Глава 18
Зач. 74-е Учение Иисуса Христа о том, кто больше в царстве небесном, и о соблазнах
Читается в понедельник 9-й недели по Пятидесятнице
1. Въ то́й ча́съ пристꙋпи́ша ᲂу҆чн҃цы̀ ко і҆и҃сꙋ, глаго́люще: кто̀ ᲂу҆́бѡ бо́лїй є҆́сть въ црⷭ҇твїи нбⷭ҇нѣмъ; | В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? |
В той час (в то время), т. е. когда Иисус Христос апостолу Петру повелел чудесным образом уплатить подать на храм за Себя и за него (17:27). Это послужило для апостолов поводом к вопросу: ктоубо болий есть (кто больше) в царствии небеснем? Кто больше и проч. Апостолы понимали здесь царство небесное в смысле царства земного, которое будто бы учредит на земле Иисус, как Мессия, какового царства неправильно ждали от Мессии Иудеи. Это царство, по их мнению, будет могущественнейшим, и в нем будут высшие и низшие почести. Такое неправильное понятие о царстве Мессии Иудеи имели оттого, что неправильно понимали описание сего царства пророками. Пророки описывали его по подобию земных царств, а Иудеи, вместо того, чтобы понимать это в духовном смысле, понимали в земном. Кто больше есть? Апостолы считали уже наступившим это царство небесное или Мессии (слич. 20, 21), поэтому и спрашивают так. Известно, что они нечужды были человеческих заблуждений до сошествия на них Св. Духа, до обновления чрез Него. Как же ответил Господь И. Христос апостолам на их вопрос?
2. И҆ призва́въ і҆и҃съ ѻ҆троча̀, поста́ви є҆̀ посредѣ̀ и҆́хъ | Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них |
Призвав, постави отроча (дитя) для примера апостолам. По преданию, это дитя был Игнатий, впоследствии епископ и священномученик антиохийский, прозванный, между прочим также и вследствие сего Богоносцем.
3. и҆ речѐ: а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, а҆́ще не ѡ҆братите́сѧ и҆ бꙋ́дете ꙗ҆́кѡ дѣ́ти, не вни́дете въ црⷭ҇тво нбⷭ҇ное: | и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное |
Аще (если) не обратитеся и пр. Мое царство совсем не такое, каковы земные царства и каковым вы представляете его, как бы так отвечал апостолам И. Христос. Для вступления в Мое царство недостаточно только того, чтобы считаться Моим учеником, а для этого требуются особенные условия: это обращение и детство. Обратиться это значит изменить свои ложные мысли о царстве Мессии, отказаться от чувственных ожиданий относительно сего царства, усвоить себе истинные понятия об этом царстве и оставить тщеславные надежды на места в царстве Мессии (Мих.), словом, обратиться от честолюбия к смиренномудрию, от лукавства к незлобию. Детство, это уподобление детям, которые обыкновенно бывают чужды гордости и тщеславия, зависти и сварливости и всех, подобных сим страстей; а, напротив, украшены многими добродетелями, как-то: простосердечием, незлобием, смирением, нравственною чистотою, и которые ни одною из этих добродетелей не гордятся. «Младенца, хотя бы поносили, хотя бы хвалили, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последним не гордится» (Злат.). Не войдете (внидите) в царство небесное, т. е. не будете истинными христианами на земле и не удостоитесь блаженства на небе. «Когда мы не имеем указанных качеств младенцев, говорит св. Златоуст, то как бы ни были велики наши дела, спасение наше сомнительно».
4. и҆́же ᲂу҆̀бо смири́тсѧ ꙗ҆́кѡ ѻ҆троча̀ сїѐ, то́й є҆́сть бо́лїй во црⷭ҇твїи нбⷭ҇нѣмъ: | итак, кто умалится, как это дитя тот и больше в Царстве Небесном; |
В этих словах Господь прямо указывает апостолам на их вопрос, чем можно заслужить великое место в Его царстве. Это смирением, каким обыкновенно обладают дети смирением, по которому человек не возвышает, а считает себя ниже других, и от которого поэтому происходят многие добродетели, и которым покрываются многие грехи; тогда как противоположное смирению свойство, гордость служит причиною всевозможных грехопадений. И в жизни Самого Господа, Пресв. Его Матери и святых всюду мы видим смирение и ни тени самовозвышения. В другом случае Господь прямо говорил апостолам: кто хочет быть между вами старшим, да будет вам слуга, и кто хочет быт первым, да будет вам раб (20:26–27). Блаженни нищие духом, т. е. смиренные, ибо их есть царство небесное (5:3). Гордость погубила ближайшего к Господу из ангелов, она погубила и первых людей, мечтавших сделаться подобными Богу, губит и бесчисленное множество людей.
5. и҆ и҆́же а҆́ще прїи́метъ ѻ҆троча̀ таково̀ во и҆́мѧ моѐ, менѐ прїе́млетъ: | и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает |
После того, как И. Христос, поставив дитя посреди апостолов, объяснял им, кто больший в Его царстве, Он при этом указал им еще на высокие взаимные отношения членов Его царства; это: 1)с любовью обращаться друг с другом и 2) не увлекать других ко греху. Отроча (дитя) таково, т. е. не только дитя, в собственном смысле, но и всякого человека, уподобившагося дитяти по его нравственным качествам, напр., простосердечию, незлобию и смирению, всякого истинного последователя Христова (Злат.). Приимет, т. е. будет с любовью обращаться с ним, помогать ему, в чем он нуждается. Во имя Мое, т. е. ради того, что он исповедует Мое имя, есть Мой ученик (слич. 24, 5 и др.), а не по каким-нибудь другим причинам или расчетам. Меня приемлет (принимает), т. е. делает доброе, как Мне Самому. Поскольку вы сделали сие одному из братий Моих меньших, то сделали Мне (25 гл. 40 ст.).
6. а҆ и҆́же а҆́ще соблазни́тъ є҆ди́наго ма́лыхъ си́хъ вѣ́рꙋющихъ въ мѧ̀, ᲂу҆́не є҆́сть є҆мꙋ̀, да ѡ҆бѣ́ситсѧ же́рновъ ѻ҆се́льскїй на вы́и є҆гѡ̀, и҆ пото́нетъ въ пꙋчи́нѣ морстѣ́й. | а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской |
Соблазнит, т. е. введет во грех (чит. объясн. 29 ст. 5 гл.). Одного из малых сих, не только кого из детей, но и всякого из христиан, уподобляющагося детям (см. ст. 5). Лучше бы было (уне есть ему) и проч. Это значит, что наказание за соблазн гораздо ужаснее, чем потопление в морской пучине с камнем на шее (Злат.): если это несносно, тем более то; потому что соблазн губит душу человека, за которую умер Христос. Мельничный, на славянском, осельский или ослиный, т. е. большой жернов на мельнице, который приводится в движение ослом. Сказав о соблазнителях, Господь И. Христос начинает речь вообще о соблазнах.
7. Го́ре мі́рꙋ ѿ собла̑знъ: нꙋ́жда бо є҆́сть прїитѝ собла́знѡмъ: ѻ҆ба́че го́ре человѣ́кꙋ томꙋ̀, и҆́мже собла́знъ прихо́дитъ. | Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит |
Горе миру, т. е. людям, от соблазнов, от них происходит величайшее зло на земле, умножаются грехи, усиливается развращение, а чрез это виновность и ответственность пред Богом, Владыкою и Судиею мира. Нужда бо есть (ибо надобно) приити соблазном. Это значит, что нравственное повреждение людей так велико, что всегда будут соблазнители, прельщающие других ко греху; а страсти людския так сильны, что люди всегда будут легко поддаваться соблазну и впадать во грехи. Если же бы зло было необходимо, то Господь не сказал бы: горе тому человеку, чрез которого соблазн происходит. «Когда Господь говорит, что надобно приити соблазнам, пишет св. Златоуст, то этим не уничтожает ни свободного произволения, ни свободной воля и не подчиняет жизнь нашу какой-либо необходимости действий; но предсказывает только то, что должно случиться. Но для чего Господь не уничтожает соблазны? вопрошает Златоуст, и отвечает: для чего же уничтожать их? Для тех ли, кои получают от них вред? Но они получают вред не от соблазнов, а от своего нерадения. Это видно из примера людей добродетельных, которые не только не терпят никакого вреда от соблазнов, но еще получают великую пользу; таковы были: Иов, Иосиф и др. праведники. Если же есть люди, которые избегают соблазнов, то не избегающий оных должен винить себя самого». Соблазны делают людей осмотрительными, осторожными, сплетают венец победителям их.
8. А҆́ще ли рꙋка̀ твоѧ̀ и҆лѝ нога̀ твоѧ̀ соблажнѧ́етъ тѧ̀, ѿсѣцы̀ ю҆̀ и҆ ве́рзи ѿ себє̀: добрѣ́йше тѝ є҆́сть вни́ти въ живо́тъ хро́мꙋ и҆лѝ бѣ́днꙋ {без̾ рꙋкѝ}, не́же двѣ̀ рꙋ́цѣ и҆ двѣ̀ но́зѣ и҆мꙋ́щꙋ вве́рженꙋ бы́ти во ѻ҆́гнь вѣ́чный: | Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный |
9. и҆ а҆́ще ѻ҆́ко твоѐ соблажнѧ́етъ тѧ̀, и҆змѝ є҆̀ и҆ ве́рзи ѿ себє̀: добрѣ́йше тѝ є҆́сть со є҆ди́нѣмъ ѻ҆́комъ въ живо́тъ вни́ти, не́же двѣ̀ ѡ҆́цѣ и҆мꙋ́щꙋ вве́рженꙋ бы́ти въ гее́ннꙋ ѻ҆́гненнꙋю. | и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную |
В этих словах Господь указывает, насколько и как мы должны хранить себя от соблазнов ко грехам и от самых грехов. Но как правильно понимать эти слова Христовы? Конечно, их нужно понимать не буквально, они не означают того, чтобы на самом деле отсекать члены тела: потому что и отсечешь члены, но от соблазнов не освободишься. Тут под членами тела разумеются поводы, предметы и самые люди, которые возбуждают в нас страсть; разумеются и самые страсти, которые влекут нас ко греху. Таким образом, эти слова Спасителя значат следующее: нам нужно отказаться от всего и ото всех, что и кто препятствует нашему душевному спасению, хотя бы то было необходимое и самое дорогое для нас, как необходимы и дороги рука или нога, или глаз; хотя бы такие из людей были, наприм., нашими родными, друзьями и знакомыми, хотя бы это было так тяжело, как болезненно отсечение руки или ноги и т. п. Словом, в деле спасения необходимы самоотвержение и подвиги. Войти в жизнь, т. е. в жизнь вечную, блаженную на небе. Это и есть настоящая жизнь человека, потому что человек сотворен для вечного блаженства; тогда как, наоборот, потеря такой жизни чрез грех есть смерть для человека, для души его. Лучше войти тебе в жизнь без руки или без ноги, или с одним глазом, нежели с двумя ногами и с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Как понимать эти слова? И эти слова не. значат того, что тело наше воскреснет без руки, или ноги, или глаза; но что лучше для человека отказаться от всего, что здесь соблазняет ко греху, для того, чтобы получить жизнь вечную; нежели наслаждаясь в здешней жизни тем, что ведет ко греху, потерять жизнь вечную и подвергнуться мучению в аду (Мих.). Это учение Христово в отношении к благам земным и к вечным благам совершенно одинаково с предложенным Им прежде. (Чит. ст. 29 и 30 гл. 5 и 24 – 26 ст. 16 гл.). Огонь вечный и геенна огненная, это ад. (Чит. объясн. 29 и 30 ст. 5 гл.).
Зач. 75-е. Притча о заблудшей овце и учение о согрешающем брате
Читается в праздник Святого Духа
10. Блюди́те, да не пре́зрите є҆ди́нагѡ (ѿ) ма́лыхъ си́хъ: гл҃ю бо ва́мъ, ꙗ҆́кѡ а҆́гг҃ли и҆́хъ на нб҃сѣ́хъ вы́нꙋ ви́дѧтъ лицѐ ѻ҆ц҃а̀ моегѡ̀ нбⷭ҇нагѡ. | Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного |
В этих словах Господь учит, как внимательны мы должны быть друг к другу в нравственном отношении, т. е. так или иначе не соблазнять одному другого. Не презирайте, собственно значит не относитесь небрежно, невнимательно; не презирайте значит и несоблазняйте (ст. 6), как будто за соблазн ничего не будет вам. Малых сих. Под малыми Господь разумеет и детей, и взрослых, верующих в Него (слич. ст. 5 и 6). Взрослых Господь называет детьми, потому что они, приняв христианскую веру, ради царствия Божия должны умалять и умаляют себя до подобия дитяти: если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в царство небесное (ст. 3). Митрополит Филарет, относя слова Христовы: не презирайте малых сих к детям, поучает: «берегитесь, чтобы такое пренебрежение не проявилось в вас далее как-нибудь нечаянно; берегите малюток от соблазнов, не полагайтесь на приставников, и сами за ними наблюдайте; учите их не столько приятному, сколько полезному, не столько полезному для жизни временной, сколько для жизни вечной». Господь указывает и причины, почему особенно не должно презирать или соблазнять других: первая причина, это та, что Господь Сам печется о них: Он дает каждому из них особого ангела хранителя, который заботился бы об их спасении (Деян. 12:5; Тов. 5). Ангелы всегда видят лице Отца Моего небесного. Эти слова значат, что ангелы находятся в ближайшем общении с Богом: потому что, напр., постоянно видеть царя значит быть очень близким к нему, быть достойным особенного доверия его (4Цар. 25:19; Тов. 12:12; Есф. 1:14).
11. Прїи́де бо сн҃ъ чл҃вѣ́ческїй (взыска́ти и҆) спⷭ҇тѝ поги́бшаго. | Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее |
Это другая причина, почему не должно презирать или соблазнять других, та, что Сам Господь сошел на землю для спасения их. Если Сам Бог так высоко ценит спасение людей; то как же человек может презирать этим спасением? Сын человеческий, т. е. Он Христос (см. 20 ст. 8 гл.). Взыскати и спасти погибшего (погибшее) тоже, что погибших. Погибшими здесь называются люди, коснеющие во грехах и развращенные; называются они так, как потерянные для добродетели и блаженства, подобно тому, как погибшими или потерянными для себя мы называем те вещи, которые нами самими потеряны, или у нас похищены, и мы уже не можем пользоваться ими. Мы, люди, сотворены Богом для блаженства; падением прародителей своих в раю мы лишены блаженства погибли для блаженства. Но Господь Сын Божий сошел с неба для того, чтобы спасти нас от этой погибели и возвратить к первому блаженству.
12. Что̀ ва́мъ мни́тсѧ; А҆́ще бꙋ́детъ нѣ́коемꙋ человѣ́кꙋ сто̀ ѻ҆ве́цъ, и҆ заблꙋ́дитъ є҆ди́на ѿ ни́хъ: не ѡ҆ста́витъ ли де́вѧтьдесѧтъ и҆ де́вѧть въ гора́хъ и҆ ше́дъ и҆́щетъ заблꙋ́ждшїѧ; | Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? |
13. и҆ а҆́ще бꙋ́детъ {приключи́тсѧ} ѡ҆брѣстѝ ю҆̀, а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, ꙗ҆́кѡ ра́дꙋетсѧ ѡ҆ не́й па́че, не́же ѡ҆ девѧти́десѧтихъ и҆ девѧтѝ не заблꙋ́ждшихъ. | и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся |
14. Та́кѡ нѣ́сть во́лѧ пред̾ ѻ҆ц҃е́мъ ва́шимъ нбⷭ҇нымъ, да поги́бнетъ є҆ди́нъ ѿ ма́лыхъ си́хъ. | Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих |
В этих словах Господь показывает в примере пастыря в отношении к заблудишейся овце из его стада, как дорога для Него душа всякого человека. Он сравнивает Отца Своего с пастырем, который ищет одну заблудившуюся овцу, оставив целое стадо, и радуется об обретении её более, чем о целом стаде. Число сто означает вообще много, целое стадо. В горах. Сказано: в горах, а не в долинах и лугах, так как оставлять тут одних овец было опаснее и потому, что здесь более водились хищные животные, и потому, что здесь скорее могли заблудиться прочия овцы.
15. А҆́ще же согрѣши́тъ къ тебѣ̀ бра́тъ тво́й, и҆дѝ и҆ ѡ҆бличѝ є҆го̀ междꙋ̀ тобо́ю и҆ тѣ́мъ є҆ди́нѣмъ: а҆́ще тебѐ послꙋ́шаетъ, приѡбрѣ́лъ є҆сѝ бра́та твоего̀: | Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего |
От учения о соблазнах ко грехам Господь И. Христос переходит к самим грехам, научая не соблазнять других ко греху, Он учит, как должно поступать в отношении тех, которые впадают в грехи в грехи друг против друга и вообще во всякие грехи. Согрешит (к тебе) против тебя, поступит неправильно, незаконно против тебя, напр., на словах или на деле оскорбит тебя, похитит что у тебя и т. п. или, вообще так или иначе поведет себя греховно. Брат твой, т. е. ближний, всякий человек, особенно же христианин; преимущественно христиане называются братьями между собою, потому что составляют одно великое семейство искупленных и спасаемых, где один Отец Господь и одна мать церковь. Пойди и обличи. Этими словами так Господь учит: не жди, когда обидчик придет просить у тебя примирения, а ты сам, оскорбленный, поди к нему: потому что он, от стыда или от злобы, не решится идти. «Видишь ли, учит св. Златоуст, как Спаситель ищет пользы не оскорбленного только, но и оскорбившего? Обидевший объят страстью, он и болен и слаб. Посему-то Спаситель и посылает оскорбленного к нему. Обличи ею между тобою и тем единем (и им одним). Слово обличи, значит «напомни ему о грехе и скажи ему о том, что ты потерпел от него (Злат.), выясни ему то зло, какое может произойдти из его поступка. Сделай это, конечно, дружески, братски, осторожно, терпеливо, без гнева и запальчивости: такое обращение с обидчиком иногда лучше всего исправляет его. Обличи между тобою и им одним, т. е. наедине, а не публично, при других: потому что вразумление публичное обидно для него и может не только не исправить, а еще ожесточить его. Аще (если) тебе послушает, т. е. сознается в своем грехе, осудит себя и смирится; приобрел ecи брата твоего, т. е. вновь приобрел, возвратил для царства Божия, которого чрез грех тот лишился было (о царстве Бож. чит. 3 ст. 2 гл.). «Быть может, при вразумлении Ближнего, придется выслушать и оскорбление; но за то спасешь душу погибшую».
16. а҆́ще ли тебѐ не послꙋ́шаетъ, поимѝ съ собо́ю є҆щѐ є҆ди́наго и҆лѝ два̀, да при ᲂу҆стѣ́хъ двою̀ и҆лѝ трїе́хъ свидѣ́телей ста́нетъ всѧ́къ глаго́лъ: | если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово |
Не послушает, т. е. не послушает твоего дружеского вразумления и будет упорствовать в своем грехе, и таким образом один ты будешь не в силах убедить его; поими (возьми) с собою еще единого или два, для более сильного и действительного вразумления и увещания: да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол (дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово). Этими словами Господь указывает на правило закона Моисеева (Втор. 19:15), где сказано, что недостаточно одного свидетеля, чтобы свидетельствовать на другого в какой-нибудь вине или в преступлении. Св. Златоуст уподобляет человека злого или обидевшего другого больному и учит: «врач, когда видит, что болезнь упорствует, не оставляет больного и не гневается на него, но тем более прилагает попечения о нем».
17. а҆́ще же не послꙋ́шаетъ и҆́хъ, повѣ́ждь цр҃кви: а҆́ще же и҆ цр҃ковь преслꙋ́шаетъ, бꙋ́ди тебѣ̀ ꙗ҆́коже ꙗ҆зы́чникъ и҆ мыта́рь. | если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь |
Аще не послушает их, т. е. посторонних людей, повеждь (скажи) церквит. е. обществу верующих, конечно, тому обществу верующих, которое находится в известном месте; или лучше, скажи представителям церкви, т. е. пастырям и учителям её, потому что судебная власть в церкви, по повелению Самого Господа, предоставлена апостолам и после них их преемникам пастырям и учителям (Мф. 18:18; Ин. 20:22–23; Еф. 4:11–12). Аще же и церковь преслушает (и церкви не послушается), т. е. если не тронется обличениями и не послушается увещаний, вразумлений и предостережений со стороны пастырей и учителей церкви, останется упорным, не захочет подчиниться их суду; буди (да будет) тебе,якоже (как) язычник и мытарь, т. е. прекрати с ним христиански-братское общение, общение в единомыслии веры, в молитвах, таинствах, как уже с уклонившимся и отсеченным от церкви за свое непослушание ей. Язычники и мытари не принадлежали к Иудейской церкви, Иудеи чуждались их и избегали общения с ними. Язычниками Иудеи называли всех, кроме своих единоплеменников и единоверцев, с которыми и не входили в религиозные отношения; мытарей – сборщиков общественных податей Иудеи считали людьми развращенными, отверженными, с которыми также избегали всякого общения (чит. объясн. 46 и 47 ст. 5 гл.). Иудеи не имели никакого общения с мытарями и язычниками, но мы, христиане, по любви христианской, не должны презирать неправоверующих и совершенно отстраняться их; нет, мы должны любить их, помогать им в чем можем, стараться склонить их на путь истины, но только считать их не принадлежащими к православной церкви. Вот на основании каких слов Господа церковь Его собирает соборы против неправоверующих, так называемых еретиков, раскольников и сектантов, вразумляет их и, в случае упорства, отлучает от себя (анафематствует: анафема с греческого значит отделение). И апостол Христов утверждает таковой образ действия церкви в отношении таких людей: если бы кто стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, говорит он православным христианам, да будет анафема (Гал. 1:8). А отлученный от церкви Христовой лишается Его спасительной благодати. «Кому церковь не мать, тому Бог не Отец». Отделенный от церкви, связанный властью её здесь на земле, таким, связанным в своем грехе, явится и в другой мир. Это Господь говорит далее.
Зач. 76. О власти апостольской вязать и решить и о прощении ближнего
Читается во вторник 9-й недели по Пятидесятнице
18. А҆ми́нь (бо) гл҃ю ва́мъ: є҆ли̑ка а҆́ще свѧ́жете на землѝ, бꙋ́дꙋтъ свѧ̑зана на нб҃сѝ: и҆ є҆ли̑ка а҆́ще разрѣшитѐ на землѝ, бꙋ́дꙋтъ разрѣшє́на на нб҃сѣ́хъ. | Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе |
В этих словах Господь обещает апостолам власть управления в церкви власть, напр., разрешать или не разрешать грехи, дозволять или недозволять быть в церкви или обществе верующих, и обещается, что не дозволенное ими в церкви не дозволено будет и Самим Богом, а разрешенное будет разрешено. Здесь Господь обещает всем апостолам ту же власть, которую прежде обещал одному из них Петру (19 ст. 16 гл.). «Смотри, замечает при этом св. Златоуст, каким бедам подвергает Господь упорного и здешнему наказанию, и будущему мучению. А угрожает Он не для того, чтобы так случилось, но чтобы устрашенный угрозою, т. е. и отсечением от церкви, и опастностью быть связанным на небесах, смягчился и оставил гнев». Относительно же власти, данной от Господа апостолам и их преемникам пастырям, он же пишет: «иереи обитают еще на земле, и допущены распоряжаться небесным, получили такую власть, какой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам: что священики определяют долу, то Бог утверждает горе». Католики видят в словах, сказанных Господом ап. Петру: дам тебе ключи царствия и пр. (16:19), преимущество власти его пред прочими апостолами; но это не верно: потому что то же самое, что обещано Петру, обещано и всем апостолам и даже в совершенно одинаковых словах, как это весьма ясно открывается в изъясненных сейчас словах Христа, которые Он сказал всем апостолам.
19. Па́ки а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, ꙗ҆́кѡ а҆́ще два̀ ѿ ва́съ совѣща́ета на землѝ ѡ҆ всѧ́цѣй ве́щи, є҆ѧ́же а҆́ще про́сита, бꙋ́детъ и҆́ма ѿ ѻ҆ц҃а̀ моегѡ̀, и҆́же на нб҃сѣ́хъ: | Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного |
Выше Господь указывал кару за вражду (ст. 15–17); здесь же Он указывает награду за мир и согласие, говоря, что единодушные преклоняют Бога Отца на то, чего просят, и Сам Христос пребывает среди них (Злат.). «Единодушное усердие многих в молитве увеличит силу каждого и всех. Это награда за любовь друг к другу, любовь, соединяющую во имя Христово», говорит один из учителей духовных (Фил.). Чего бы ни попросили, будет им, т. е. чего бы ни попросили из того, что угодно Богу и полезно для самих просящих и для других их братий. Св. Златоуст так пишет по поводу этих слов Спасителя: «Есть много причин, которые препятствуют получить: или потому не получают, что часто просят бесполезного; или потому, что недостойны того, чтобы слушали их, поскольку не делают с своей стороны того, что от них требуется; или потому, что приносят молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания, что запрещено, или потому, что просят милости грешники нераскаянные, а им получить невозможно. Если же все требования исполнены, т. е. если ты и полезного просишь, и делаешь все, что от тебя требуется, и жизнь ведешь апостольскую, и с ближними находишься в согласии и любви, то получишь по своей молитве».
20. и҆дѣ́же бо є҆ста̀ два̀ и҆лѝ трїѐ со́брани во и҆́мѧ моѐ, тꙋ̀ є҆́смь посредѣ̀ и҆́хъ. | ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. |
Собрани во имя Мое, т. е. с именем Моим в сердце и устах собрались для молитвы, прошения или прославления, следовательно, с верою в Меня и любовию (Мих.). Там Я (ту есмь) посреди их, т. е. тут Мое общение, как главы, с верующими, как членами. Из этих слов Спасителя само собою открывается, что «собравшиеся недостойно и не по воле Господней, хотя, по-видимому, собрались вместе во имя Господне, услышат: что зовете Меня: Господи, Господи! и не делаете того, что Я говорю? (Лк. 6:46 Вас. Вел.). Таковы, по всей справедливости, самочинные собрания во имя Господне еретиков, раскольников и разных сектантов. «Где же большее и совершеннейшее бывает собрание во имя Господа, поучает святит. Филарет, как не во храме? И так Он здесь благодатно присутствует среди нас, а где благодатно присутствует, там и действует благодатно и спасительно».
21. Тогда̀ пристꙋ́пль къ немꙋ̀ пе́тръ речѐ: гдⷭ҇и, колькра́ты а҆́ще согрѣши́тъ въ мѧ̀ бра́тъ мо́й, и҆ ѿпꙋщꙋ́ ли є҆мꙋ̀ до се́дмь кра́тъ; | Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? |
Слышав учение Христово о примирении с согрешающим ближним (ст. 15–17), для чего, конечно, требуется прощение его, ап. Петр спросил И. Христа: а сколько раз можно прощать согрешающего? Иудейские учители говорили, что должно прощать только три раза, не более. Ап. Петр, чтобы показаться великодушнее и любвеобильнее еврейских учителей, удвоивает это число и спрашивает: довольно ли будет простить семь раз? Что же ответил ему Христос?
22. Гл҃а є҆мꙋ̀ і҆и҃съ: не гл҃ю тебѣ̀: до се́дмь кра́тъ, но до се́дмьдесѧтъ кра́тъ седмери́цею. | Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз |
Число семдмижды семдесят не означает определенного числа раз, означает непрерывную и всегдашнюю обязанность. Число семь, подобно как и тысяча, в Священном писании употребляется для обозначения множества (1Цар.2:5). Следовательно, сколько бы раз ни согрешил против нас ближний, если он раскаивается; мы должны каждый раз прощать его, прощать беспредельное число раз (Злат, и Феоф.). Что значит прощать согрешающего? Епископ Михаил так отвечает на это: «это значит отказаться от всякого отмщения или законного взыскания, предать все, что произошло, полному забвению и питать к раскаявшемуся брату чистые христианския братския чувства, словом, действовать в отношении к нему так, как будто тот и не оскорблял или не согрешал».
Зач. 77-е. Притча о милосердом царе и немилосердом должнике
Читается в 11-ю неделю по Пятидесятнице
23. Сегѡ̀ ра́ди ᲂу҆подо́бисѧ црⷭ҇твїе нбⷭ҇ное человѣ́кꙋ царю̀, и҆́же восхотѣ̀ стѧза́тисѧ ѡ҆ словесѝ съ рабы̑ свои́ми. | Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими |
После учения о прощении согрешающего ближнего и после вопроса ап. Петра о том, сколько раз должно прощать друг друга, Господь И. Христос предложил притчу о том, что если мы не будем прощать других, то и сами не получим прощения от Бога. Эта притча о милосердом царе и немилосердом должнике. Что такое притча? Это род загадки. В притче говорится об одном, и говорится о случае очень обыкновенном, житейском, а нужно понимать о другом духовном, нужно как бы разгадывать, постигать значение притчи. Притчи в древния времена на востоке были в большом употреблении (чит. относительно притчей в объясн. 3 ст. 13 гл.).
В указанной притче представлен царь, который считается с своими рабами должниками. В притче под царством небесным разумеется церковь Христова на земле и блаженство на небе (о сем царстве чит. в объясн. 3 ст. 2 гл.); под царем разумеется Бог, а под рабами люди. И в царстве Божием, подобно как в царствах земных, есть царь и подданные: царь Бог, Христос, подданные люди верующие. Должником, обыкновенно, называется тот, кто взял у другого что либо, деньги или вещи, и должен возвратить ему взятое. Так человек одолжен Богу всем: и своим происхождением на свет, и своею жизнью, и способностями, и средствами и т. п., и должен бы платить Ему за то послушанием Ему, исполнением закона Его, словом, добрыми делами, но он часто не творит добрых дел, согрешает, и таким образом становится должником пред Богом. Царь захотел сосчитаться (восхоте стязатися о словеси) с своими рабами. Сосчитаться, т. е. требовать уплаты долга. Это требование долга Богом от людей будет главным образом на страшном суде Христовом, когда Господь потребует от нас отчета во всех наших мыслях и желаниях, словах и делах; но совершается и на так называемом частном суде, т. е. по смерти каждого человека; совершается еще и при жизни человека на земле, когда, напр., мы слышим голос закона Христова и чувствуем угрызения своей совести, или когда Бог посылает на нас разные наказания: скорби, болезни и т.п., которые напоминают нам о наших грехах. В притче говорится, что царь стал считаться, когда восхотел; этим указывается на то, что мы всегда должны быть готовы предстать на суд Божий, потому что не знаем ни дня, ни часа своей смерти. На это же указывает и то, что должник приведен был к царю, а не сам пришел.
24. Наче́ншꙋ же є҆мꙋ̀ стѧза́тисѧ, приведо́ша є҆мꙋ̀ є҆ди́наго должника̀ тьмо́ю тала̑нтъ: | когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов |
Талант, это сумма, по одним, около 1800 р., а по другим, около 2500 р. сер., следовательно, десять тысяч талантов равняются нашим приблизительно 18 или25 миллионам. Здесь число это означает множество долга, неоплатность должника. И каждый из нас грешников пред правосудием Божием не есть ли неоплатный должник? Десять тысяч талантов не изображают ли наши грехи против 10-ти заповедей закона Божия? наши долги неблагодарности за все неисчислимые милости Божей к нам грешным? Чтобы человек ни сделал доброго, никогда не сделает больше того, что обязан был сделать по закону Божию; а грех все остается и останется навсегда грехом, долг останется долгом не вознаградимым ничем, уплатить долг греховный нет у нас ни возможности, ни средства (Димит. Херсонск.).
25. не и҆мꙋ́щꙋ же є҆мꙋ̀ возда́ти, повелѣ̀ и҆̀ госпо́дь є҆гѡ̀ прода́ти, и҆ женꙋ̀ є҆гѡ̀, и҆ ча̑да, и҆ всѧ̑, є҆ли̑ка и҆мѣ́ѧше, и҆ ѿда́ти. | а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить |
Приказал продать его. Так поступать с должниками предписано было законом Моисеевым (Лев. 25, 39, 47).
26. Па́дъ ᲂу҆̀бо ра́бъ то́й, кла́нѧшесѧ є҆мꙋ̀, глаго́лѧ: го́споди, потерпѝ на мнѣ̀, и҆ всѧ̑ тѝ возда́мъ. | тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу |
Потерпи на мне, и вся ти воздам (все тебе заплачу). В отношении к царю-заимодавцу это значит: дай мне отсрочку на некоторое время, чтобы справиться с делами и приготовить долг; но в отношении к Богу это не значит, чтобы грешник сам по себе мог уплатить Ему за свои грехи, а означает усиленную молитву грешника к Богу о прощении грехов. «Для неоплатного должника нет другого средства избавления, как прибегнуть к милосердию заимодавца; для безответного грешника нет другого прибежища кроме молитвы о помиловании» (Дим. Вол.). Господь И. Христос своими крестными страданиями удовлетворил правосудию Божию за грехи всего мира; живая вера во Христа Спасителя, сердечное раскаяние во грехах и усердная молитва даруют человеку-грешнику полное прощение и помилование. Несчастный должник обещает царю уплатить долг. Это указание на то, что грешнику для получения прощения грехов от Бога необходимо твердое намерение избегать впредь грехов.
27. Милосе́рдовавъ же госпо́дь раба̀ того̀, простѝ є҆го̀ и҆ до́лгъ ѿпꙋстѝ є҆мꙋ̀. | Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему |
Должник просил только об отсрочке долга, а царь, по своей доброте, не только отменил свое определение о продаже его самого и всей его собственности, но и совсем простил ему долг. В отношении к Богу это значит, что Бог так милостив, что, внемля молитве и раскаянию грешника, прощает ему все его грехи какие бы они ни были, и сколько бы их ни было.
28. И҆зше́дъ же ра́бъ то́й, ѡ҆брѣ́те є҆ди́наго (ѿ) клеврє́тъ свои́хъ, и҆́же бѣ̀ до́лженъ є҆мꙋ̀ сто́мъ пѣ̑нѧзь: и҆ є҆́мь є҆го̀ давлѧ́ше, глаго́лѧ: ѿда́ждь мѝ, и҆́мже (мѝ) є҆сѝ до́лженъ. | Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен |
29. Па́дъ ᲂу҆̀бо клевре́тъ є҆гѡ̀ на но́зѣ є҆гѡ̀, молѧ́ше є҆го̀, глаго́лѧ: потерпѝ на мнѣ̀, и҆ всѧ̑ возда́мъ тѝ. | Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе |
30. Ѻ҆́нъ же не хотѧ́ше, но ве́дъ всадѝ є҆го̀ въ темни́цꙋ, до́ндеже возда́стъ до́лжное. | Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга |
Стом пенязь (сто динариев), это на наши деньги около 20 рублей. Динарий римская монета, около 20 коп. Сто динариев или 20 руб. сумма, совершенно ничтожная сравнительно с 18 или 25 миллионами, какие должен был сам этот раб своему царю. Этим Господь показал, как ничтожны грехи людей друг против друга сравнительно с грехами против Бога. Схватив, душил его (емь его давляше). По римским законам заимодавец имел право подвергать истязанию и даже заключить в темницу своего должника до тех пор, пока отдаст долг (см. объясн. 25–26 ст. 5 гл.). Из сего поступка раба также видно, как люди бывают жестоки, сребролюбивы и забывчивы. «Не так ли поступаем и мы, вопрошает святит. Димитрий (Вол.), когда помилованные Отцем небесным во Христе Иисусе, оправданные туне благодатию Божиею от безмерного множества грехов наших пред Богом, гневаемся и злобствуем и за малые оскорбления, причиняемые собратом нашим, преследуем и язвим его всеми средствами и т. п.? Всади (посадил) его в темницу, т. е. за малый долг подверг своего должника тому же самому наказанию, на которое осужден был сам за огромнейший долг и от которого избавлен только по одному милосердию своего царя.
31. Ви́дѣвше же клевре́ти є҆гѡ̀ бы̑вшаѧ, сжа́лиша сѝ ѕѣлѡ̀ и҆ прише́дше сказа́ша господи́нꙋ своемꙋ̀ всѧ̑ бы̑вшаѧ. | Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее |
Даже и для самих людей бывает неприятно видеть жестокость одних к другим; каково же это для милосердого Бога? Товарищи (клеврети) ею рассказали о жестокости раба государю. Это обстоятельство в притче не имеет объяснения: Бог по Своему всеведению знает все несправедливости и обиды, причиняемые одним от других. Вообще (как уже замечено при объясн. 3 ст. 13 гл.), в притчах не должно объяснять каждую частность, но должно более смотреть на общую мысль притчи. Некоторые из толкователей (Дим. Вол.) разумеют под товарищами св. ангелов-хранителей наших, которые с болезнию и прискорбием видя жестокость нашу друг к другу, возвещают о том пред лицем Отца небесного.
32. Тогда̀ призва́въ є҆го̀ господи́нъ є҆гѡ̀, глаго́ла є҆мꙋ̀: ра́бе лꙋка́вый, ве́сь до́лгъ ѡ҆́нъ ѿпꙋсти́хъ тебѣ̀, поне́же ᲂу҆моли́лъ мѧ̀ є҆сѝ: | Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня |
33. не подоба́ше ли и҆ тебѣ̀ поми́ловати клевре́та твоего̀, ꙗ҆́коже и҆ а҆́зъ тѧ̀ поми́ловахъ; | ненадлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? |
34. И҆ прогнѣ́вавсѧ госпо́дь є҆гѡ̀, предадѐ є҆го̀ мꙋчи́телємъ, до́ндеже возда́стъ ве́сь до́лгъ сво́й. | И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга |
Злой (лукавый) раб. Так назвал царь раба, не простившего своего товарища, который должен был ему ничтожную сумму, около 20 руб., когда самому прощена такая огромная сумма, до 25 миллионов рублей. Предаде его мучителем (отдал его истязателям), как он сам поступил с своим должником. Это значит, что злые, не прощающие других, люди своею злобою удаляют от себя благость и милосердие Божие и потому будут наказаны преданы мучению в аду (чит. объясн. 24–25 ст. 5 гл.). И может ли человек раздражительный и любомстительный быть в царстве Божием, которое есть царство любви, мира и радости о Дусе Святе? (Дим.). «Когда ты питаешь злобу к своему ближнему, то знай, поучает один из пастырей, что питаешь ее к самому себе, а не к другому». Дондеже воздаст весь долг свой (пока не отдаст ему всего долга). Это значит навсегда, ибо он никогда не будет в состоянии заплатить своего долга (Злат, и Феоф.), указание на вечность адских мучений.
35. Та́кѡ и҆ ѻ҆ц҃ъ мо́й нбⷭ҇ный сотвори́тъ ва́мъ, а҆́ще не ѿпꙋститѐ кі́йждо бра́тꙋ своемꙋ̀ ѿ серде́цъ ва́шихъ прегрѣшє́нїѧ и҆́хъ. | Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его |
Здесь Господь выражает то, что означает сказанная Им притча. От сердец ваших (от сердца своего). Простить от сердца своего, значит простить не на словах только, не наружно, но и в сердце, искренно, от души, т. е. вести Себя в отношении к ближнему прощенному так, как будто и не было обиды от него (чит. объясн. 22 ст.). Не говорит здесь И. Христос о Боге Отце ваш, а Мой, ибо не достойно называться Богу Отцем столь злого и человеконенавистного раба.