Азбука веры Православная библиотека Иван Кузьмич Кондратьев Преподобный Савва, чудотворец Звенигородский и основанный им Саввин Сторожевский монастырь

Преподобный Савва, чудотворец Звенигородский и основанный им Саввин Сторожевский монастырь

Источник

Историческое описание монастыря по документам и преданиям со времени его основания по настоящее время

Да призрит на место сие и

снабдит е от враг ненаветно.

Слова препод. Саввы

«Яко же небесный рай, благовонными насажден цветы, сие место обрет и зело возлюби е»

Так инок Маркелл, по прозванью Безбородый, восхваляет то место, которое обрёл и возлюбил преподобный Савва.

И действительно, местоположение Саввина Сторожевского монастыря необычайно красиво. С горы, на которой монастырь построен, открывается превосходный вид на Москву-реку, на город Звенигород и на окрестные сёла. Гора сторожевская, весной и летом, усыпана множеством благоухающих растений. Она, как уже сказано выше, и самому преподобному Савве показалась «небесным раем, насажденным благовонными цветами». Знаменитый наш историограф, Н.М. Карамзин, посетив Саввин монастырь, в своих письмах, между прочим, говорит: «Нигде не видел я такого богатства растений: цветы, травы и деревья исполнены какой-то особенной силы и свежести. Липы и дубы прекрасны. Дорога оттуда в Москву есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды“.

Монастырь Сторожевский основан преподобным Саввой Сторожевским, чудотворцем Звенигородским, в конце XIV века, в 1398 – 1399 году. Таким образом, в 1898 году монастырю исполнилось 500 лет со времени его основания.

Саввин Сторожевский монастырь находится в пятидесяти верстах от Москвы, к Западу, и в версте с половиной от города Звенигорода. Стоит он на левом берегу Москвы-реки и речки Разварни. Название «Сторожевского» современно основанию монастыря, и усвоено ему от горы «Сторожи», на которой он построен. Во времена литовских набегов, для наблюдения за движением неприятелей, на этой горе стояла воинская стража. Литовцы, обыкновенно, проходили к Москве по старой Смоленской дороге, за Можайском уклонявшейся влево к Звенигороду от прямой Смоленской дороги. Литовские войска в XIV и XV веках ходили к Москве не по прямой Смоленской дороге потому, что по неустроенности дорог того времени, часто проложенных через густые леса, легко можно было сбиться с пути. Неприятели, не знавшие хорошо местности, избирали верный путь к Москве по течению Москвы-реки, которая от Можайска идёт к Звенигороду, и отселе к Москве.

Прежде, чем приступить к историческому описанию Саввина Сторожевского монастыря, его достопамятностей и святынь, – остановимся на тех сведениях, кои известны доселе о его основателе, преподобном Савве, чудотворце Звенигородском.

Преподобный Савва был учеником преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Год рождения преподобного Саввы и обстоятельства его жизни до поступления в обитель преподобного Сергия неизвестны. Известно только, что Савва был одним из первых учеников преподобного Сергия и по времени, ибо он ещё в юности поступил в его обитель1, и по житию благочестивому, ибо проводил жизнь „в совершенном послушании, привыкая к порядку иноческого жития, любил воздержание и бдение, крайне заботился о блюдении чистоты, которая есть украшение всего иноческого жития, – всем казался, как простой человек, ничего не знавший, но мудростью превосходил многих мнящихся быть мудрыми, прежде всех входил в церковь и после всех из неё исходил, со страхом Божиим стоял на молитве, и такое у него было умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы обители дивились и прославляли благодателя Бога2

В 1392 году преподобный Сергий преставился, оставив преемником своим преподобного Никона. Но Никон, по любви к уединённому богомыслию, скоро оставил управление монастырём и затворился в особой келии; „братия же, не терпяще без настоятеля быти, со многим молением возведоша на игуменство блаженного Савву в Великую лавру“.3 Здесь преподобный Савва „добре пасяще порученное ему стадо, елико можаще, и елико отца его блаженного Сергия молитвы спомогаху ему“. Древнее предание ко времени начальствования его в Лавре относит изведение молитвами его источника водного за стенами обители к северу. В рукописи о новоявленных чудесах преподобного Сергия, писанной келарем Троицкого монастыря Симоном Азарьиным4, о кладезе Саввы сказано: «Место тогда было безводно (при обители Сергия) и кроме источника, его же св. Сергий молитвою изведе, не бысть иныя воды под его обителию. Ныне же всем зримо, многи источницы явишася. Первее по нем ученик его преподобный Савва, иже ныне на Сторожех, молитвами св. отца своего преподобного Сергия, изведе источник воды чистый выше конюшенного двора, из него же и доныне почерпают, благодаря Бога».5 – Вероятно, в Лавре же преподобного Сергия преподобного Савву, во время его игуменства, узнал и князь Звенигородский Юрий Дмитриевич, брат тогдашнего великого князя Василия Дмитриевича. Он часто посещал обитель преподобного Сергия и ущедрял её богатыми вкладами. Преподобный Савва, всем известный тогда по святости жизни, возбудил к себе любовь и почтение и в Юрие – и князь избрал его своим духовником.6 В одно из посещений Троицкой обители Юрий просил преподобного Савву идти с ним в город Дмитров, подать благословение его дому. Благочестивый старец, умоленный князем, согласился исполнить его прошение и вместе с ним предпринял путь, надеясь скоро возвратиться в обитель свою. Но промысел Божий устроил иначе. Юрий, желая навсегда иметь при себе такого святого и мудрого старца, неотступно начал умолять его, чтобы он никогда уже от него не отлучался, «да пребудет у него, и да созиждет монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи». Преподобный Савва, видя душевное желание князя, согласился и на это его прошение, и с полным упованием на помощь Божию, пошёл на «Сторожу». Это, по всей вероятности, было в 1398 году, ибо преподобный Савва игуменствовал в Троицком монастыре около шести лет.

Место на Сторожевской горе, близ Звенигорода, как уже известно, чрезвычайно полюбилось преподобному Савве. Старец принёс туда с собой икону Богоматери, и, остановившись на месте, благоухающем цветами, со слезами пал пред иконою, и вознёс теплую молитву Богоматери, прося Её заступления и благословения месту тому. Потом, при пособии князя Юрия Димитриевича, святой скоро построил малую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и недалеко от неё малую для себя келью.7 Скоро слух о святой его жизни привлёк к нему многих, искавших жития безмолвного, и преподобный всех принимал с любовью и был для всех образом смирения и трудов иноческих.

Таким образом, по собрании братии, преподобный завёл общежитие.

В 1399 году князь Юрий Димитриевич должен был, по повелению брата своего великого князя, идти на войну против болгар. Пред выступлением в поход пришёл он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения. Святой старец, помолившись о нём и благословив его крестом, пророчески изрёк: „Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовой здрав возвратишься в своё отечество“.

Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Юрий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжение трёх месяцев взял города: Великие Болгары, Жукотин, Казань, Кременчуг и многие другие, и с богатой добычей и со славой победителя возвратился в отчизну. Первым долгом его по возвращении было поспешить в обитель препод. Саввы, и принести благодарение Богу, Который даровал ему победу молитвами св. старца. Преподобный отслужил благодарственный молебен и осенил князя крестом. Юрий молился со слезами, лобызал руку старца, и благодарил его за молитвенное вспоможение в одолении супостатов. Преподобный со смирением говорил о своей духовной немощи, уверял, что Сам Бог, видя любовь князя к нищим и убогим, даровал ему победу и „к сим множайшая словеса учительная изрече ему от божественных писаний“. Благодарный князь многое тогда же принёс в дар возникавшей обители. На его иждивение новая церковь была значительно украшена, глава на ней обита медными позлащёнными листами, устроены братские келии, и обитель обнесена деревянной оградой.

Преподобный Савва, для снабжения монастыря водой, ископал за его стенами колодезь, который существует и доныне в восьмидесяти саженях к югу от монастыря под горой. Он сам почерпал из него воду и носил на раменах своих, дабы научить братию смирению и трудолюбию.

Вскоре усердный князь Юрий возжелал вместо деревянной церкви создать каменную во имя же Рождества Богородицы, и для сего дал преподобному „злато довольно, и села многа, и имения довольна на строение монастырское.

Таким образом, ещё при жизни самого преподобного Саввы воздвигнута каменная соборная церковь Рождества Богородицы на том самом мест и в том виде, в каком она находится доныне.8

Тогда же, с умножением братий, которые приходили к преподобному отовсюду, умножено и строение монастырское «святому делу о сем прилежащу».

Между тем преподобный Савва достиг глубокой старости, «никогда не изменив своего уставного правила, и отвергшись однажды мира, о мирском и суетном уже более не заботился; тесный и скорбный путь предпочёл пространному, возлюбил нищету и был образцом трудолюбия и смирения для братии».

Наконец старец, понесший столько трудов, изнуривший плоть свою тяжкими подвигами, впал в болезнь телесную и, призвав братий, поучал их довольно от божественных писаний, убеждал блюсти чистоту телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве. Он назначил преемником себе одного из учеников своих, и, наконец, преподав всем мир и целование, предал праведную душу свою в руце Божии 1407 r., декабря 3 дня. Игуменствовал он в обеих обителях около 15-ти лет: в Сергиевой обители около 6-ти лет, в своей – около 9-ти.

Много слёз пролили братия лишившись своего «кормника и учителя». На погребение его собрались князья и бояре и почти все жители звенигородские. Тело преподобного честно предали земле в церкви Пресвятой Богородицы, им построенной, на правой стороне. По преставлении преподобного Саввы, князь Звенигородский Юрий Димитриевич, продолжал посещать обитель преподобного, полную отрадных для него воспоминаний, и усердствовал ей от своего достояния. Вскоре князь Юрий передал Звенигород во владение шурину своему Василию Ярославовичу Боровскому, затем, с 1462 г., Звенигород поступил во владение Андрея Большого, сына Василия Тёмного. Этот князь имел весьма великое усердие к Саввину монастырю и даровал ему много льгот. По смерти князя Андрея, в 1492 г., Звенигородом стал заведовать сам великий князь Иоанн ІІІ, тоже весьма много усердствовавший к монастырю и оставив за монастырём все земли, бывшие в его владении.

Усердие князей и бояр к монастырю стало особенно увеличиваться после того, как начал распространяться слух о чудотворениях преподобного.

Около половины ХV века было первое явление преподобного игумену Саввинскому, Дионисию.9 Ему во сне предстал преподобный Савва, и повелел написать на иконе свой лик. Дионисий сам был живописец, и, написав образ Саввы, поставил его в церкви.10 Это было так. Когда преподобный явился Дионисию, Дионисий вопросил: „Кто еси, Господи?“ Явившийся ответствовал: «Аз есмь Савва, начальник месту сему». Пробудившись, игумен призвал некоего старца, одного из учеников преподобного Саввы, именем Аввакума и спрашивал его о преподобном Савве: каков бе образом? Когда старец пересказал Дионисию черты лица преподобного Саввы, тот отвечал, что в таком действительно виде явился ему старец в ночном видении.

„С тех пор, – говорит Маркелл, – от гроба святого начали истекать многие исцеления“, и, должно думать, с тех же пор стали чтить память св. Саввы и призывать его в молитвах, как сильного предстателя и ходатая у Престола Божия.

Но когда именно преподобный Савва был причислен церковью к лику святых – об этом нет положительных сведений.

В окружной грамоте митрополита Макария об установлении празднования новым русским святым, писанной в 1547 году, имени преподобного Саввы не находится. Значит, что он был причтён к лику святых ранее. Ибо в Троицком рукописном обиходе «братской ествы», писанном между 1534 и 1547 годами, под 3-м декабря, полагается празднование памяти преподобного Саввы Сторожевского: «в той же день Саввы Сторожевского. Славословие».

Кром того, писатель жития преподобного Саввы, Маркелл, говорит, что при гробе преподобного служили молебны ещё при игумене Каллисте, а Каллист жил в первые годы XVI века.

В одной грамоте 1539 года Савва называется Чудотворцем.11

Инок Маркелл, в жизнеописании преподобного Саввы и службе на день его памяти, употребляет выражения: святая рака, честные мощи, рака мощей, и говорит об одном чуде: что один слепой утёр очи свои покровом, иже есть на гробе святого, и исцелел.

Обратимся теперь к чисто историческим данным о монастыре и к его святыням и достопамятностям.

В XVI веке Саввин Сторожевский монастырь приобретает особенно большую известность: на богомолье туда стали приходить самодержцы, князья, бояре и щедро обогащали его вкладами. В это время в монастыре было уже много братий, и в числе их находились мужи жизни отличной, так что с некоторыми из них имели духовную переписку митрополиты московские, и сами от них получали письма.

Иоанн Васильевич Грозный приезжал в Саввин монастырь вместе с супругой своей Анастасией Романовной, в сентябре 1548 г., и видел там до восьмидесяти братий, и по одиннадцати клирошан на каждом клиросе.

По смерти Иоанна, воцарился кроткий и набожный сын его Феодор. Он в 1592 г., великим постом, ездил на богомолье в обитель Саввы Сторожевского.

ΧVΙΙ век был веком славы монастыря Сторожевского, особенно со второй половины его. Но в начале этого века, в смутные времена самозванцев, обитель преподобного Саввы много потерпела от насилия и хищничества иноплеменников, которые не щадили обители и оставили в ней страшные следы разорения.

При царе Михаиле Феодоровиче обитель преподобного Саввы начала снова процветать. Государь часто ездил туда на богомолье и проводил там по несколько дней, жалуя обитель грамотами и богатыми вкладами.

Но в истории монастыря Саввина наиболее замечательно царствование царя Алексия Михайловича, который во всей обители оставил следы своего к ней усердия. Первое посещение им сей обители относится к первому году его царствования, и с тех пор он посещал её почти ежегодно. В январе 1652 г. царь поехал уже туда, вызванный радостным известием об обретении нетленных мощей преподобного Саввы.

Нет точных известий о случае к открытию мощей преподобного. В монастыре, однако ж, сохранилось предание, что явление преподобного Саввы самому царю Алексию Михайловичу было первым поводом к обретению мощей преподобного. Это рассказывается так: царь Алексий Михайлович, в своё декабрьское путешествие в монастырь пред открытием мощей, ходил на охоту в окрестные леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя, и он остался один, медведь внезапно выбежал из лесу и бросился на него. Царь, видя невозможность защищаться, обрёк себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и с его появлением зверь убежал от царя. Вопрошенный об имени, старец ответствовал, что его зовут Саввой, и что он один из иноков монастыря Сторожевского. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошёл к монастырю. Скоро пришёл в обитель и сам царь Алексий Михайлович и спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь ещё неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит ответствовал, что в монастыре нет ни одного монаха именем Саввы. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам он, велел отслужить молебен и свидетельствовать гроб его.

К этому преданию должно присоединить сказания о многих чудесах, предшествовавших явлению мощей преподобного.

Вот некоторые из них.

В 1651 году Андрей Шахов, царский надсмотрщик за постройкой каменных стен монастырских, впал в лихорадку столь опасную, что отчаивался в своей жизни. Но ему во сне явился преподобный Савва и исцелил его.

В том же году саввинский ризничий Филарет пересказывал Шахову, что братия часто видят в монастыре преподобных Сергия и Савву, которые ночью ходят по кельям и будят братий к утрене.

Одному каменщику монастырскому, унывавшему по случаю смерти матери, около того же времени, явился ночью некий юноша, и сказал, что он послан преподобным Сергием в монастырь преподобного Саввы, помочь тому работнику, и утешить его в горе.

Много было и других чудес и явлений самого преподобного Саввы, то одного, то вместе с Сергием, и это было пред самым обретением мощей преподобного.12

Конечно, эти знамения усилили в иноках веру к преподобному, и желание видеть нетленные мощи его.

Во дворцовых разрядах читаем, что царь Алексий Михайлович 16-го января 1652 года «пошёл в Звенигород для обретения мощей преподобного Саввы чудотворца, а с ним, государем, святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Руси, да Новгородский митрополит Никон. С царём было 13 бояр, 10 окольничьих, 100 стольников и 50 стряпчих, да при царице Марии Ильиничне 65 дворян.

19-го числа января 1652 г. мощи преподобного Саввы обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в новой дубовой гробнице, и поставлены на правой стороне в соборе у южных врат, ведущих в алтарь.

На другой день, 20-го числа, совершено было патриархом Иосифом торжественное празднование обретения мощей новопрославленного угодника Божия, и по литургии был стол у государя. В тот же день государь пожертвовал в монастырь три тысячи рублей.

С 1652 г. усердие царя Алексия Михайловича к обители преподобного Саввы ещё более усилилось. Говорят, что по особенной своей ревности он не позволял никому другому делать в сей монастырь никаких вкладов и приношений. Ему казалось, что дары других служили бы доказательством недостатка его собственных щедрот. Выходы его в обитель преподобного с 1652 г. сделались ещё чаще. Большей частью он бывал здесь на праздники памяти и обретения мощей преподобного Саввы, всегда питал иноков от своей царской трапезы и дарил их деньгами. Доказательством особенной веры царя в силу предстательства преподобного Саввы служит, между прочим, то, что он ежегодно просил присылать из монастыря „освящённого масла, святой и умовенной воды“ для орошения полей в своём любимом Измайлове при посеве хлеба.

На случай своих пребываний в Саввине монастыре, царь Алексий Михайлович построил для себя дворец, от которого сделан был крытый переход к Рождественскому собору. Этот переход вёл в малую палату, в которой были устроены места для царской фамилии. Тут государь обыкновенно стоял во время церковного служения. Иногда царь подолгу живал в Саввине монастыре со всем своим семейством, с супругой Марией Ильиничной, с сёстрами и дочерьми своими. В праздники и в торжественные дни, в присутствии их, стреляли из пушек, которые расставлены были по стенам и на башнях монастырских. Для этих случаев около монастыря царь поселил стрельцов особой слободой, и они назывались пушкарями или стрельцами саввинскими.

Сын и преемник царя Алексия Михайловича царь Феодор Алексиевич продолжал, по примеру родителя, делать вклады в Саввин монастырь, и часто посещал его.

После царя Феодора Алексиевича к Саввину монастырю усердствовали цари: Иоанн и Пётр Алексиевичи. К сему расположило государей особенно то обстоятельство, что они нашли в нём убежище во время бунта стрелецкого, в 1682 г., в сентябре месяце. Своё усердие к монастырю цари засвидетельствовали жалованными грамотами.

В то же время, как цари Иоанн и Пётр утверждали благосостояние монастыря и отчин его грамотами, царевна Софья, ещё с детства посещавшая обитель преподобного Саввы, оставила в ней великолепный памятник своего к ней усердия, соорудив на своё иждивение трапезную церковь во имя Преображения Господня.

Из посещений монастыря царственными особами в XVIII веке известны: приезд туда государыни Елисаветы Петровны и императрицы Екатерины ІІ. Обе государыни жаловали монастырь вкладами.

В настоящем столетии, при вторжении неприятелей в Россию в 1812-м году, Саввин монастырь увидел в своих стенах французов. Двадцатитысячный корпус Евгения Богарне, вице-короля Итальянского, пришёл к Звенигороду 31-го августа, и с этого дня до 15-го октября французы занимали монастырь и грабительством ознаменовали шестинедельное в нём пребывание. Впрочем, дорогие по цене и по древности вещи ещё в августе вывезены были в сундуках из монастыря, но всё не могло быть взято и сохранено, и многое осталось добычей неприятеля, многое повреждено и разбито. Но святые мощи преподобного Саввы остались неприкосновенными. Предание гласит, что сам вице-король, вразумлённый ночным видением, на другой день по прибытии своём в монастырь, велел запереть соборную церковь, запечатал её своей печатью и приставил к дверям храма стражу из 30 человек воинов. Верность предания подтверждается тем, что в соборной церкви немного сделано похищений и повреждений: только с внешней стороны раки похищены пять серебряных кругов, снят венец с одной иконы и одежда с престола.

В XIX веке монастырь преподобного Саввы видел в стенах своих многих августейших особ царского дома, причём по Высочайшей воле в Бозе почившего Государя Императора Николая Павловича, из казны выдано на устроение монастыря сто тысяч рублей серебром, помимо всякого рода ценных даров от других особ царского дома.

***

Обратимся теперь к святыням и зданиям монастыря.

Вид монастыря, сравнительно с древним весьма много изменился. Некоторые здания в нём вовсе уничтожены, другие переделаны и явились в ином вид. Во времена преподобного Саввы в монастыре, кроме Рождественской соборной церкви, сперва деревянной, потом каменной, было небольшое число братских келий и монастырь обнесён был деревянной оградой. До ХVІІ века здания монастырские были значительно увеличены, а в ХVІІ-м, стараниями царя Алексия Михайловича, монастырь, по внешнему устройству, приведён в самое цветущее состояние. Благочестивое усердие его преемников также много служило к увеличению и украшений зданий монастыря.

И по древности, и по красоте первое место между монастырскими храмами занимает собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Собор построен преподобным Саввой. Храм весь строен из белого камня и, как уже выше сказано, по плану сходен с Троицким собором Сергиевой Лавры. Он об одной главе, которая ещё при преподобном Савве была обита медными позлащёнными листами и позолочена вновь в прошлом и нынешнем столетиях. Галерея с западной и с южной стороны собора построена во второй половине XVII века. Длина собора с алтарём и папертью 10 сажен, ширина – 7 сажен. – Вход в соборную церковь сделан с трёх сторон: главный – с западной, и два боковые – с северной и с южной. Внутренность храма величественна. Свод его опирается на четырёх столбах, из которых два на виду в храме, а два позади иконостаса. Стены собора внутри расписаны по золоту, как в Московском Успенском. Иконостас пятиярусный, резной, готического вкуса, и во всех ярусах иконы обложены старинными чеканными серебряными и золочёными окладами и украшены венцами. Царские врата окованы золотом и серебром, в древнем вкусе. Все иконы в богатых окладах, из коих некоторые украшены жемчугом и драгоценными камнями. У южных врат собора, ведущих в алтарь, под сенью открыто почивают мощи преподобного Саввы, в богатой серебряной позлащённой раке, устроенной царём Феодором Алексеевичем в 1680 году. На внутренней стороне крыши в 1855 году устроено вновь изображение преподобного Саввы в сребропозлащённой ризе. Другой образ преподобного стоит у подножия чудотворной раки. Доска с сим изображением преподобного служила прежде крышей при раке св. мощей, и уже·в настоящем столетии образ сей поставлен на том месте, которое занимает ныне. На южной стене собора, при раке же св. мощей находится ещё древняя икона преподобного Саввы с деяньем. На сей иконе оклад около изображения преподобного, венец и гривна золотые, чеканные с эмалью, превосходной работы. Икона сия прежде стояла у подножия раки. В трёх кругах, вытисненных на боках раки, описано житие преподобного Саввы, а на четвёртом находится надпись, в которой сказано, кем и когда устроена рака. В 1847 г. над ракой устроена новая сень из накладного серебра. 17 июля того же года св. мощи преподобного Саввы, по обнесении их в крестном ходе вокруг собора, поставлены под новой сенью. Торжество перенесения и поставления их совершено Филаретом, митрополитом московским. День 17 июля после того присоединён к числу дней, празднуемых в обители.

При входе в собор с западной паперти, на правой стороне, в углу, стоит каменная гробница на том самом месте, где был погребён преподобный Савва.

К южной стороне Рождественского собора пристроен придел во имя преподобного Саввы. Он построен во второй половине XVII века, уже после открытия мощей преподобного. В этом приделе, на левой стороне, стоит дубовая гробница, в которой почивали мощи преподобного Саввы с 1652 по 1680 год, до устроения серебряной раки. На гробнице лежит древний покров, устроенный усердием царя Алексия Михайловича. Над гробницей находится древний образ препод. Саввы, вероятно тот самый, который писан игуменом Дионисием.13

Церковь во имя св. Троицы. Находится к северо-востоку от Рождественского собора, близ царских красных врат. Построена в 1652 году иждивением царя Алексия Михайловича и посвящена была первоначально имени преподобного Сергия. В 1807 г. к ней приделана трапеза с приделом в честь Казанской иконы Богоматери, иждивением Нат. Влад. Шереметевой, коей родители и сродники погребены под нижним сводом трапезы в особой палатке. В 1825 г. сия церковь переименована во имя Св. Троицы, а имени препод. Сергия посвящён храм, устроенный во втором ярусе колокольни, который прежде был во имя Св. Троицы. В 1857 г. к главному храму Св. Троицы, с левой стороны, пристроен придел во имя четырёх святителей московских, значительно расширен и украшен новым иконостасом, иконами и живописью. Тогда же придел в честь Казанской иконы Богоматери, бывший в трапезе Троицкой церкви, перенесён на одну линию с главным храмом и расположен на правой южной стороне в симметрию с северным приделом святителей. Тут замечательна по древности икона Алексия человека Божия и заслуживает внимания, находящееся в приделе святителей, шитое шелками, в подражание древним образцам, изображение преподобного Саввы.

Церковь во имя Преображения Господня. К северу от Рождественского собора. Устроена иждивением царевны Софии Алексеевны и освящена 10 декабря 1693 г. При церкви находится обширная трапеза, имеющая в длину 41, а в ширину 36 аршин. Эта трапеза называлась в старину столовой палатой и в ней обедало до 200 монахов. Теперь здесь классы духовных училищ.

Колокольня. Примыкает к полуденной стороне трапезы, готической архитектуры, в три яруса, с четырьмя башнями. На одной из башен висят колокола, из коих большой вылит иждивением царя Алексея Михайловича и весит 2125 пуд. и 30 фунт. На нём замечательна надпись о времени отлития колокола, состоящая из 425 тайных знаков. В верхнем ярусе колокольни устроены большие боевые часы, польской работы, привезённые царём Алексием Михайловичем из Смоленска и подаренные им в монастырь. Сделаны в 1636 году.

В среднем ярусе колокольни находится церковь препод. Сергия чудотворца, которая, как уже сказано выше, посвящена была имени Св. Троицы. В 1849 г. она впервые обновлена позлащением иконостаса и вновь написанными иконами.

Царский дворец. Стоит к западу от Рождественского собора, каменный двухэтажный, расположенный в длину на пространстве 50 саж., а в ширину 5 саж. Выстроен на иждивение царя Алексия Михайловича, на случай своих приездов в монастырь. Отделан окончательно при царях Иоанне и Петре Алексеевичах. Он состоит из расположенных амфиладой 11-ти комнат, разделённых по середине обширной каменной лестницей и площадкой. Комнаты украшены портретами Иоанна Грозного, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича и последующих государей и государынь, а также и архиереев. Из залы выход на балкон, откуда чудный вид на Москву-реку и на окрестности. В последней комнате, обращённой к югу, замечательны изображения св. Афанасия Великого, св. Феофилакта и патpиapxa Никона. Кроме того, во дворце хранится портрет царевны Софии Алексеевны, изображённой в монашеском одеянии. – К северной стороне дворца примыкает сад.

Братские келии. Находятся на восточной стороне монастыря. Это одноэтажное каменное здание, имеющее в длину 25, а в ширину 5 саж. – Далее к югу от сего здания находится другое, почти такой же величины, здание, в котором также помещаются братские кельи.

Ограда. Ею обнесён весь монастырь. Она каменная. Имеет в окружности 357 саж. Вышина её 4 саж., а в некоторых местах и более, толщина 4 арш. Её начали строить в 1650 г., по указу царя Алексия Михайловича, а окончили в 1654 г. На одной из башен, называемой Красной, поставлен, по повелению царя Алексия Михайловича, государственный герб. В амбразурах стен расставлены были пушки. В настоящее время башен считается шесть. С особыми названиями известны только две башни: угловая, западная башня, позади дворца, называется Житенной, а башня с государственным гербом – Красной. В последней сделаны со многими ступенями врата, в которых торжественно встречали царственных особ, посещавших обитель. Другие врата, проезжие, находятся на северной стороне монастыря.

Ризница и библиотека. Помещается в пристройке к соборной церкви, вверху, с правой стороны, в той самой палате, в которой царь Алексий Михайлович стоял во время богослужения. Большая часть вещей, хранящихся в ризнице, пожертвованы сим царём и украшены его именем. Некоторые вещи принесены в дар монастырю настоятелями саввинскими и частными лицами. Почти все древние драгоценности доселе сохранены в целости, исключая риз, которые по ветхости в разные времена были уничтожаемы и заменяемы новыми. Особенно достопримечательны следующие предметы, Евангелие в большой лист Московской печати 1644 года. Рукописный псалтирь 1656 г., по которому царь Алексий Михайлович учился читать. Сосуды драгоценные с камнями весом 4 ¾ фунта – дар царя Алексия Михайловича 1651 г. Драгоценнейший из хранящихся в ризнице предметов – риза преподобного Саввы; риза эта вся белая, тафтяная, оплечье шито по голубому бархату струйчатым золотом, серебром и шёлком, наискось по подольнику шита разными шелками, полосочками.

По своей драгоценности ещё замечательны: покров на гробницу преподобного и подвесная пелена к передней стороне напрестольной одежды. На покрове вышит образ препод. Саввы и над головой преподобного образ св. Троицы; венец у препод. весь унизан жемчугом и драгоценными камнями.

Осыпавшихся с риз и других вещей жемчуга и камней хранится в ризнице более трёх фунтов. Затем, шапка малинового бархата, на ней крупного жемчуга 382 зерна и шёлковая темно-вишневого цвета скатерть царя Алексия Михайловича. Длина её 12 аршин. – Библиотека помещается под колокольней, в среднем ярусе, и занимает две комнаты, из которой в первой хранятся рукописные дела монастырские, а во второй книги.

Гостиницы. Против северных ворот, вне монастыря. Гостиницы существовали при монастыре с древнейших времён. Ныне существующие гостиницы устроены сравнительно в недавнее время. Тут останавливаются богомольцы, приезжающие или приходящие на поклонение мощам преподобного. Бедным отпускается безмездно монастырская пища.

Святой колодезь. На юго-западной стороне, под горой. По преданию, ископан самим преподобным Саввой. Над колодцем устроена часовня. – Неподалёку от святого колодезя находится пруд, образовавшийся из речки Разварни, преграждённой в сем месте каменной плотиной, устроенной ещё при царе Алексие Михайловиче.

Келия (пещерка) препод. Саввы. В одной версте от монастыря, к северу, в овраге. Выше было сказано, что пещерка эта, по всем вероятиям, служила преподобному не для всегдашнего его пребывания, а только для безмолвия в летнее время. Настоящая келия была устроена преподобным неподалёку от сооружённого им храма во имя Рождества Богородицы. Над пещеркой в настоящее время выстроена церковь во имя преподобного Саввы со скитом на двенадцать человек братии.

***

Саввин Сторожевский монастырь принадлежит к первоклассным. Настоятелями монастыря до 1650 года были игумены. Но в этом году, по указу царя Алексия Михайловича, установлена в монастыре архимандрия. Игуменов с начала основания монастыря было 31, архимандритов – 28. С 1800 года Саввин монастырь поступил в непосредственное управление викария Московской Митрополии, который бывает его архимандритом. Первым архимандритом был Серафим, впоследствии (с 1819 г.) митрополит московский, а затем (с 1821 по 1843 г.) – митрополит Санкт-петербургский. – В настоящее время архимандритом монастыря состоит второй викарий Московской Митрополии Тихон, имеющий пребывание в Москве, на Саввинском подворье.

До 1764 г., т. е. до учреждения новых штатов монастырей, Саввин Сторожевский монастырь обладал громадными движимыми и недвижимыми имуществами. От него зависели 19 монастырей и пустынь, множество сёл, деревень, пустошей и за монастырём числилось 17 350 душ крестьян. В настоящее время монастырь обладает весьма скромными средствами.

* * *

1

Четья-Минея св. Димитрия Ростовского под 3-м декабря

2

Житие Саввы по Маркеллу, лист 30

3

Там же, лист 33. Чет.-Мин. под 17 ноября. (Жит. преп. Ник.).

4

Рукопись Азарьина составлена по повелению царя Алексия Михайловича и патриарха Иосифа между 1653 и 1665 годами. Хранится в Моск. Дух. Акад., № 203.

5

Этот колодезь существует и доныне под именем Саввина, и находится близ церкви Воскресения Христова, что в Кокуеве.

6

Маркелл, лист 33. – На иждивение князя Юрия построен и Троицкий собор над мощами препод. Сергия.

7

И по настоящее время показывают келью и Пещерку преподобного Саввы в овраге, в версте от монастыря к северу. Внутри этой пещеры лежат по двум сторонам два больших диких камня, и над ними, во времена преподобного, была деревянная настилка, а каменная палатка над этой пещеркой выстроена уже в позднее время. Но сию келью нельзя почитать за ту, которую препод. устроил первоначально, неподалёку от сооружённого им храма: она, вероятно, служила препод. только для безмолвия в летнее время.

8

В истории российской иерархии сказано, что «соборная церковь в Савине монастыре выстроена совершенно сходно, как планом, так и фасадом с Троицкой соборной церковью Сергиевой Лавры, которую строил препод. Никон. Это правда, что тот и другой собор сходствуют между собой по образцу собора Троицкого, так как собор на Стороже выстроен при жизни Саввы, а Савва скончался в 1407 г. Между тем собор Троицкий в Лавре, по истории же иерархии и по всем древним сказаниям, начат строением уже по открытии мощей препод. Сергия, в 1422 г., и только что окончен пред смертью препод. Никона, последовавшей в 1428 году. Посему должно допустить, что план и фасад для собора Троицкого взяты с собора Саввина, и это тем вероятнее, что тот и другой строены иждивением и старанием одного и того же князя Юрия Димитриевича Звенигородского.

9

Был третьим игуменом монастыря, между 1428 и 1435 годами.

10

В подлинниках ХVII в. преп. Савва описывается так: Савва сторожевский средний, брада аки Варлама новгородского. В других: «брада Макария желтоводского, плешив».

11

Акт. юрид. № 80, стр. 122.

12

Рукоп. в Mocк. Дух. Акад. о новоявлен. чуд. препод. Сергия, стр. 128, 131, 134, 135, 136.

13

Образ открыт, по снятии с иконы, изображавшей также препод. Савву, верхнего слоя красок. – Под иконой находится надпись о времени открытия мощей преподобного Саввы.


Источник: Преподобный Савва, чудотворец Звенигородский и основанный им Саввин Сторожевский монастырь : Ист. описание монастыря по документам и преданиям со времени его основания по настоящее время / Сост. И.К. Кондратьев. - Москва : Изд. книгопрод. И.А. Морозова, 1899. - 32 с.

Комментарии для сайта Cackle