митрополит Каллист (Уэр)

(11.09.1934–24.08.2022)

Догматическое богословие

Богословие человеческой личности

Исихастская традиция

Труды на иностранных языках

Аудиокниги

митрополит Каллист (Уэр)
митрополит Каллист (Уэр)

Митрополит Диоклийский (Константинопольский патриархат), викарий Фиатирской архиепископии. Богослов, профессор Оксфордского университета, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык.

Биография

Образование. Интерес к Православию

Митрополит Каллист (Тимоти Уэр) родился 11 сентября 1934 года в английском городке Бат, графство Сомерсет, в англиканской семье. Получил образование в Вестминстерской школе (Лондон) и Оксфордском университете на классическом отделении. Научной специализацией избрал патристику, темой докторской диссертации было учение преподобного Марка Подвижника.

Интерес к Православной Церкви пробуждался в Тимоти Уэре постепенно. Важную роль сыграло посещение православного храма, заставившее его по-иному взглянуть на жизнь и веру в Бога. Он читал творения святых отцов, принимал участие в работе православно-англиканского содружества святого Албания и преподобного Сергия. На его духовное становление оказали большое влияние отец Василий (Кривошеин), Н. М. Зёрнов и архимандрит Лев (Жилле).

Переход в Православие. Постриг. Рукоположение

В апреле 1958 года Тимоти Уэр принял православие. В 1963 году провел 6 месяцев в монастыре Русской Православной Церкви Заграницей в Канаде. В середине 1960-х годов возвращается в Великобританию и становится секретарем Афинагора (Коккинакиса), архиепископа Фиатирского.

В 1965 году рукоположен в диакона. Жил в монастыре святого Иоанна Богослова на острове Патмос (Греция), где в 1966 году принял монашеский постриг с именем Каллист. В этом же году рукоположен в иеромонаха.

По возвращении в Англию — профессор богословия Оксфордского университета, читает там лекции по православному богословию в 1966–2001 годах. С 1979 года возглавлял греческий православный приход в Оксфорде. В 1982 году назначен викарным епископом Константинопольского патриархата в Великобритании, помощником архиепископа Фиатирского и Великобританского, с титулом епископ Диоклийский.

Последние годы

После выхода на пенсию в 2001 году продолжал лекционную и писательскую деятельность. Был председателем группы Friends of Orthodoxy on Iona («Друзья Православия на острове Айона») и «Друзья горы Афон». Возглавлял совет директоров Института православных христианских исследований в Кембридже, был председателем смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу.

В 2007 году Синод Константинопольского патриархата возвел епископа Каллиста в сан митрополита.

Митрополит Диоклийский Каллист скончался 24 августа 2022 года в Оксфорде, в Англии.

Труды

Значение епископа Каллиста как богослова состоит прежде всего в популяризации святоотеческого наследия, в изложении святоотеческого учения на современном языке. Его перу принадлежат многочисленные переводы творений святых отцов и богослужебных книг на английский язык. Под его руководством и при его непосредственном участии были переведены Минея праздничная и Триодь Постная, 4 тома «Добротолюбия».

Основная тема богословских произведений владыки Каллиста — православная традиция. Богатство этой традиции он раскрывает прежде всего на материале творений святых отцов, таких как святитель Григорий Нисский, преподобные Марк Подвижник, Максим Исповедник, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, святитель Григорий Палама. «Православный христианин — писал он, — должен не просто знать отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести “святоотеческий ум”. Он должен рассматривать отцов не только как наследие прошлого, но и как живых свидетелей и современников». «Очень опасно смотреть на отцов как на законченный корпус писаний, целиком относящихся к прошлому. Разве наш век не может произвести на свет нового Василия или Афанасия? Говорить, что святых отцов больше уже не может быть, — значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь».

Восточная святоотеческая традиция, по мнению преосвященного Каллиста, не ограничивается византийским периодом; она продолжилась и в Греции после падения Константинополя, и в России. Русской духовной традиции епископ Каллист уделял большое внимание. Он считал, что «после захвата Константинополя в 1453 году оставалась только одна страна, способная взять на себя лидирующую роль в восточном христианстве» — Россия. Именно на русской почве наследие исихазма получило второе дыхание в жизни и подвижничестве таких великих святых, как преподобные Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский и Силуан Афонский. Наследию преподобного Силуана епископ Каллист посвятил несколько работ. Его интерес к этой теме обусловлен не только чтением наставлений преподобного Силуана, но и личным — на протяжении многих лет — знакомством с автором книги о преподобном, архимандритом Софронием (Сахаровым), жившим в Англии.

О возможности спасения всех

По мнению митополита Каллиста, вопрос о том, кто спасется, а кто нет, выходит за рамки человеческого понимания. Именно поэтому он не исключал возможности всеобщего спасения. По его мнению, утверждать, что все непременно будут спасены, является ересью, которая осуждена V Вселенским собором. Однако верить, что все могут быть спасены, не только позволительно, но и является долгом каждого православного христианина. «До наступления Последнего Дня мы не должны отчаиваться в спасении кого бы то ни было, но должны желать спасения всем без исключения и молиться об этом. Никто не должен быть исключен из нашей молитвы, проникнутой любовью».

Об экуменизме

Объясняя свое отношение к экуменизму, митрополит Каллист подчеркивает, что оно основано на 2-х принципах. 1-й заключается в том, что «Православная Церковь является истинной и единственной Церковью Христа на земле... Внутри Православия, и только внутри него, мы можем найти полноту Истины Христовой». 2-й принцип следующий: «Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечери, перед Своим страданием, молился о том, чтобы все Его последователи были едиными: да будут все едино (Ин. 17:21). Мы должны серьезно отнестись к этой молитве нашего Спасителя. Мы не можем как православные быть безразличными к тому факту, что сегодняшние христиане, последователи Христа, разделены... Мы должны выходить навстречу другим христианам, должны делиться с ними сокровищами православной веры, не оставаться запертыми в стенах нашей собственной церковной и духовной жизни... Недостаточно просто говорить им о Православии: мы должны слышать об их собственных проблемах и надеждах. Должен быть диалог, а не монолог».

Анализируя причины кризиса, в котором находится современное экуменическое движение,митрополит Каллист говорит о том, что 60 лет назад, когда это движение входило в силу, англикане были гораздо ближе к православным, чем сейчас: «Большинство англикан и протестантов безусловно принимали учение о Троице, веру в Божество Господа нашего Иисуса Христа, в Его рождение от Девы, в Его чудеса, в Его Воскресение. Сейчас, к сожалению, очень многие западные христиане оспаривают эти основополагающие христианские догматы. На Западе сильно развился крайний либерализм — не только в догматических вопросах, но и в вопросах нравственного учения». Впрочем, считает митрополит Каллист, среди западных христиан есть немало людей, которые близки к Православию, и православные должны продолжать диалог с ними. Но из собственных слов митрополита Каллиста видно, что десятилетия диалога не привели ни к чему: догматы оспариваются, возрос нравственный либерализм.

Еще слова митрополита Каллиста: «Мне известно, что некоторые богословы отрицают присутствие благодати вне Православной Церкви. Но лично мне это мнение не кажется до конца убедительным».

О содомском грехе

В предисловии к выпуску журнала «Колесо», вышедшего весной/летом 2018 года, епископ Каллист поднимает ряд вопросов об отношении православного христианства к гомосексуальным отношениям, ставит любовь между мужчиной и женщиной на один моральный уровень с гомосексуальной эротикой, обвиняя Церковь в одержимости «сексом между мужчиной и женщиной» и защищает принятие однополых пар в духовную жизнь Церкви. Он говорит: «Почему мы уделяем столь большое внимание сексу между мужчиной и женщиной? Почему мы стремимся узнать, что делают взрослые люди одного пола в уединении своих спален? Попытка взглянуть через замочную скважину никогда не является чем-то достойным уважения. Какой вред они делают другим?» То есть православный епископ приводит обычные аргументы содомитов.

Дальше он предлагает «гомосексуалистов, приверженных устойчивым и любящим отношениям», допускать к таинствам. И заключает: «Давайте признаем... разнообразие путей, которыми Бог призывает идти нас, человеческих существ». Тут уже прямая клевета на Бога: это Он, оказывается, ведет людей путем содомских грехов.

Женское священство

В 2012 году митрополит Каллист в интервью порталу «Православие и мир» сказал: «В конце 1970-х я написал статью, в которой однозначно выступал против рукоположения женщин в священный сан. Позже я пересмотрел свои взгляды. Сейчас я считаю, что богословские аргументы противников рукоположения женщин не до конца убедительны...

Сейчас ни в одной из Православных Церквей нет серьезных намерений рукополагать женщин в священный сан. В то же время нам лучше говорить не о том, что это невозможно и никогда не случится, но признать, что для православных это открытый вопрос, который пока еще в полной мере не изучен».