архимандрит Киприан (Керн)

(23.05.1899–11.02.1960)

Дневники

Пастырское богословие

Слова

Нравственно-аскетические труды

Литургика

Патрология

История Русской Православной Церкви

Письма

Труды на сербском языке

архимандрит Киприан (Керн)
архимандрит Киприан (Керн)

Богослов, патролог, литургист, церковный историк, профессор кафедры пастырского богословия Свято-Сергиевского института в Париже.

Биография

Жизнеописание

В миру Константи́н Эдуа́рдович Керн, родился в дворянской семье. Отец был профессором и директором Лесного института в Санкт-Петербурге. Мать – из старообрядческой семьи.

Учился в Александровском лицее и на юридическом факультете Московского университета. Участвовал в гражданской войне в рядах Добровольческой армии, в 1920 эмигрировал в Константинополь, затем в Сербию. Окончил юридический (1922) и богословский (1925) факультеты Белградского университета. Доктор церковных наук (1945; тема диссертации: «Антропология святого Григория Паламы»).

Участвовал в деятельности Белградского кружка преподобного Серафима, в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове и Хопове, находился в юрисдикции Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ).

В 1925–1928 годы – преподавал литургику, апологетику и греческий язык в Битольской духовной семинарии Сербской православной церкви, одновременно являлся помощником инспектора семинарии.

2 апреля 1927 года был пострижен в монашество, 3 апреля рукоположен в сан иеродиакона, 7 апреля 1927 года рукоположён в сан иеромонаха.

5 июля 1928 года возведён в сан архимандрита, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Не сойдясь характерами с наблюдающим за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архиепископом Анастасием (Грибановским) (в должности с 1924 года), возвратился в Сербию, где издал монографию о бывшем начальнике миссии, видном учёном архимандрите Антонине (Капустине).

Большое влияние на него оказал митрополит Антоний (Храповицкий). Однако затем архимандрит Киприан покинул РПЦЗ – он так вспоминал об этом своём решении и о своей жизни в Сербии в 1930-е годы:

"С юрисдикцией митрополита Антония я решительно порвал. Его я не переставал любить и чтить, но всю «антониевщину», все «карловацкое» окружение не принимало моё сердце. С русскими архиереями и в русских церквах я не служил. Меня больно коробило все более крайнее политиканство карловчан, их невероятно провинциальное отношение к делам Русской Церкви."

В 1931–1936 – вновь преподаватель духовной семинарии Сербской православной церкви в Битоле.

С 1936 жил в Париже, находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского), доцент Свято-Сергиевского богословского института в Париже по кафедре литургики.

В 1936–1939 – настоятель Покровской церкви в Париже. В 1940–1960 – настоятель церкви святых Константина и Елены в Кламаре.

С 1941 – доцент Свято-Сергиевского богословского института в Париже по кафедре патрологии.

В 1944, 1946–1948 – инспектор Свято-Сергиевского богословского института в Париже.

В 1945–1960 – профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже по кафедрам патрологии, литургики и пастырского богословия.

Автор научных трудов по пастырскому богословию, литургике и патрологии. Основная работа – «Антропология св. Григория Паламы» – одна из первых в русской богословской науке монографий, посвящённых великому византийскому мистику XIV века[1].

В 1953 году по его инициативе и под руководством в Свято-Сергиевском богословском институте прошёл «литургический съезд»; с этого времени подобные мероприятия с участием специалистов по литургике, принадлежащих к различным христианским конфессиям, проводились в институте ежегодно.

Труды

  • Крины молитвенные. Белград, 1928. (Переиздание под названием «Взгляните на лилии полевые: Курс лекций по литургическому богословию». Решма: Макариев-Решемская обитель, 1999).
  • Отец Антонин Капустин. Белград, 1934. (Переиздано под названием «Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894)». М., 1997)
  • R. P. F. Mercenier et Chan. Franç., Paris. «La prière des eglises de rite Byzantin».// Путь. – 1938. – № 55. – C. 82-83
  • Пастырская проблематика (к вопросу о преподавании пастырского богословия).// Путь. – 1939. – № 58. – C. 15-25
  • Ангелы, иночество, человечество. Париж, 1942.
  • Евхаристия. Париж, 1947. (Имеются и другие издания: в частности, М., 1995; М., 1999)
  • Антропология святого Григория Паламы. Париж, 1950. (2-е издание – М., 1996)
  • Православное пастырское служение. Клин, 2002 (Имеются и другие издания: в частности, – Париж, 1957; СПб., 1996; СПб, 2000).
  • Les traductions russes des textes patristiques. – Chevetogne. 1957.
  • Золотой век святоотеческой письменности. Париж, 1967.(2-е издание – М., 1995)
  • Патрология: Лекции. Ч.1. Париж; М., 1996
  • Литургика: Гимнография и эортология. М., 1997.
  • Воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). -М., 2002.
  • Восхождение к Фаворскому свету. М., 2007.