Азбука веры Православная библиотека священник Георгий Орлов Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.)

Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861–1871 гг.) и Алексеевского (1871–1897 гг.)

Источник

Содержание

I. Начальные годы жизни Александры Троилиной; ее воспитание и образование в семье и школе. – Жизнь ее в Сапсо-Бородинском монастыре до смерти игуменьи Марии (Тучковой) II. Жизнь послушницы Антонии и Спасо-Бородинском монастыре по смерти игуменьи и пострижение в монашество; переход монахини Антонии в Аносин Борисоглебский монастырь; поставление ее во Игуменьи и настоятельство в Московском Страстном монастыре III. Краткие сведения из внешней истории Московского Алексеевсквго монастыря до 1871 г. – Деятельность игуменьи Антонии по внешнему устройству Алексеевского монастыря; награды, полученные ею за особые труды по устройству Алексеевского монастыря IV. Деятельность игуменьи Антонии по улучшению в Алексеевском монастыре церковного пения и по устройству рукодельных мастерских V. Деятельность игуменьи Антонии по удовлетворению телесных и духовных нужд сестер Алексеевского монастыря; вышедшие из числа вверенных руководству игуменьи Антонии сестер настоятельницы женских обителей VI. Просветительная деятельность игуменьи Антонии: школа-приют для южнославянских девочек; учреждение стипендий в Московском Филаретовском епархиальном училище; школа-приют для бедных девочек духовного звания; учреждение стипендий в Московском Мариинском епархиальном училище VII. Благотворительная деятельность игуменьи Антонии: предварительные объяснения; пожертвования на благотворительные учреждения, православные миссии и нуждающиеся храмы и монастыри; помощь арестантам, раненым воинам и всякого рода нуждающимся VIII. Игуменья Антония и современное ей духовенство в их взаимоотношениях IX. Игуменья Антония и современное ей светское общество в их взаимоотношениях X. Последние дни жизни игуменьи Антонии, кончина ее и погребение Письма игуменьи Антонии к митрополиту Филарету с резолюциями Письма Сербского Митрополита Михаила Письмо преосвященного Николая, Начальника Японской Миссии Письма Платона, Митрополита Киевского Письма Леонтия, Митрополита Московского, в бытность его Архиепископом Варшавским Письмо Сергия, Митрополита Московского Письмо Игнатия, Епископа Можайского, Викария Московского Письма Преосвященного Саввы, Викария Московского, впоследствии Епископа Полоцкого Письмо Александра, Епископа Можайского, Викария Московского Письма Алексия, Викария Московского, впоследствии Архиепископа Литовского  

 

Настоятельница Московских монастырей Страстного и Алексеевского игуменья Антония по справедливости должна быть признана одной из выдающихся тружениц на ниве Божией в истории русской церкви XIX столетия. Одаренная светлыми умственными способностями, она до поступления в монастырь получила наилучшее по своему времени светское образование, а в продолжение 56 летней монастырской жизни через непрестанное чтение Священного Писания и свято-отеческих творений достигла высокого истинно-христианского ведения. Поступивши в монастырь на 19 году своей жизни с детски-чистым сердцем, не запятнанным житейской грязью, она от своей второй матери, знаменитой основательницы Спасо-Бородинского монастыря игуменьи Марии (Тучковой), получила возвышенные нравственные задатки, которые неустанно и развивала в продолжение всей своей последующей подвижнической жизни. О деятельности ее, как устроительницы монастырской жизни, свидетельствует история Московских обителей – Страстной и Алексеевской. Некоторые исторические сведения о внешнем и внутреннем развиты Страстного и, в особенности, Алексеевского монастырей уже сделались достоянием печати. Но особенно обильным материалом, из которого автор настоящей книжки почерпал сведения о жизни и деятельности игуменьи Антонии, послужили изустные рассказы главным образом двух близких игуменьи Антонии лиц, живых свидетелей всей ее монастырской жизни – игумений Московских монастырей Зачатиевского, Валентины, и Никитского, Паисии; о последнем же периоде ее жизни много было сообщено двумя монахинями, жившими при Антонии в Алексеевском монастыре, – Серафимой, и ныне находящейся в Алексеевском монастыре, и Агнессою, состоящей ныне в числе сестер Никитского монастыря. Будучи личностью выдающеюся и занимая видное положение в качестве настоятельницы Московских монастырей, игуменья Антония была известна и стояла в тех или других отношениях со многими из членов православного духовенства не только русского, но и иностранного и имела в то же время обширный круг знакомых и почитателей и в светском обществе. Обильным материалом этих, назовем, общественных отношений игуменьи Антонии служит огромное количество писем к ней разного рода духовных и светских лиц, сохранившихся у игуменьи Никитского монастыря Паисии. Некоторые из этих писем помещены в приложении к сей книжке.

Автор знал покойную матушку Антонию только в течение последних четырех лет ее жизни, но и в такой сравнительно небольшой срок он всецело – да позволено будет выразиться – был очарован этой светлой и высоко-духовной личностью. Ее дорогой образ настолько прочно запечатлелся в его душе, что и доселе живет в ней и будет жить до конца его жизни со всеми своими так привлекательными чертами. Автор ожидает, что все более или менее близко знавшие матушку Антонию получат при чтении настоящей книжки хотя некоторое удовлетворение. Особенно же велико желание автора, чтобы настоящий скромный труд и в сердцах, не знавших матушку, возбудил по отношению к этой выдающейся личности хотя некоторую долю того глубокого чувства, которым всецело проникнут автор.


Источник: Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861–1871 гг.) и Алексеевского (1871–1897 гг.) / сост. свящ. Григорий Орлов, по сведениям, данным игуминей Никитского мон-ря Паисией. – Москва : т-во тип. И.Д. Мамонтова, 1906. – V, 141 с. : портр. игум.

Комментарии для сайта Cackle