Глава 19
1. И҆ бы́сть є҆гда̀ сконча̀ і҆и҃съ словеса̀ сїѧ̑, пре́йде ѿ галїле́и и҆ прїи́де въ предѣ́лы і҆ꙋдє́йскїѧ ѡ҆б̾ ѡ҆́нъ по́лъ і҆ѻрда́на. | Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за-Иорданскою стороною |
2. И҆ по не́мъ и҆до́ша наро́ди мно́зи, и҆ и҆сцѣлѝ и҆̀хъ тꙋ̀. | За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там |
И. Христу лежал путь из Галилеи в Иудею чрез Самарию; но Он сделал этот переход другим образом за иорданскою стороною (обонпол Иордана), т. е. перешед из Галилеи реку Иордан, восточным берегом его, Переею, Он пошел вниз, и тут, вероятно, близ Иерихона снова перешел Иордан и вступил в Иудею. (См. карту). Почему Господу угодно было так поступить, неизвестно.
Зач. 78-е. Разговор с фарисеями о нерасторжимости брака
Читается в субботу 11-й недели по Пятидесятнице
3. И҆ пристꙋпи́ша къ немꙋ̀ фарїсе́є и҆скꙋша́юще є҆го̀ и҆ глаго́лаша є҆мꙋ̀: а҆́ще досто́итъ человѣ́кꙋ пꙋсти́ти женꙋ̀ свою̀ по всѧ́цѣй винѣ̀; | И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? |
Вопрос о разводе с женами у Евреев быль спорный: одни говорили, что разводиться можно только в случае неверности жены, другие же утверждали, что по всякой причине, по которой жена не нравится мужу. Самый закон Моисеев дозволял развод он дозволял дать жене разводное письмо, на следующем основании: «если она после брака не будет иметь благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь срамное» (Втор. 24:1). Между тем Господь И. Христос в Нагорной беседе учил, что не следует разводиться, кроме только одного случая неверности или прелюбодейства жены (5:31–34). И вот фарисеи, как враги И. Христа, которые всюду и всячески преследовали Его (чит. объясн. 21 ст. 16 гл), вздумали искусить Его и предложили Ему спорный вопрос о разводе. Искусить, т. е. поставить Его в затруднение или даже, уловив в словах, обвинить за ответ. Если, напр., И. Христос ответит, что разводиться позволительно, то фарисеи скажут Ему: «почему же Ты прежде говорил не так?» (это в нагорной проповеди, 5:31–32); а если скажет: не позволительно, тогда они скажут: «Ты учишь вопреки закону Моисееву. Моисеев закон допускает развод». Нужно заметить еще и следующее обстоятельство. Фарисеи дают Господу вопрос о разводе в Галилее, где так недавно царь Ирод убил Иоанна Крестителя за обличение его в незаконном разводе с неповинною женою и женитьбе на жене, бросившей законного мужа. И фарисеи думали, что если Господь выскажется прямо против развода, то на Него можно будет донести Ироду. Как же отвечает Господь на такой хитрый и предложенный с злым намерением, вопрос фарисеев?
4. Ѻ҆́нъ же ѿвѣща́въ речѐ и҆̀мъ: нѣ́сте ли члѝ, ꙗ҆́кѡ сотвори́вый и҆сконѝ, мꙋ́жескїй по́лъ и҆ же́нскїй сотвори́лъ ѧ҆̀ є҆́сть; | Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? |
Т. е. Господь указывает на первый брак (Адама и Евы) и на первоначальный закон брака. Бог в начале сотворил одного мужчину и одну, а не несколько женщин, значит, Он имел в намерении, чтобы у мужчины была только одна жена, и он не остовлял ея.
5. И҆ речѐ: сегѡ̀ ра́ди ѡ҆ста́витъ человѣ́къ ѻ҆тца̀ (своего̀) и҆ ма́терь и҆ прилѣпи́тсѧ къ женѣ̀ свое́й, и҆ бꙋ́дета ѻ҆́ба въ пло́ть є҆ди́нꙋ, | И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью |
6. ꙗ҆́коже ктомꙋ̀ нѣ́ста два̀, но пло́ть є҆ди́на: є҆́же ᲂу҆̀бо бг҃ъ сочета̀, человѣ́къ да не разлꙋча́етъ. | так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает |
Оставит человек отца своего и матерь свою и проч. Это первоначальный, изреченный Самим Богом, закон брака. Если супружеская связь теснее, чем самая сильная связь детей с родителями; если вступающие в брак два человека должны быть как один, – должны быть одушевлены одною душею, иметь одни помышления, чувства, намерения и действия: то мыслим ли тут развод? Еже (что) Бог сочета, человек да не разлучает, прибавил еще Господь. Таким образом, Господь показал, что разводиться противно природе и закону. Противно природе, потому что рассекается одна и таже плоть; закону, потому что разделяется то, что Бог соединил и не велел разделять (Злат.). Если и может быть исключение, т. е. допущен развод, то это только в одном случае, в случае неверности или прелюбодейства, которым обыкновенно разрушается божественный закон брачного союза, как Господь уже высказал ранее в нагорной проповеди (5 гл. 31–32 ст. Сл. 9 ст.).
7. Глаго́лаша є҆мꙋ̀: что̀ ᲂу҆̀бо мѡѷсе́й заповѣ́да да́ти кни́гꙋ распꙋ́стнꙋю и҆ ѿпꙋсти́ти ю҆̀; | Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? |
Услышав учение Христово о ненарушимости брака, между тем как самим Моисеем, конечно, по внушению Божию, дано Евреям право разводиться с женами (Втор. 24:1), фарисеи возразили Ему: как же (что убо) Моисей заповедил давать разводное гиисъмо (книгу распустную) и пр.? Что нее отвечает И. Христос фарисеям на это?
8. Гл҃а и҆̀мъ: ꙗ҆́кѡ мѡѷсе́й по жестосе́рдїю ва́шемꙋ повелѣ̀ ва́мъ пꙋсти́ти жєны̀ ва́шѧ: и҆знача́ла же не бы́сть та́кѡ: | Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так |
Христос говорит, что действительно Моисеем, а чрез него Самим Богом позволен развод, но это закон позднейший и дан только по особенной временной причине, которая не может продолжаться навсегда, именно по жестокосердию народа (Втор. 10:16; Деян. 7:51), т. е. по неспособности его к кротости, терпению и самоотвержению (Мих.), чтобы напр. муж, желая избавиться от ненавистной жены, не погубил её. И Моисей не заповедал развод, как выражаются фарисеи, а только допустил позволил, сказал Господь: потому что не все равно заповедать и позволить. Позволил по известной причине, по причине грубости, жестокосердия. Моисей заповедал давать разводное письмо, т. е. постановил не изгонять жены по первому порыву гнева, но дать ей письмо, следовательно, отпустить ее по миновании гнева и по достаточном размышлении. А с начала не было так (изначала же не бысть тако), т. е. в самом начале, при сотворении первых людей, и в древние времена не было дано такого закона (ст. 4).
9. гл҃ю же ва́мъ, ꙗ҆́кѡ и҆́же а҆́ще пꙋ́ститъ женꙋ̀ свою̀, ра́звѣ словесѐ прелюбодѣ́йна, и҆ ѡ҆жени́тсѧ и҆но́ю, прелюбы̀ твори́тъ: и҆ женѧ́йсѧ пꙋщени́цею прелюбы̀ дѣ́етъ. | но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует и женившийся на разведенной прелюбодействует |
Этими словами Христос восстановляет первоначальный закон брака, который и должен быть законом в Его новом царстве: Он повторяет Свое учение о браке, сказанное Им в нагорной проповеди (гл. 5 ст. 81–32). Пусть обратят внимание на эти слова Христовы о разводе те из наших современных мужей и жен, которые весьма часто из-за самых пустых причин расходятся друг с другом, иногда живши по нескольку лет в брачном союзе и имея немало детей, расходятся с законными женами, мужьями, и незаконно сходятся и живут с другими!... «Как же жить с такими женами и мужьями, с которыми весьма трудна, даже невозможна жизнь?» спросят. Как жить? Терпеть друг друга, снисходить и уступать друг другу, особенно слабым существам женам, влиять на исправление худой стороны и смотреть на неудачный брак, как на крест, ниспосланный от Бога. Так и было в старину у нас на благочестивой Руси.
10. Глаго́лаша є҆мꙋ̀ ᲂу҆чн҃цы̀ є҆гѡ̀: а҆́ще та́кѡ є҆́сть вина̀ человѣ́кꙋ съ жено́ю, лꙋ́чше є҆́сть не жени́тисѧ. | Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться |
11. Ѻ҆́нъ же речѐ и҆̀мъ: не всѝ вмѣща́ютъ словесѐ сегѡ̀, но и҆̀мже дано̀ є҆́сть: | Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано |
Услышав строгое учение Христово о браке, апостолы возразили: в таком случае лучше не жениться, т. е. лучше бороться с самим собою, чем с злою женою, соединившись с нею навсегда (Злат.). Что же ответил им И. Христос на это? Не вси вмещают словесе сего (слово сие) и пр. Т. е. не все могут осуществить слово сие о безбрачии, не все могут вести жизнь безбрачную; но только те, кому это дано, т. е. это особый дар некоторым от Бога. Как понимать этот дар? «Когда слышишь: кому дано, пишет св. Григорий Богослов, то присовокупляй: дано призываемым и имеющим к тому расположение, дано достойным; а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали». Это значит, что вести жизнь безбрачную, уподобляющую человека ангелам и Самому Христу, составляет высокую добродетель; а так как это очень трудно, то тут и нужна особенная Божия помощь дар Божий: но этот дар или помощь Божия дается не помимо воли самого человека, а вследствие его желания вести жизнь безбрачную и борьбы с самим собою. Посему такая жизнь и составляет подвиг. Почитайте жития святых, подвижников, особенно преподобных отцев и пустынножителей. Пусть на указанные слова Христовы обратят внимание те из наших глаголемых старообрядцев или раскольников, и последователи новейшего лжеучителя графа Толстого, которые отвергают брак! Их учение непрямо ли противоречит учению Христову?! Господь, присутствовав на браке в Кане Галилейской, Сам, не освятил ли брака? Он с любовию благословлял детей (13 ст. Мк. 10:13; Лк. 18:15). Апостол Христов в своих посланиях брак называет честным и брачное ложе нескверным (Евр. 13:4). Другой апостол отвергающих брак относит к разряду еретиков (1Тим. 4:1–3). И св. Златоуст пишет: «сказал Господь: кому дано, с одной стороны для того, чтобы ты познал, как велик подвиг, а с другой, – чтобы ты не представлял его для себя необходимым».
12. сꙋ́ть бо скопцы̀, и҆̀же и҆з̾ чре́ва ма́тернѧ роди́шасѧ та́кѡ: и҆ сꙋ́ть скопцы̀, и҆̀же скопи́шасѧ ѿ человѣ̑къ: и҆ сꙋ́ть скопцы̀, и҆̀же и҆скази́ша са́ми себѐ црⷭ҇твїѧ ра́ди нбⷭ҇нагѡ: могі́й вмѣсти́ти да вмѣсти́тъ. | ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит |
Сказав, что вести безбрачную жизнь есть подвиг, для которого требуется особеннная помощь Божия, Господь прибавляет, что есть и такие люди, для которых указанная жизнь не составляет подвига, потому что они проводят ее недобровольно; а если так, то такие люди и не имеют заслуги: потому что, понятно, как пишет св. Григорий Богослов, «что сделано доброго по естественному влечению, то не заслуживает одобрения; а что сделано по свободному произволению, то похвально». Суть бо (ибо есть) скопцы, иже из чрева материя родишася тако (родились так), т. е. такие от природы, которые не могут вести брачную жизнь, и суть скопцы, иже скопишася (которые оскоплены) от человек, т. е. такие, которые чрез искажение природы лишены возможности проводить брачную жизнь; таковы лица, которых в древности приставляли (это есть и теперь у Турок, Персиян и т. п) служить в гаремах царей и вельмож так называемые евнухи. Но, продолжает еще И. Христос, суть (есть) скопцы, иже исказиша сами себе (которые сами себя сделали скопцами) Царствия ради небесного. Кто эти последние скоцы? как понимать их оскопление? Неужели здесь разумеется телесное оскопление, как разумеют, напр., наши сектанты скопцы? Свв. отцы Златоуст, Феофилакт и Григорий Богослов так пишут, объясняя эти слова Спасителя: «здесь разумеется не телесное оскопление, т. е. отсечение членов, так как чрез это искажается творение Божие, но истребление злых помыслов; кроме того, отсечением членов пожелания наши не только не укрощаются, но еще более раздражаются». Еп. Михаил пишет: «это духовное скопчество есть решимость вести безбрачную жизнь ради более удобного служения Христу и Его делу и ради достижения чрез то царствия небесного, когда человек не развлекаясь заботами домашними, семейными и житейскими, посвящает себя всего Христу и делу спасения (1Кор.7:32–35). «Это великий подвиг, ибо тут неизбежна борьба, чтобы охранять свою душу и тело, свой ум и сердце от всякого нечистого помысла, слова и движения; но за это и обещается награда царствие Божие. Потому-то и заключает Господь: могий (кто может) вместити, да вместит, т. е. учит, что высоко девство, но безусловное и на всю жизнь, оно не для всех обязательно. Из учения Господа о браке мы видим, что девство выше супружества, но благословен и брак». «Не было бы и безбрачных, говорит св. Григорий Богослов, если бы не было брака: ибо откуда бы явился в свет и девственник?» Вникая глубже в смысл слов Христовых: суть скопцы, иже исказиша сами себе царствия ради небесного и читая толкования на них, сделанные свв. отцами, удивляешься заблуждению сектантов скопцов. Да вразумит их Сам Господь!
13. Тогда̀ приведо́ша къ немꙋ̀ дѣ́ти, да рꙋ́цѣ возложи́тъ на ни́хъ и҆ помо́литсѧ: ᲂу҆чн҃цы́ же запрети́ша и҆̀мъ. | Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им |
14. І҆и҃съ же речѐ (и҆̀мъ): ѡ҆ста́вите дѣте́й и҆ не возбранѧ́йте и҆̀мъ прїитѝ ко мнѣ̀: таковы́хъ бо є҆́сть црⷭ҇тво нбⷭ҇ное. | Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное |
15. И҆ возло́жь на ни́хъ рꙋ́цѣ, ѿи́де ѿтꙋ́дꙋ. | И, возложив на них руки, пошел оттуда |
Евреев был обычай, когда испрашивали кому-либо особенное благословение Божие, возлагать на голову того руки (Быт. 48:14; Мф. 9:18). Они придавали великую важность молитвам и благословению святых и благочестивых людей (Числ. 22:6; Лк. 2:28). Вот почему матери приводили своих детей к И. Христу, чтобы Он возложил на них руки и помолился. Ученики же возбраняли (запретиша) им, так как думали, что это помешает Господу в занятии другими, важными делами и беседою с народом. Но И. Христос запретил это апостолам, сказав: оставите (пустите) детей и пр. Таковых бо есть царствие небесное. См. объясн. 18 гл. 3. 4. 10 и 14 стихи. По сему поводу, пишет один из духовных писателей, Господь хотел показать, что неразумные малютки младенцы должны были войдти в Его церковь, чрез таинство крещения, и быть наследниками Его царства, не смотря на свой младенческий возраст. Он Сам имел совершенно чистую детскую душу, и с радостию останавливал Свой Божественный взор на невинных малютках, созерцая в них отражение Своего образа. Он отдыхал при этом Своею человеческою душою после разговора с Своими хитрыми и непримиримыми врагами фарисеями и книжниками. Невинность, доверчивость, простота, искренность, ласковость, беззаветная преданность детей были любезны нашему Господу, и Он всегда ставил детей в образец для Своих последователей, ласкал и обнимал их (Тр. л.).
Зач. 79-е. Богатый юноша, учение Иисуса Христа о богатстве и о награде апостолам за самоотвержение
Читается в 12-ю неделю по Пятидесятнице
16. И҆ сѐ, є҆ди́нъ (нѣ́кїй) пристꙋ́пль речѐ є҆мꙋ̀: ᲂу҆чт҃лю бл҃гі́й, что̀ бла́го сотворю̀, да и҆́мамъ живо́тъ вѣ́чный; | И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? |
Учитель благий, это обычный привет иудейским раввинам со стороны тех, кои спрашивали их о чем-либо. Чтобы иметь (да имам) жизнь вечную, т. е. чтобы войдти в царство небесное для вечной блаженой жизни. Блаженство на небе в единении с Богом, Источником жизни, есть истинная жизнь для человека; тогда как, наоборот, пребывание в аду, в отчуждении от Бога, есть действительная духовная смерть (Апок. 20:14). Приятный и самый приличный вопрос предложен нашему Спасителю, замечает св. Климент Александрийский, предложен вопрос Самой Жизни о жизни, Спасителю о спасении, Учителю о главном преподаваемом Им учении».
17. Ѻ҆́нъ же речѐ є҆мꙋ̀: что́ мѧ глаго́леши бл҃га; никто́же бл҃гъ, то́кмѡ є҆ди́нъ бг҃ъ: а҆́ще ли хо́щеши вни́ти въ живо́тъ, соблюдѝ за́пѡвѣди. | Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди |
Что мя глаголеши блага (что ты называешь Меня благим)? Это значит: для чего ты величаешь Меня таким наименованием – благий, которое приличествует одному Богу, когда на самом деле не признаешь Меня Богочеловеком, а просто человеком, учителем? Господь по своему всеведению знал это, потому так и сказал вопрошавшему Его. Никто не благ, как только один Бог, т. е. благ в высшей степени, так как есть благие добрые и из людей. «Никто не благ из людей сам по себе, замечает блаж. Феофилакт, потому что они переменчивы, обращаются часто от добра ко злу, да и самая их доброта, в сравнении с благостию Божиею, есть худость». Аще хощеши внити в живот (если хочешь войти в жизнь вечную), соблюди заповеди. Заповеди закона для того и даны грешному человеку, чтобы по ним он устроил свою жизнь и возводил себя к большему и большему нравственному совершенству, ибо кто исполняет закон, тот жив будет им (Гал. 3:12; Мих.). Нельзя опустить без внимания слов Господа: если хочешь: из них мы видим, что для спасения необходимо собственное и искреннее желание человека, так как насильно и Бог никого не спасает. «Не сказал Господь: исполни заповеди, замечает митр. Филарет, поскольку ведал, что для сего не достало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом; но сказал: соблюди заповеди, т. е. не теряй их из вида, имей всегда пред очами и сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь и сколько можешь».
18. Глаго́ла є҆мꙋ̀: кі̑ѧ; І҆и҃съ же речѐ: є҆́же, не ᲂу҆бїе́ши: не прелюбы̀ сотвори́ши: не ᲂу҆кра́деши: не лжесвидѣ́тельствꙋеши: | Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй |
Кия (какия) заповеди? Юноша ожидал, что ему будут указаны Господом какия-либо особенные заповеди, которыми предписываются какия-либо особенные добродетели. Поэтому и предложил Господу вопрос: какия заповеди? Но И. Христос указывает ему известные 10 заповедей, данные Богом чрез Моисея, и указывает некоторые из них, разумея, конечно, при этом все, указывает сначала более удобные к исполнению, потом более трудные, более широкие.
19. чтѝ ѻ҆тца̀ и҆ ма́терь: и҆: возлю́биши и҆́скреннѧго твоего̀ ꙗ҆́кѡ са́мъ себѐ. | почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя |
И возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе (и люби ближнего своего, как самого себя). Этими словами, которые сказал Господь, после перечисления некоторые из 10-ти заповедей закона Божия, не указывается на какую-нибудь отдельную заповедь; любовь к ближнему, это общая существенная заповедь: так как в десяти заповедях собственно две основные заповеди, первая о любви к Богу, разделяющаяся на 4 заповеди, и вторая о любви к ближнему, разделяющаяся на 6-ть заповедей. Потому-то и самые 10 заповедей были написаны на двух скрижалях или каменных досках.
20. Глаго́ла є҆мꙋ̀ ю҆́ноша: всѧ̑ сїѧ̑ сохрани́хъ ѿ ю҆́ности моеѧ̀: что̀ є҆́смь є҆щѐ не доконча́лъ; | Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? |
21. Речѐ є҆мꙋ̀ і҆и҃съ: а҆́ще хо́щеши соверше́нъ бы́ти, и҆дѝ, прода́ждь и҆мѣ́нїе твоѐ и҆ да́ждь ни́щымъ: и҆ и҆мѣ́ти и҆́маши сокро́вище на нб҃сѝ: и҆ грѧдѝ в̾слѣ́дъ менє̀. | Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною |
22. Слы́шавъ же ю҆́ноша сло́во, ѿи́де скорбѧ̀: бѣ́ бо и҆мѣ́ѧ стѧжа̑нїѧ мнѡ́га. | Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение |
Аще хощеши (если хочешь) совершен быти (быть) и пр. Это высказал Иисус Христос юноше, когда тот сказал Ему, что все 10 заповедей закона Божия он старался исполнять от юности своей, и при этом спросил: что есмь еще не докончал (чего еще не достает мне)? «В этом вопросе слышится, как замечает мптр. Филарет, некоторое смирение и некоторое предчувствие духовного, новозаветного закона». Если хочешь быть совершенным, т. е. таким, который для получения вечной жизни не имеет уже ничего недоконченного, недостающего, если ты ищешь высшего совершенства. «Ты исполнил 10 заповедей по иудейски только наружно, но без полной любви к Богу и ближнему, как бы так говорил Иисус Христос; а нужно исполнять их по христиански, т. е. из всецелой любви к Богу и ближнему, нужно иметь такое самоотвержение и быть так свободным от всякой земной привязанности, чтобы, напр., из-за небесной награды (и будешьиметь сокровище на небесех) быть готовым отказаться от имения, раздать его бедным и идти за И. Христом (гряди в след Мене) приходи и следуй за Мною». Идти за Христом, значит вести такую жизнь, какую Он заповедует. Что именно так, по фарисейски, исполнил юноша заповеди, что он, напр., не желал ближнему своему довольства и обилия столько же, сколько самому себе, это видно из того, что он не послушался Господа, пожалел богатства и соединенных с ним почета и власти и, хотя с сожалением, отошел от Спасителя: слышав (услышав) же юноша слово, отыде скорбя (отошел с печалию): бе бо имея стяжания многа (потому что у него было большое имение). С другой стороны, Своими словами юноше: аще хощеши и пр. И. Христос призывал его к необязательной для всякого христианина, совершенной нестяжательности для получения высшего блаженства на небе: и имети имаши (будешь иметь) сокровище на небеси. Так поступили, напр., апостолы, оставив все (19:27); так поступали некоторые из святых, напр., Антоний великий и др. Обет нестяжательности есть один из иноческих обетов. Таким образом расточать ради Христа имение необязательно для христианина; но не иметь пристрастия и привязанности, которые мешают помогать, сколько возможно, нуждающемуся, есть непременная обязанность всякого христианина. «Христос Спаситель, учит святит. Филирет, указал нестяжание, как пособие к совершенству, полезное для некоторых, а не как необходимое для всех. Буди совершен, сказал Бог Аврааму, и он был совершен, тогда как он был богат зело, но к богатству не пристрастен, и следовательно, хранил нестяжание в душе, обладая стяжаниями в доме. Не требовал Он добровольной нищеты и от Иосифа Аримафейского, иже и сам учися у Иисуса. Но, наоборот, Иуда думал, что не слишком не позволительно желать умножения денег, чтобы от избытка удобнее было подавать нищим; и не приметил, как совсем забыл правило апостольского нестяжания и под покровом нищелюбия воспитал свое корыстолюбие и злокорыстие: тать бе. Кто же не обязан правилом совершенного нестяжания, тот, пользуясь богатством, законно приобретенным, не забывай правила, еще псалмопевцем провозглашенного всем богатым: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61:11). Напоминай себе часто, что скоро-ли, долго ли, или богатство тебя оставит, или ты оставишь богатство, и потому обходись с ним, как с гостем, которого надо честно принять и честно проводить. Если же ты не умеешь, с сохранением имения, сохранить твою душу; то подлинно, не лучше ли уже погубить богатство, нежели чтобы оно тебя погубило».
23. І҆и҃съ же речѐ ᲂу҆чн҃кѡ́мъ свои̑мъ: а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, ꙗ҆́кѡ неꙋдо́бь бога́тый вни́детъ въ црⷭ҇твїе нбⷭ҇ное: | Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное |
24. па́ки же гл҃ю ва́мъ: ᲂу҆до́бѣе є҆́сть вельбꙋ́дꙋ сквозѣ̀ и҆глинѣ̑ ᲂу҆́шы проитѝ, не́же бога́тꙋ въ црⷭ҇твїе бж҃їе вни́ти. | и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие |
Здесь Господь высказал Свое учение о богатстве, именно о том, что трудно человеку, привязанному всею своею душею к богатству, принять христианскую веру, требующую не иметь такой привязанности, трудно для такого человека исполнять правила христианской веры, и таким образом войти в царство небесное: яко неудобь богатый внидет (трудно богатому войти) в царство небесное. Удобее (удобнее) есть велбуду (верблюду) сквозе иглине уши, проити. Удобнее верблюду и пр., это народное присловие, употребляемое для того, чтобы показать, что известное дело невозможно или чрезвычайно трудно. Под вельбудом, или верблюдом одни из толкователей разумеют животное, для которого невозможно пройти в узкую дверь, на подобие иглиных ушей, которою едва проходит человек, другие толстый канат, употребляемый на кораблях, который невозможно пропустить сквозь иглиные уши.
25. Слы́шавше же ᲂу҆чн҃цы̀ є҆гѡ̀, дивлѧ́хꙋсѧ ѕѣлѡ̀, глаго́люще: кто̀ ᲂу҆̀бо мо́жетъ спасе́нъ бы́ти; | Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? |
26. Воззрѣ́въ же і҆и҃съ речѐ и҆̀мъ: ᲂу҆ человѣ̑къ сїѐ невозмо́жно є҆́сть, ᲂу҆ бг҃а же всѧ̑ возмѡ́жна. | А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно |
Кто убо может спасен быти (кто же может спастись)? Кто, т.е. из богатых людей? Апостолы, судя по человечески, думали, что отрешиться от богатства есть дело невозможное, и потому из богатых никто не может спастись; но Христос сказал, что это только трудно, а не вовсе невозможно, Он сказал, что для человека, самому по себе, это невозможно; но при помощи Божией нет для человека невозможного, все возможно: у человека сие невозможно есть, у Бога же вся возможна; при помощи Божией человек может и совершенно отрешиться от богатства, может и при богатстве, не имея к нему привязанности, быть истинным христианином и получить вечное спасение. «Не богатство губит человека, а рабское служение ему. Будь господином его, употребляй его во славу Божию, и спасешься». В житиях святых примеров на это множество. Является вопрос: «Отчего же и каким образом богатство препятствует быть истинным христианином и получить царство небесное?». Оно может отвлекать человека от добродетелей христианских, которые ведут в царство небесное, каковы: истинная любовь к Богу и ближнему, смирение, воздержание и пр., и располагает к порокам, которые влекут к вечной погибели, каковы: гордость, скупость, жизнь роскошная, рассеянная и пр.
27. Тогда̀ ѿвѣща́въ пе́тръ речѐ є҆мꙋ̀: сѐ, мы̀ ѡ҆ста́вихомъ всѧ̑ и҆ в̾слѣ́дъ тебє̀ и҆до́хомъ: что̀ ᲂу҆̀бо бꙋ́детъ на́мъ; | Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? |
Тогда, т. е. после того, как И. Христос высказал юноше, что требуется для большего совершенства и большей награды на небе, и после того, как юноша, услышав от И. Христа требование отречения от богатства и имущества для сего, удалился от Господа. Оставихом вся (оставили все). Bсe, что имели: и сети, и уды, и лодки, и бедные жилища свои, т. е. показали такое же самоотвержение, какое оказал бы богач, отказавшись от своего богатства. Что убо будет нам? т. е. какая награда, какое воздаяние будет нам за наше самоотвержение? Св. Златоуст замечает при этм, что не честолюбие заставило ап. Петра вопросить так Господа, а то, дабы и бедный, который мог подумать: если у меня нет имения, значит, я не могу быть совершенным, знал, что бедность его ни мало не вредит ему. Апостол предложил вопрос от лица всех.
28. І҆и҃съ же речѐ и҆̀мъ: а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, ꙗ҆́кѡ вы̀ ше́дшїи по мнѣ̀, въ пакибытїѐ, є҆гда̀ сѧ́детъ сн҃ъ чл҃вѣ́ческїй на прⷭ҇то́лѣ сла́вы своеѧ̀, сѧ́дете и҆ вы̀ на двоюна́десѧте прⷭ҇тѡ́лꙋ, сꙋдѧ́ще ѻ҆бѣмана́десѧте колѣ́нома і҆и҃левома: | Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых |
Награда за самоотвержение обещается не в настоящей жизни, как, быть может, мечтали, в своем общем заблуждении относительно царства Мессии, апостолы, но в будущей. В пакибытие. Пакибытием, т. е. вторым бытием, называется в Священном писании крещение, как новое духовное рождение, рождение свыше (Ин. 3:3; Тит. 3:5). Но здесь, как видно из дальнейших слов, разумеется будущее, при втором пришествии Христовом для суда, преобразование мира, восстановление его в первоначальное, бывшее до грехопадения первых людей, состояние (2Пет. 3:10–13; Рим. 8:19 и дал. и др.). На престоле славы Своея, на престоле славном, великолепном (24:30; 26:64).Сядете и вы на двоюнадесяте престолу (на двенадцати престолах) судяще обеманадесяте коленома Израилевома (судить двенадцать колен Израилевых). На двенадцати престолах по числу 12-ти апостолов. Престолы не означают седалища, но то, что апостолы вместе со Христом будут царствовать, участвовать в славе, т. е. будут прославлены, награждены более, чем другие (Злат, и Феоф.). Будут судить, т. е. будут участвовать в суде, как ближайшие ко Христу Судии лица, ученики Его, апостолы. Образ берется от царя судии, окруженного советниками сановниками, помогающими ему в деле суда. Св. Златоуст объясняет этот суд в том смысле, в каком сказал Господь о суде Неневитян и царицы южной над Евреями (чит. объясн. 41 и 42 от. 12 гл.), т. е., что Евреи были воспитаны в тех же законах и жили по тем же обычаям, по коим и апостолы, и однакож апостолы уверовали во Христа, а Евреи нет. Под двенадцатью коленами Израилевыми разумеется, главным образом, народ Божий, народ Еврейский, состоявший из 12-ти колен, по числу 12-ти своих патриархов детей Иакова; но разумеются и все христиане, как новый народ Божий, и вообще все народы, все люди, как искупленные И. Христом. Так у ап. Иакова (1:1), называются двенадцатью коленами все христиане.
29. и҆ всѧ́къ, и҆́же ѡ҆ста́витъ до́мъ, и҆лѝ бра́тїю, и҆лѝ сєстры̀, и҆лѝ ѻ҆тца̀, и҆лѝ ма́терь, и҆лѝ женꙋ̀, и҆лѝ ча̑да, и҆лѝ се́ла, и҆́мене моегѡ̀ ра́ди, стори́цею прїи́метъ и҆ живо́тъ вѣ́чный наслѣ́дитъ: | И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную |
Здесь перечисляются виды самоотвержения ради Христа и тем указывается, что должно предпочитать Христа и спасение своей души всему, и самому близкому, самому дорогому, а не то, чтобы действительно оставлять все и удаляться всего, чтобы быть христианином. Удаление от всего, это высший род совершенства, о котором можно сказать то же, что выше сказано о безбрачии: не все вмещают слово сие, могущий вместить, да вместит (Мих.), или о расточении богатства: если хочешь быть совершенным и пр. Св. Златоуст, по поводу сих слов Христовых, прибавляет: «здесь говорит Господь еще и о гонениях. В то время отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию». Сторицею приимет (получит во сто крат). Разумеется воздаяние не только в будущей, а и в сей жизни – но воздаяние духовное, каково: «мир сердечный, радость духа, утешение неизглаголанное и другие дары благодати, которыми Господь преисполняет души своих верных рабов, и которые превосходят все земные блага и радости гораздо более, чем сто превосходит единицу» (Блаж. Иерон.). Господь сделает, что оставивший все ради Христа будет обрадован бедностью или оставлением всех вещей гораздо более, чем богатый всем своим богатством и всеми своими угодьями. (Григ. Бог.) Это и видим мы на апостолах, мучениках и подвижниках.
30. мно́зи же бꙋ́дꙋтъ пе́рви послѣ́днїи, и҆ послѣ́дни пе́рвїи. | Многие же будут первые последними, и последние первыми |
Т. е. раздаяние будущих небесных наград будет зависить от веры и добрых дел, а не от раннего или позднего обращение ко Христу, не от знатности или незнатности и т. п. Разумеется здесь и то, что Иудеи, бывшие некогда первыми по избранию Божию, или мечтавшие получить великия земные блага в царстве Мессии, не уверовав во Христа, станут последними, а язычники, прежде последние – уверовав, сделаются первыми. «Иуда был сыном царствия и вместе с другими апостолами слышал: сядете на двоюнадесяте престолу, однакож сделался сыном геенны. А Ефиоплянин, будучи варваром (язычником), удостоился венцев вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом» (Злат.).