Иисус, дабы ты не думал о нагом Слове, но [о том времени], когда Оно плоть бысть1051. И если о преуспеянии говорится потому, что [Слово] восприняло то, чему свойственно преуспевать, т. е. человечество, то [это] будет преуспеяние человечества, и к нему оно должно быть по справедливости отнесено. Ибо, таким образом, каждое из глаголемых [естеств] пребудет в своем чине, когда ни то, что приличествует нагому Слову, не переходит на человечество, ни человеческие [свойства] не относятся на счет Божества.

* * *

Примечания

1047

В оригинале использованы два слова: «καὶ μορφὴ, καὶ εἰκὼν τοῦ Πατρός».


Источник: Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице / Святитель Кирилл Александрийский ; Пер. с греч. и ком. Р.В. Яшунского, вступ. ст. Г.И. Беневича. - Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко ; Изд. «Текст» (Краснодар), 2014. – 384 с. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»).

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle