V. Достопамятные события
Обозрение истории сего древнего в Москве и первенствующего монастыря, его священных памятников, преимуществ и Настоятелей заключим указанием достопамятных в нем событий, которыми ознаменовано пяти вековое его существование.
Его Настоятели нередко являются на политическом поприще деятелями, на Иераршеском Престоле Архипастырями.
Некоторые из них были Духовниками Великих Князей, а Митяй не только Духовником, но даже Печатником Димитрия Донского; Сергий Азаков и Игнатий замечательны как своим двукратным путешествием в Царьград, так равно и описанием его63. Трифон в 1452 г. благословив брачный союз В. К. Иоанна III с дочерью Тверского Книжною Мариею, утвердил согласие между Московским и Тверским Великими Князьями64. (50)
Из Юридических актов Археографической Экспедиции видно, что в Новоспасский монастырь посылаемы были под начал иноземцы, принимавшие православную веру и крещение65. (51) В 1505 году Казанский Царевич Куйдакул крещён и венчан с сестрою Вел. Князя Новоспасского Архимандрита Афанасия66. Когда Царь Иоанн IV, после кончины Всероссийского Митрополита Антония, в 1581 г. грамотою утвердил новый обряд постановления Святителей, тогда же назначено Новоспасскому Архимандриту с Чудовским быть благовестителями при посвящении, уготовлять для сего место в соборе и писать орла над ним.
Некоторые из Спасских Настоятелей сидели у духовных грамот Великих Князей, т.е. были свидетелями, как например, Савва у Владимира храброго, Трифон у В. К. Софии Витовтовны и у Василия Темного; они же утверждали рукоприкладством своим и проклятые (клятвенные) грамоты Князей Воротынских и Мстиславских, данные ими Царю Иоанну Васильевичу в усердной и верной службе. Архимандрит Новоспасский Антоний в 1566 г. подписал с прочими приговорную грамоту о походе войною на Польшу67. Настоятели сего монастыря присутствовали на Московских соборах и подписывали акты оных; Иов, впоследствии первый Московский Патриарх, заручил в 1580 году приговорную грамоту всего Духовенства в том, «чтобы не отбирать имеющихся у них при Архиерейских домах и монастырях вотчин и никому оных не выкупать; а впредь с 15 Января никому в монастыри своих вотчин не отдавать». Как на соборы призывались Настоятели знатнейших монастырей, то и на соборе 1572 г. Новоспасский Архимандрит имел второе место, а в рукоприкладстве подписался первым; потом на собор 1581 г. имел третье место. По Уложению Царя Алексия М. за бесчестье судом и сыском ему платилось 70 рубл. а Келарю Новосп. 50 р.
В отечественной истории XV века Спасский Архимандрит, потом Епископ Ростовский, Вассиан занимает почётное место; сего просвещённого и ревностного поборника отечества Иоанн III употреблял посредником в раздорах с братьями своими. Когда, при нашествии Ахмета на Москву, устрашённый Государь хотел оставить ему на жертву столицу и бежать со всем двором своим, тогда веледушный Вассиан остановил его своим увещанием: «Вся кровь падёт на тебя Христианская – говорил он Державцу, – что выдал ты их бежащь прочь, а бои с Татары не поставил, и не бився с ними. Аще ли боишися смерти? Но веждь, яко не бессмертен еси, человек смертен; а без року смертного нет ни человека, ни птицы, ни зверя. Дай сии в руку мою вои! Хотя аз и стар, но не пощажу, ниже отвращу лице мое против Татар». Одушевлённый сильными словами Вассиана, Иоанн пошёл против Ахметовых полчищ, прогнал их, и тем самым спас Москву и половину России.
Архимандрит Евфимий, в 1610 г. сопутствовал Филарету и Палицыну под Смоленском в посольстве от Патриарха Гермогена и Бояр к Польскому Королю Сигизмунду III об избрании Владислава на Всероссийский Престол; но Евфимий и Палицын, по настоянию Польского Короля, отправились в Москву отдельно от прочих для того, чтобы привести Московских людей к крестному целованию на Королевское имя68. Хотя они, как свидетельствуют грамоты, были и осыпаны дарами от Сигизмунда; но, проникнув коварство Поляков, пребыли верными своему отечеству и не исполнили в Москве поручения Короля. Евфимий в 1612 г. на Крутицах утвердил подписью своей грамоту Пожарского с верною дружиною отстоять Москву или положить за неё живот69. Но вероятно, за самовольные сношения с Королём Польским и разногласие с прочими послами Евфимий, из Новоспасского монастыря переведён в Нижегородский Амвросиев монастырь. Место его заступил Иосиф I, который с Авраамием Палицыным выходил на Лобное место объявить народу об избрании на Престол Российский Михаила Романова; он же подписал грамоту, в 1612 году, данную от Российского Духовенства и Бояр, за службу Князю Дмитрию Трубецкому и был одним из главных духовных особ, отправленных из Москвы в Кострому для умоления Михаила Романова принять хоругви осиротевшего Царства. Никон, в сане Архимандрита сей обители, по особой доверенности к нему Царя Алексия Михайловича, каждую пятницу, в течение трёх лет, принимал челобитные от просителей для представления их на милостивое решение Самодержавному. Последний не редко приезжал к нему в монастырь для совещания о Государственных делах. Когда же Никон, лишённый Патриаршего сана, отправляем был на Белоозеро зимою, без тёплой одежды, тогда Новоспасский Архимандрит Иосиф III отдал ему с себя шубу.
Св. Димитрий Ростовский в своих сочинениях ссылается на обличительные против раскольников послания Новоспасского Архимандрита Игнатия Римских-Корсакова, известного своею ревностью к православию и обращением заблуждавшихся в Костроме и Кинешме.
Наконец, Новоспасский монастырь является рассадником Святителей Российских. Из Настоятелей его вышли три Московских Патриарха: Иов, Никон и Питирим; многие Митрополиты и Епископы, как значится в росписи Настоятелей. Блюститель Патриаршего престола и ревнитель просвещения, Митрополит Павел был пострижеником сего монастыря70. В основанный Патриархом Филаретом Феодоровский монастырь, за Никитскими воротами, в 1624 году переведено из Новоспасского шесть черноризцев для устроения там монашеского жития71.
Цари Российские: Иоанн IV, Феодор I, Михаил, Алексий, Феодор II и Иоанн V нередко, а Царь Феодор Иоаннович всякую неделю72, посещали дом Спасов; на память родителей своих они там служили панихиды и раздавали щедрую милостыню, перед великим постом на сырной неделе они приезжали туда прощаться с предками своими. В св. четыредесятницы там уединялся иногда Патриарх Филарет.
В дни поминовения Царских пресветлых родителей Патриархи Российские приезжали туда на служение, после которого жаловали деньгами Архимандрита, Келаря и братию, а нищим раздавали ручную милостыню73. Приведём, из многих, одно свидетельство Расходной книги Патриарха Филарета с 7137 по 7140 год № 8: «Святейший Патриарх Филарет на масляной неделе, в пятницу, ездил в Спасский монастырь на Новое и пожаловал на молебен попу полтину, да ручные милостыни Архимандриту, да Келарю по полтине, на 81 брата по гривне человеку, да белым двум попам Сорокосвятскому, да Спасского подворья». Но всех чаще в Патриаршество своё посещал Новоспасскую обитель Никон и всех щедрее там раздавал милостыню74. До учреждения Штатов, Контора Св. Синода всегда посылала Архиереев для служения панихид на память Царских родителей. В дни поминовений Царских родителей и знаменитых бояр для монастырской братии учреждались особые трапезы (ставились кормы)75.
Предание также гласит, что Петр I и дочь его Елизавета езжали в сию обитель на поклонение предкам своим и для моления чудотворному образу Спасову. Её посещала и Императрица Екатерина II, которая ознаменовала своё царствование довершением колокольни Новоспасской, а для сочинения Записок о Российской Истории, тогда поручила М. Платону снять снимки с надписей на гробницах Романовых.
В 1817 году, Ноября 2, Император Александр I обозревал сей монастырь, а в 1837 году, Июля 28, Наследник Российского Престола, Цесаревич Александр Николаевич, в сопровождении Московского Митрополита Филарета и Архимандрита Аполлоса, осматривал оный, принёс моление чудотворному образу Спасителя и в усыпальнице поклонился гробам предков своих76.
Благоговение к святыне, уважение к древности, к памяти родных и друзей, благочестное служение, стройное и умилительное пение не перестают привлекать в дом Спасов многочисленных посетителей и богомольцев, ищущих и находящих себе подкрепление и отраду в молитве всемилостивому Спасу. Многие даже иностранные путешественники любопытствовали видеть сию достопамятную обитель; из них Статистик Шнитцлер и Археолог Робер издали в Париже и описание оной. С каждым годом, умножающиеся в ней украшения свидетельствуют о неоскудевающем благочестии жителей Москвы и о любви Настоятеля к благолепию дома Спасова, где, скажем словами св. Апостола Павла: «Аполлос насади, Бог же возрасти» (1Кор.3:6).
И так, пребывая четвёртое столетие на новом месте, сей древний монастырь, ознаменованный святынею воспоминаний, в судьбах своих проявляет пути Промысла, осеняющего усыпальницу и моленную благочестивого и благословенного Дома Романовых.
* * *
Никон. летоп. IV, 158 – 184.
Софийск. врем. II, 339.
Карамз. И. Г. Р. X, 28.
Акты юрид. I, 89.
Собрание Государ. грамот, т. I.
Царствование Царя Михаила Федоровича (соч. И. Берга). 2 ч. Спб. 1832, в 8.
Собрание госуд. грамот, IV.
Кариона Истомина разные поучения и письма, рукопись в 4, № 223.
По Патриаршему приказу расходная и приходная книга 7132 г. № 4 (502).
Древняя Росс. Вивлиофика, Х.
Карамз. И. Г. Р. VII, пр.8.
В книге Патриаршего казенного приказа 7166 г. записано, что 27 января, на дороге к Спасу на Новое, встретились Святителю салазки с горячими сайками, он купил их, раздал тюремным сидельцам и нищим.
См. синодики монастырские.
Воспоминания о посещении святыни Московской Государем Наследником С. П. Б. 1838 г. в 12.