Источник

Глава 19

Зач. 94. Господь в доме Закхея мытаря.

Читается в 32-ю неделю по Пятидесятнице.

Об этом обстоятельстве пишет в Евангелии только один св. Лука.

Лк.19:1. И вшéд прохождáше иерихóн.

Лк.19:2. И сé мýж нарицáемый закхéй, и сéй бе стáрей мытарéм, и тóй бе богáт:

(Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,)

Об Иерихоне чит. в объясн. 30 ст. 10 гл. Закхей – имя еврейское (1Ездр.2:9) и указывает на еврейское происхождение сего мытаря. Старей мытарем (начальник мытарей, т. е. сборщиков податей), – начальник над мытарями известного округа. Закхей был начальником над мытарями иерихонского округа. Иерихон во времена Христовы славился производством и большою торговлею бальзама, а потому должность иерихонского сборщика податей была более важною, и ему были подчинены другие, менее значительные, соседние сборщики (О мытарях чит. в объясн. 12 ст. 3 гл.). Бе богат (человек богатый). Из мытарей многие были богаты, как откупщики и сборщики податей. Еписк. Михаил замечает при этом: «не без цели, быть может, евангелист указывает, что Закхей был богат, так как мало богатых следовало за бедным Учителем Галилейским. Вероятно, богатство не удовлетворяло раскрывшихся духовных потребностей этого человека, и он искал чего-то другого, и – нашел Христа; богатство не вполне поглотило его душу, и – он нашел сокровище высшее».

Лк.19:3. и искáше ви́дети Иисýса, ктó éсть, и не можáше от нарóда, я́ко вóзрастом мáл бе:

Лк.19:4. и предитéк, возлезе на я́годичину, да ви́дит, я́ко хотя́ше ми́мо ея́ проити́.

(искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.)

Искаше (искал) видети Иисуса. Закхей слышал о Господе, как о великом учителе и чудотворце, и вот в нем загорелось желание видеть Его. И это желание было так сильно, что из своего дома он пришел туда, где проходил Христос; и когда, из-за множества окружавшего Господа народа и по причине своего малого роста, не мог видеть, Кого желал: то он, богатый человек, взлез на дерево, чтобы достигнуть своей цели. «Кто смотрит на Иисуса, замечает один из духовн. писателей, тот не может закосневать во грехах». Ягодичина или смоковница, это – дерево, с которого собирают плоды – смоквы или так называемые у нас винные ягоды.

Лк.19:5. И я́ко прии́де на место, воззрев Иисýс ви́де егó, и речé к немý: закхéе, потщáвся слези: днéсь бо в домý твоéм подобáет ми́ бы́ти.

Лк.19:6. И потщáвся слезе, и прия́т егó рáдуяся.

(Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.)

Воззрев (взглянув) Иисус, виде (увидел) его и. пр. «Какое кроткое Божественное лицо! восклицает один из пастырей (прот. Лебедев). Какие любвеобильные, говорящие прямо душе, взоры! Какая тихая, но проникающая в сердце, речь! И какое притом вышеестественное знание: Ему уже известны и имя, и дом, и все.» Господь, проходя мимо смоковницы, не мог не заметить Закхея, находившегося на дереве, но, как Всеведущий, Он видел его сердце – видел, что не любопытство влекло Закхея видеть Его, но Он видел духовное стремление его к Себе и готовность измениться нравственно, и потому высказал Свое желание быть в его доме. Господь назвал Закхея по имени: как Всеведущий, Он мог знать его имя, или и слышать оное произносимым в народе, видевшем Закхея в необычном положении – на дереве. Днесь в дому твоем подобает Ми быти (сегодня надобно Мне быть у тебя в доме). Несомненно, что Закхей не мог и думать, что великий Учитель и Чудотворец удостоит его такой чести, что посетит дом его: он только желал посмотреть на Него. И потому потщався слезе (поспешно слез с дерева) и прият Его радуяся (принял Господа с радостию). Св. Златоуст так поясняет слова в дому твоем, – не столько во внешнем, сколько во внутреннем или душевном его жилище. Желал видеть Господа царь Ирод Антипа (Лк.9:7, 9), но Господь не удостоил его этого; к Закхею же пришел в дом, что указывает на различные нравственные расположения, с какими и тот и другой желали видеть Господа.

Лк.19:7. И ви́девше вси́ роптáху, глагóлюще, я́ко ко грешну мýжу вни́де витáти.

(И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;)

Здесь слово все употреблено вместо многие, как оно употребляется иногда в Свящ. писании; так как, без сомнения, не роптали ученики Господа, которые бывали свидетелями милостей Его к считавшимся явными грешниками, например, к жене грешнице, помазавшей Eго миром в доме Симона фарисея (гл. 7:38), к мытарям в доме Матфея (Мф.9:10), когда тоже слышался ропот на Него, и т. п. Не роптали, конечно, также и другие, более знавшие Иисуса Христа, а, напротив, еще радовались. Роптали за то, что Он, Великий и Святой, зашел в дом мытаря, еще начальника мытарей, – человека, считавшегося грешником. Быть может, этот ропот возбуждали особенно фарисеи, которые не дозволяли себе никакого внешнего отношения к явным грешникам.

Лк.19:8. Стáв же закхéй речé ко Гóсподу: сé пóл имения моегó, Гóсподи, дáм ни́щым: и áще когó чи́м оби́дех, возвращý четвери́цею.

(Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.)

Роптали на Господа, что Он зашел к грешному человеку, а между тем не видели, что в душе Закхея совершилось перерождение: что он сознает, что совесть его нечиста в способах приобретения имущества, и решается загладить этот грех добрым делом. Закон еврейский требовал (Числ.5:6, 7), чтобы уличенный вор возвратил украденное с добавкою пятой части стоимости украденного, а Закхей обещает сделать несравненно более – обещает половину своего имения раздать нищим, мало того, обещает вознаградить вчетверо обиженных им. Так Закхей не только сознает свои грехи, но и обещается загладить их добром, и этим обнаруживает свое истинное раскаяние. Потому Господь и высказывает ему и прощение, и спасение. «Смотри на чудо, поучает св. Златоуст. Еще не учился (Закхей), и повинуется; еще не слышал наставления, а исполняет: ибо Спаситель ничего еще не заповедал о милостыне и о любви к бедным, но молча просвещал. Как солнце, вливаясь лучами в дом, вносит свет, так Спаситель лучами правды прогнал тьму нечестия. Вот как украсил Закхей свой дом для пришествия Христова, продолжает св. же Златоуст, – украсил тем, что всего приятнее Христу: половину имения моего я отдам нищим и пр. Украсим так и мы наши домы, чтобы удостоиться нам принять Христа. Господь для добродетели обитателя не гнушается входить в самые худшие хижины, но в домы нечестивых никогда не войдет, хотя бы они устланы были золотыми коврами. Совлечемся и мы грехов, подобно Закхею. Ибо, как в болезнях и ранах, если прежде не остановить истечения, напрасно будешь прикладывать врачебные средства; так и мы, если не удержимся от корыстолюбия, хотя бы и милостыню подавали, ничего не сделаем доброго. Корыстолюбие все портит и обращает в худшее.» «Закхей обещается отдать нищим только половину своего имения, а не все, замечает один из пастырей (прот. Лебедев). Это показывает, что богатство не мешает нам в деле спасения.

Лк.19:9. Речé же к немý Иисýс: я́ко днéсь спасéние дóму семý бы́сть, Занé и сéй сы́н Авраáмль éсть:

(Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,)

Днесь спасение дому сему бысть (ныне пришло спасение дому сему) и пр., т. е. ныне душе Закхея и всему его семейству даруется отпущение грехов и с этим наследие царства небесного; потому что он оказался совершенно другим человеком, а не таким, каким считал его народ – он явил такие качества: веру и святость, какими отличался патриарх Авраам, почему Господь и называет его сыном Авраамовым. «Если бы и не был Закхей по плоти сыном Авраама, замечает один из духовн. писателей, то теперь, когда обратился ко Христу, по нраву и делам соделался и познан был с большим правом сыном Авраамовым, чем кто другой, происшедший от чресл Авраама (Астерий).

Лк.19:10. прии́де бо Сы́н человечь взыскáти и спасти́ поги́бшаго.

(ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.)

Этими словами, как равно и предшествующими: ныне пришло спасение дому сему и пр. Господь обличает роптавших на Него за посещение Закхея. «Закхей вовсе не таков, каким его считают, как бы так говорил Господь народу. Притом же Я пришел на землю взыскать и спасти не праведников – их нечего взыскивать и спасать, – но погибающих грешников». Эти самые слова были сказаны Господом у еванг. Матфея в притче об овце заблудшей (Мф.18:11). Сын человеческий – Он, Христос (чит. в объясн. 24 ст. 5 гл.).

Зач. 95. Притча о минах.

Читается в пяток 27-й недели по Пятидесятнице.

Лк.19:11. Слы́шащым же и́м сия́, прилóжь речé при́тчу, Занé бли́з емý бы́ти Иерусали́ма, и мня́ху, я́ко áбие цáрство Бóжие хóщет яви́тися.

(Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.)

Приложь рече (присовокупил Иисус Христос) притчу и пр. Притча эта была о минах. Мина, это – сумма, по еврейскому счету, в 150 руб. Она заключала в себе 100 сиклей. Притчу о минах предложил Господь в доме Закхея, начальника мытарей. Евангелист указывает на причину, по которой Господь предложил ее и из которой виден самый смысл притчи. Иисус Христос находился близ Иерусалима, за Ним следовало множество народа. Ученики Его принимали Его за Мессию, но имели неправильное понятие о Его царстве: они ожидали, что Господь освободит иудеев от ненавистного им римского ига и, покорив Своей власти прочие народы, оснует могущественное царство; в этом царстве сделает иудеев господствующим народом, а всех язычников подданными их. Ожидали этого царства скоро, как только Господь вступит в Иерусалим с царственным величием. Чтобы рассеять это заблуждение, Господь, находясь близ Иерусалима, произносит притчу о минах. Притча взята из современных почти событий, которые еще живо могли храниться в памяти и тем помогали понимать смысл ее (чит. дал.); основная же мысль этой притчи сходна с основною мыслию притчи о талантах в Евангелии от Матфея (Мф.25:14, 28. Мих.).

Лк.19:12. Речé ýбо: человек некий добрá рóда и́де на странý далéче, прия́ти себе цáрство и возврати́тися.

(Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;)

Человек некий добра (высокого – царского) рода и пр. Человек этот имел право на царство, но для того, чтобы получить утверждение в царском достоинстве, должен был отправиться в дальнюю страну к высшей власти. По всей вероятности, образ взят от положения царской власти в Иудее во времена Христовы. Иудея лет за 60 до Рождества Христова была покорена римлянами, но ею управляли иудейские цари, которые, для утверждения в царском достоинстве, должны были отправляться в Рим и там от императора получать это утверждение. Так делали Архелай и Ирод Антипа, дети Ирода Великого. Это все было на глазах современников – слушателей Господа. Таким образом в притче под человеком высокого рода разумеется Сам Господь Иисус Христос, Спаситель мира (Вас. Вел., Мих.); под отправлением царя в дальнюю сторону, чтобы получить себе царство, разумеются сначала страдания и смерть Иисуса Христа, и затем, после воскресения Его, вознесение на небо, для получения власти над всем небесным, земным и преисподним, в образе человеческом, хотя, как Бог, Он всегда имел сию власть. Под отшествием царя разумеется еще время нашей человеческой жизни до смерти, когда мы должны подвизаться для спасения своей души, и – вместе долготерпение Божие к нам грешным.

Лк.19:13. Призвáв же дéсять рáб свои́х, дадé и́м дéсять мнáс, и речé к ни́м: кýплю дейте, дóндеже приидý.

(призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.)

Десять раб и десять мнас (мин). Это число не есть определяющее известное количество рабов и мнас. Здесь определенное число десять употреблено вместо неопределенного. Рабы, это – ученики и последователи Христовы, верующие во Христа Спасителя люди; мины, – это разнообразные духовные дарования Божии последователям Христовым, как-то: дары Св. Духа, освящающие и спасающие, Евангелие и таинства, а равно и внешние дары и блага, как-то: здоровье, силы, средства к жизни, то или другое положение в обществе, каковые все они должны употреблять во славу Божию, на пользу себе и другим, и чрез то как бы умножать эти дарования Божии (Злат, и Филар.). Напр., кто преуспевает в благочестивой жизни, кто, имея здоровье, честным трудом пропитывает себя с семейством; имея богатство, помогает бедным; занимая известную должность, проходить ее честно и полезно для общества: – те все употребляют во славу Божию и на пользу себе и другим данные им от Бога дары, и чрез это как бы умножают их. Блаженный Феофилакт рассуждает: «удвояет данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но и старается быть полезным и для других». Это и значит, по Евангелию, куплю деять посредством мин или употреблять их в оборот. У еванг. Матфея сказано, что одному рабу дано было пять талантов (талант – сумма в 2500 р.), другому два и третьему один. Это значит, что дарами духовными и внешними Господь наделяет одних в большей, других в меньшей мере, т. е. каждого столько, сколько нужно: потому что Бог знает, кто какие из даров и сколько может употребить на пользу. Напр., кто не способен стоять на высоте общественного служения, того Бог не поставляет так, и он может быть полезным на низшей степени; кто не сумеет употребить богатство во благо, того не наделяет Господь им, и т. п.

Лк.19:14. И грáждане егó ненави́дяху егó, и послáша послы́ вслед егó, глагóлюще: не хóщем семý, да цáрствует над нáми.

(Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.)

Это обстоятельство притчи заимствовано Господом из недавнего в Его время случая с Архелаем, сыном царя Ирода. Иудеи не любили его и не желали, чтобы он царствовал у них; поэтому, когда Архелай отправился в Рим, чтобы получить утверждение в царской власти, они послали туда посольство с просьбою не утверждать Архелая; только это было напрасно (Иос. Фл.). В отношении к Иисусу Христу это обстоятельство имеет следующий смысл: иудейский народ отверг Иисуса Христа, своего Мессию, но напрасно. Он остался Царем и Судиею их и всего мира, Который потребует отчета от Своих рабов и накажет всех тех, которые отвергли Его, не уверовали в Него (Мих.). «Кто эти послы, говорит св. Василий Вел., как не виновники смерти Спасителя, думавшие, что крестом пресекут царствование Его над миром?» Здесь также разумеются и все люди, слушающие проповедь Христова учения, но не принимающие его, не верующие в Господа.

Лк.19:15. И бы́сть егдá возврати́ся прии́м цáрство, речé пригласи́ти рабы́ ты́я, и́мже дадé сребрó, да увесть, каковý кýплю сýть сотвори́ли.

(И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.)

Под возвращением царя и требованием отчета от рабов разумеется суд Господа над людьми. У еванг. Матфея сказано, что царь возвратился по Долгом времени. Этим указывается на большую или меньшую продолжительность нашей жизни, и в частности на то, что второе пришествие Христово будет не так скоро, как предполагали было Апостолы (Мф.24:3). Да увесть, какову куплю суть сотворили (чтобы узнать, кто что приобрел), т. е. Царь Господь потребует отчета в том, как употреблены данные от Него нам дары, чтобы сообразно с тем наградить или наказать нас.

Лк.19:16. Прии́де же пéрвый, глагóля: гóсподи, мнáс твоя́ придела дéсять мнáс.

Лк.19:17. И речé емý: блáго, рáбе дóбрый: я́ко о мáле верен бы́л еси́, бýди о́бласть имея над десятию́ градóв.

Лк.19:18. И прии́де вторы́й, глагóля: гóсподи, мнáс твоя́ сотвори́ пя́ть мнáс.

Лк.19:19. Речé же и томý: и ты́ бýди над пятию́ градóв.

(Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.)

Мнас (мина) твоя придела (принесла) десять или пять (18 ст.) мнас. Это значит, что человек полученные дары Божии старался употреблять в дело – на славу Божию, на пользу себе и другим, и употреблять в большей или меньшей мере. Буди область имея (возьми в управление) над десятию (ст. 17) или пятию (ст. 19) градов. У еванг. Матфея в притче о талантах сказано: над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Это – образ награды за доброе употребление Божиих даров в царстве Христовом (Рим.8:17). Над десятью, пятью городами. Это значит, что награда будет соответствовать трудам и подвигам, – для одних большая, для других меньшая по мере добродетелей.

Лк.19:20. И другий прии́де, глагóля: гóсподи, сé мнáс твоя́, ю́же имех положéну во убрýсе:

(Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,)

У еванг. Матфея, скрыл талант твой в земле. Это значит, что человек был небрежен в угождении Богу, служении на пользу ближнему и в деле спасения своей души, не употреблял для сей цели данных ему от Бога даров или же злоупотреблял ими, напр., предавался лишь земным делам и мирским удовольствиям (Блаж. Иерон.). Господь дает богатство человеку не для того, чтобы он берег его у себя, или злоупотреблял им, но для того, чтобы благотворил ближним и чрез то умножал славу Божию; не затем Господь дает ум, дар слова, силы и способности телесные и душевные, чтобы человек ничего не делал, а для того, чтобы все это употреблял на пользу ближним, во славу Божию и во спасение себе, и чрез то еще более укреплял эти дары Божии в самом себе. Наши ближние и есть торжники, умножающие наши таланты; лихва – это их добрые дела, по нашему научению сделанные, их благодарение Господу за то доброе, которое они чрез нас получили, их и наше чрез них, по их молитвам, вечное спасение (Тр. Л.). Ленивый раб изображает собою грешников, а что он (ст. 21) извинял себя, и не сознавался и не просил прощения, это означает упорство и нераскаянность иных из грешников.

Лк.19:21. боя́хся бо тебé, я́ко человек я́р еси́, взéмлеши, егóже не положи́л еси́, и жнéши, егóже не сеял еси́.

Лк.19:22. Глагóла же емý: от ýст твои́х суждý ти, лукáвый рáбе: ведел еси́, я́ко áз человек я́р éсмь, взéмлю, егóже не положи́х, и жнý, егóже не сеях:

Лк.19:23. и почтó не вдáл еси́ моегó сребрá купцéм, и áз пришéд с ли́хвою истязáл бы́х é?

(ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?)

Тут заключаются слова, которыми оправдывал себя ленивый раб, и слова, которыми господин осудил его за леность и нерадение. Ленивый раб изображает собою грешников. Я боялся тебя, потому что ты человек жестокий и пр. Как господин осудил ленивого раба его собственными словами, так Господь осудит грешников их же словами. Ты знал, т. е. думал, что Я действительно таков – беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; то хотя не из любви к добру и ко Мне, а из страха, отдал бы серебро Мое в оборот, чтобы Я, пришедши, получил его с прибылью, т. е. не следовало бы тебе скрывать Моих даров, а следовало бы позаботиться о приумножении их. Отдать сребро в оборот, по Матфею, отдать торгующим значит, что, если рабу самому собственною деятельностию лень было приумножить полученное серебро, то, по крайней мере, отдал бы он его за известные проценты торгующим, и капитал все-таки умножился бы, т. е. позаботился, потрудился бы, сколько возможно. Это значит: никто и ничем не может оправдываться в том, что будто бы не мог ничего сделать во славу Божию и для пользы ближнего и своей собственной. Кто слаб силами, тот более молись, и Бог даст помощь; неведущий учись у разумного и опытного; подчиненный повинуйся властям; бедный служи другим, молись за них, и т. п.

Лк.19:24. И предстоя́щым речé: возми́те от негó мнáс, и дади́те имýщему дéсять мнáс.

Лк.19:25. И реша емý: гóсподи, и́мать дéсять мнáс.

Лк.19:26. Глагóлю бо вáм, я́ко вся́кому имýщему дáстся: а от неимýщаго, и éже и́мать, отъи́мется от негó:

(И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;)

Это значит, что кто заботится о добром употреблении даров Божиих, у того более умножаются самые дары, напр., кто учится усердно, тот более развивает свои способности и приобретает познания, и наоборот: кто ленится, тот притупляет способности, забывает и то, что узнал было. Кто из богатых усердно помогает бедным, у того богатство не оскудевает, но еще умножается, а скупые в отношении к бедным, тратя богатство на собственные прихоти и удовольствия, беднеют. Кто воздержен, тот здоров и живет долго; а невоздержный болеет и рано умирает. У еванг. Матфея здесь прибавлено: сего негодного раба выбросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов. Тьмою внешнею здесь называется ад (Чит. об этом в объясн. 28 ст. 13 гл.).

Лк.19:27. обáче враги́ моя́ о́ны, и́же не восхотеша менé, да цáрь бы́х бы́л над ни́ми, приведи́те семо и изсецы́те предо мнóю.

(врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.)

Это – указание на строгое осуждение тех, которые отвергли и отвергают Иисуса Христа, каковое исполнилось отчасти в отвержении самих иудеев и разрушении Иерусалима, частию исполняется по смерти каждого на частном суде Божием над его душою, окончательно же исполнится на страшном суде Христовом при втором Его пришествии (Мих.).

Зач. 96. Вход Господа в Иерусалим и плач Его об Иерусалиме.

Читается в понедельник сырной недели.

Повествование о торжественном входе Господа в Иерусалим и о плаче Его об этом городе передают и св. Евангелисты Матфей (Мф.21:1, 10) и Марк (Мк.11:1–10). Еванг. Лука передает об этом событии совершенно согласно с ними, но только с тою разницею, что опускает некоторые черты, имеющиеся в их сказаниях, и приводит такие, которых нет у них.

Лк.19:28. И сия́ рéк, идя́ше преди́, восходя́ во Иерусали́м.

Лк.19:29. И бы́сть я́ко прибли́жися в Вифсфагию и Вифáнию, к горе нарицáемей Елеóн, послá двá учени́к свои́х,

(Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,)

Вифсфагия и Вифания, это – два селения, находившиеся близ Иерусалима. Вифсфагия значит дом смокв. Такое название селения, вероятно, произошло от множества произраставших тут смокв. В Вифании жил с сестрами Марфою и Мариею Лазарь, друг Господа, которого Он воскресил из мертвых (Ин.11). Гора Елеонская иначе называлась Масличною, так как греческое слово елей значит масло. Так называлась гора оттого, что на ней произрастало множество масличных деревьев, из плодов которых добывалось так называемое ныне прованское (лучший сорт) и деревянное масло (елей). Она лежит с восточной стороны от Иерусалима и отделялась от него потоком или ручьем Кедроном или Кедронсним. На западном склоне горы Елеонской к Иерусалиму находился сад, называемый Гефсиманиею или Гефсиманским. На восточном же склоне ея лежали селения Вифсфагия и Вифания. Гора Елеонская довольно высока, так что с нее виден весь Иерусалим. Посла два ученик (послал двух учеников). Толкователи полагают, что это были Петр и Иоанн.

Лк.19:30. глагóля: иди́та в пря́мную вéсь: [и] в ню́же входя́ща обря́щета жребя́ привя́зано, на нéже никтóже николи́же от человек вседе: отрешша é приведи́та.

Лк.19:31. И áще ктó вы́ вопрошáет: почтó отрешáета, си́це рцы́та емý, я́ко Госпóдь егó трéбует.

(сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.)

В прямную весь (в противолежащее селение). Это селение было, по всей вероятности, Вифания. Обрящета жребя привязано (найдете молодого осла привязанного). На востоке, где жил Господь, осел, мул и верблюд были, как продолжается и теперь, самыми употребительными животными в хозяйстве и в путешествиях: так как там было мало коней, и они употреблялись почти только для войны. Таким образом царю или вождю сесть на коня было знаком войны, а на мула или осла знаком мира, и в мирное время цари и вожди ездили на мулах и ослах (3Цар.1:33). Таким образом и вшествие Спасителя в Иерусалим на осле было знаком мира, как предсказано было пророком: Царь твой грядет к тебе кроток (Чис. ст. 5; Зах.9:9). С другой стороны скромное, – не так как обыкновенно шествовали цари, на колесницах, в царских украшениях, окруженные воинами, – шествие Господа указывало, что царство Его не от мира сего, и в этом шествии не заключалось ничего противного римскому владычеству в Иудее, и потому-то оно и осталось незамеченным у римских властителей. На негоже никтоже николиже от человек вседе (на которого никто никогда не садился), т. е. осел еще не был выезжан, не носил на себе ярма. При особенно важных случаях употреблялись именно такие животные (Чис.19:22; 1Цар.6:7). С другой стороны, это обстоятельство имело свое значение (чит. ниже).

Лк.19:32. Шéдша же пóсланная обретóста, я́коже речé и́ма.

Лк.19:33. Отрешáющема же и́ма жребя́, рекóша госпóдие егó к ни́ма: чтó отрешáета жребя́?

Лк.19:34. О́на же рекóста, я́ко Госпóдь егó трéбует.

(Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу.)

Это обстоятельство прямо свидетельствовало о Божестве Господа. Тут Апостолы могли видеть и Его всеведение, и Его всемогущество. Св. Златоуст так рассуждает относительно сего обстоятельства: «Что заставило сих бедных людей, быть может, земледельцев, без всякого противоречия, отдать свою собственность? И что я говорю: без противоречия. Нет, даже и не спрашивая, или и спросив, но услышав, что Господь требует, замолчать и уступить? То и другое равно удивительно, тем более, что они не видели Его Самого, а только учеников Его. Сим Иисус Христос дает разуметь, что Он мог воспрепятствовать жестоковыйным иудеям, когда они пришли схватить Его, и сделать их безгласными, но только не захотел сего. С другой стороны Он поучает этим учеников и всякого без противоречия жертвовать всем, чего бы Он ни потребовал, даже душою своею.»

Лк.19:35. И приведóста é ко Иисýсови: и возвéргше ри́зы своя́ на жребя́, всади́ша Иисýса.

Лк.19:36. Идýщу же емý, постилáху ри́зы своя́ по пути́.

(И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.)

Возвергше ризы своя на жребя (накинув одежды свои на осленка). Это сделали Апостолы в знак особенного почтения к Иисусу Христу (4Цар.9:13). Такое же значение имело и то, что народ, видя шествие Христово, постилал ризы (постилали одежды) своя по пути. По Евангелиям Матфея и Марка, еще другие резали ветви с дерев пальмы, оливковых и других, которыми была обсажена дорога, и постилали по пути. Бросать цветы и древесные ветви по пути было обычаем при въезде в город царей и победителей. Так встречены были в Иерусалиме, как повествует еврейский историк Флавий, Александр Македонский и Ирод Антипа.

Зачало 97.

Лк.19:37. Приближáющужеся емý ужé [áбие] к низхождéнию горе Елеóнстей, начáша всé мнóжество учени́к рáдующеся хвали́ти Бóга глáсом вéлиим о всех си́лах, я́же ви́деша,

Лк.19:38. глагóлюще: благословéн гряды́й Цáрь во и́мя Госпóдне: ми́р на небеси́, и слáва в вы́шних.

(А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!)

Приближающужеся Ему (И. X). уже к нисхождению горе Елеонстей (когда Он приближался к спуску с горы Елеонской). С этой стороны особенно был прекрасен вид на Иерусалим, и потому при виде сего города и вместе великого Чудотворца, торжественно вступающего в него, тут особенно усилился народный восторг. Начаша все множество ученик радующеся, хвалити (славить) Бога гласом велиим (велегласно) о всех силах, яже видеша (за все чудеса, какие видели), т. е. народ представил себе те чудеса Христовы, свидетелем которых он был недавно, каковы напр, исцеление Иерихонских слепцов (Лк.18:35) и воскрешение Лазаря (Ин.12), и это вызвало в нем чувство особенного восторга. Грядый во имя Господне, т. е. особенный посланник Божий (чит. о сем выше). Мир на небеси, – мир не в смысле тишины и спокойствия, каковые всегда царствуют на небесах, а в смысле торжества, радости. По Матфею и Марку, народ восклицал: Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее Царство во имя Господа, отца нашего Давида! Осанна в вышних! Осанна Сыну Давидову и пр. Слово осанна, собственно значит спаси, дай спасение. Это слово обыкновенно восклицали иудеи в знак радости при торжественных случаях, особенно при празднествах. Оно подобно нашему восклицанию: «Ура!» при виде царя. Осанна Сыну Давидову, т. е. Мессии (Мф.1:1). Этими словами иудеи изъявляли свою радость и благожелание Иисусу Христу. Вообще они встречали Господа, как Мессию, как царя, который, думали, входит в Иерусалим, чтобы воцариться, и тем восстановить царство Давидово. Этим и объясняются все, возданные Ему при входе, царские почести. Грядущий (грядый) во имя Господа, т. е. особенный посланник Божий, представляющий собою Самого пославшего Бога (Ин.5:43). В вышних, т. е. на небе. Осанна, слава в вышних. Это значит: клик радости да будет слышен не только на земле, но и на небе, в обиталище Божием и Ангелов. Всеобщий восторг еще более усилился, когда Господь вошел в Иерусалим, столичный город, – в это время потрясен (пришел в движение) весь град, как выражается еванг. Матфей. Господь ведал, что эта народная радость возбуждена несбыточными надеждами видеть в Нем земного царя; но важно то, что народ видимо теперь, в лице Его, признал обетованного Мессию, а потому и не препятствовал этому искреннему излиянию радостных чувств (Тр. Л.). У еван. Матфея здесь прибавлен: все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: скажите дщери Сионовой, се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка и проч., т. е. это торжественное вшествие Господа в Иерусалим не случайно произошло, но по божественному устроению, во исполнение предсказания пророка Захарии, за 400 слишком лет (Зах.9:9). Скажите дщери Сионовой. Эти слова прибавлены к пророчеству Захарии из книги пророка Исаии (Ис.62:11). Дщерью Сиона здесь назван город Иерусалим. На восточном языке нередко назывались города дщерию или девою, для выражения их красоты (Пс.47:12; Ис.1:8, 47:1). Кроткий, т. е. мирный, невоинственный. Сидя на ослице и на молодом осле. Еписк. Михаил так толкует это изречение: «Господь воссел собственно на молодого осла, как повествуется здесь у евангелиста Луки, и также у Марка, а ослица вероятно шла рядом; но по восточному словоупотреблению, Он ехал как бы на обоих, и в этом исполнилось пророчество Захарии.» Самому же шествию Спасителя на осле св. Златоуст придает следующее значение: ...Воссев на осля, Господь исполнил пророчество Захарии, и в то же время дал другое пророчество. Чрез осленка означается церковь и народ новый, т. е. язычники, который некогда был нечист, но после того, как воссел на нем Иисус Христос (т. е. когда язычники уверовали во Христа), сделался чистым. Ученики отвязывают подъяремников, и иудеи и мы призваны и введены в новозаветную церковь чрез Апостолов. Как никто не препятствовал Апостолам, когда они повели животных; так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они их уловляли.» Осленок, вовсе необученый и незнавший еще узды, не помчался быстро, но шел тихо и спокойно; это выражало покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни. «Жребя необученное означает язычников, не укрощенных учением, не знающих закона, толкует митрополит Филарет. Апостолы беспрепятственно берут жребя и осля; так они, несмотря на препятствия, покорят царствию Христову иудеев и язычников. Господь восседает на жребя, осля за ним последует; так сперва покоряются царствию Христову большею частию язычники, а когда предопределенные из язычников войдут в полноту церкви, тогда и оставшиеся иудеи обратятся и настигнут их. Необученное жребя благочинно несет на себе Царя Христа; так невежественные и своевольные прежде, язычники вскоре образуются учением и заповедями Христовыми. Ризы постилают Господу Царю; так современные последователи Христовы все свое отдают Ему.»

Относительно торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим св. Златоуст замечает: «Часто и прежде сего Иисус Христос входил в Иерусалим, но никогда не входил с такою славою. Почему же так? Потому что тогда было еще начало строительства Его, и Сам Он не был столько известен, притом и время страданий еще не было близко.»

Лк.19:39. И нецыи фарисéе от нарóда реша к немý: учи́телю, запрети́ ученикóм твои́м.

(И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.)

Фарисеи, это – народные учители; они были врагами Христовыми (О них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.). Запрети учеником своим – потому что как бы торжество в честь Тебя не обратило внимание римлян, так как оно может быть подозрительным для них. Вытекая по-видимому из участия ко Христу за Его безопасность, это требование содержало в себе упрек, угрозу, так как на самом деле основывалось не на любви к Господу, а на зависти и злобе (Мих.). Теперь враги Христовы особенно завидовали Ему и злобились на Него, когда видели такую торжественную встречу Ему от народа при входе в Иерусалим.

Лк.19:40. И отвещáв речé и́м: глагóлю вáм, я́ко, áще сии умолчáт, кáмение возопиéт.

(Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.)

Камни возопиют. Это – народное присловие, означающее, что бывают такие случаи в жизни народа, когда нельзя заставить его замолчать, и если бы он замолчал по насилию или принужденно, то неодушевленные предметы обличили бы его; так как при воззрении на них каждый вспомнил бы об таких случаях. Так ответил Иисус Христос злым и завистливым фарисеям. Вероятно, Он указывал при этом на камни храма, которые должны напоминать всякому, что Мессия, по пророчеству (Агг.2:6, 9), должен был явиться в этом храме, как Господь и Сын Божий. Самые камни храма при своем безмолвии прославили бы вшествие Господа во храм, если бы люди не прославили (Мих.).

Лк.19:41. И я́ко прибли́жися, ви́дев грáд, плáкася о нéм,

Лк.19:42. глагóля: я́ко áще бы разумел и ты́, в дéнь сéй твóй, éже к смирéнию твоемý: ны́не же скры́ся от óчию твоéю:

Лк.19:43. я́ко прии́дут дние на тя́, и обложáт врази́ твои́ острóг о тебе, и обы́дут тя́, и объи́мут тя́ отвсю́ду,

Лк.19:44. и разбию́т тя́ и чáда твоя́ в тебе, и не остáвят кáмень на кáмени в тебе: понéже не разумел еси́ врéмене посещéния твоегó.

(И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за тó, что ты не узнал времени посещения твоего.)

Видев град (Иерусалим, Иисус Христос) плакася (заплакал) о нем. Об этом обстоятельстве повествует из евангелистов только св. Лука.

Проникнутый до глубины души грядущими бедствиями, долженствующими разразиться первее всего над Иерусалимом, Спаситель воскликнул: О, если бы и ты хотя в сей день твой, т. е. благоприятствующий тебе, узнал (понял), что служит к миру (благосостоянию) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (яко аще бы разумел и ты в день сей твой, еже к смирению твоему: ныне же скрыся от очию твоею). И вот придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя и стеснят тебя ото всюду и разорят тебя до основания, и побиют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего Бога (яко приидут дние на тя... посещения твоего)! Увы! на этом самом месте, где Спаситель произносил эти слова, чрез 38 лет после сего римляне построили окопы и со всех сторон окружили Иерусалим высоким валом, так что нельзя было ни войти в него, ни выйти из него, и разрушили его до основания, причем погибло множество не только взрослых иудеев, но и детей их. Вот как пишет по поводу плача Господа об Иерусалиме один из пастырей (свящ. Некрасов). «Мог ли не плакать Тот, Кто пришел спасти погибшее? Пред Ним Иерусалим, тот Иерусалим, о котором Он прежде сказал: невозможно есть погибнути пророку кроме Иерусалима (Лк.13:33). И так вот это гнездо фарисеев, избивших пророков и камнем побивших посланных к ним! Вот храм, но это уже не дом молитвы, а вертеп разбойников! Вот домы первосвященников, где так безнаказанно осудят Его, и поругаются Ему и осмеют Его! Вот претория Пилата, где, признавши Его невинным, предадут на бичевание и затем на пропятие! Вот те улицы, где Он падет под тяжестью креста! А вот, наконец, за городом виднеется Голгофа с своим великим крестом! Но не собственная участь занимает нашего Господа, не о Себе Он плачет, а о Иерусалиме и детях его. О! если бы эти безмерные страдания послужили во спасение всем людям, и первее, иудеям, сродникам Его по плоти! Но этого не будет! Пред Сердцеведцем будущее – как настоящее: Он знает, что вместо настоящего: осанна! этот же самый народ неистово будет кричать: распни, распни Его! Он видит, как этот, некогда возлюбленный, народ отвергается Богом, как римские войска осаждают этот самый ликующий теперь, Иерусалим, как рушатся стены города; горит храм, сотни тысяч иудеев избиваются мечем, другие сотни тысяч отводятся в плен в рудники, и весь Израиль, как пыль ветром, рассеевается по лицу вселенной и становится притчей и поношением для всех народов, – видит, и слезы невольно катятся из божественных очей Его. Увы! печальна участь христоубийственного народа на сей земле. Что же ждет его на страшном суде? Но и этого мало. Взорам Господа представляется будущая история церкви Его. Ах, сколько и там печального! Сколько христиан своим поведением бесчестят Его святое имя! Сколько христиан своими грехами вторично распинают Сына Божия! Как часто честолюбие первосвященников и книжников раздирает церковь Христову! Как часто гордость Пилатова попирает все святое на земле! Мог ли при сем не плакать Тот, Кто пришел пострадать и умереть за спасение рода человеческого»? (Сборн. Барс.).

Зачало 98. Очищение храма и замыслы врагов Иисуса Христа.

Читается во вторник 28 недели по Пятидесятнице.

Об обстоятельстве очищения храма Господом повествуют и свв. евангелисты Матфей (Мф.21:12–13) и Марк (Мк.11:15–17). Св. Лука повествует о сем совершенно согласно с ними, но только короче.

Лк.19:45. И вшéд в цéрковь, начáт изгони́ти продаю́щыя в нéй и купýющыя,

(И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,)

В церковь (храм). О храме чит. в объяснении 9 ст. 1 гл. Третья часть храма двор, разделялась на двор Израильтян – мужей, двор жен и двор язычников. В этом-то последнем дворе была допущена торговля предметами, употребляемыми при жертвоприношении, – торговля напр., жертвенными животными, ладаном, маслом, мукою, вином, быть может, и другими предметами, не необходимыми при Богослужении. При торговле, конечно, неизбежны были неуместные в здании храма шум, толкотня, споры и т. п. Потому-то Господь и выгнал отсюда всех продающих и покупающих. У еванг. Матфея и Марка сказано еще, что при этом Господь столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул. Опрокинул столы меновщиков. Закон иудейский требовал, чтобы иудеи платили подать на храм своею еврейскою монетою (Исх.30:11, 16); между тем во времена Иисуса Христа, когда они находились под властью римлян, была в употреблении монета и народная еврейская, и римская, и прежних времен греческая. Потому для обмена монет греческих и римских на еврейские и для размена вообще, устроены были в храме, во дворе язычников, особые места и столы. Конечно, – мена денег, как равно и торговля допущены были для удобства богомольцев храма, но это было неуместно, несогласно с святостию храма. Подобный случай изгнания торговцев из храма Иисусом Христом был, как описывает евангелист Иоанн, в первый год Его проповеди (Ин.2:14, 16). Опрокинул скамьи продающих голубей. Голубей, обыкновенно, много приносилось в жертву. Конечно, трудно было иудеям, приходившим особенно из дальних стран, нести с собою и голубей. Отсюда и произошла торговля голубями в храме. «Господь выгнал торгующих, замечает митр. Филарет, показывая тем отменение жертв. Он этим предсказал, что нет более нужды в жертвоприношении или заклании животных, но нужно молиться».

Лк.19:46. глагóля и́м: пи́сано éсть: дóм мóй дóм моли́твы éсть: вы́ же сотвори́сте егó пещéру разбóйником.

(говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.)

Писано есть: дом мой, дом молитвы и пр. Это написано у пророков Исаии и Иеремии – у Исаии: дом мой, дом молитвы наречется всем языком (Ис.56:7); у Иеремии: еда вертеп разбойником есть дом Мой (Иер.17:11)? Вы же сотвористе (сделали) его пещеру (вертепом) разбойником, – т. е. по шуму, толкотне и пр. «Вы слышали Самого Бога, объявляющего вам, что храм есть дом Божий, – поучает митрополит Филарет. Подумайте же об этом, стоящии в храме Господнем, во дворех дому Богу нашего!.. Корыстолюбие и мирское дело в храме превратило его в пещеру разбойников. А как всякая страсть гнусна пред очами Божиими, всякое житейское попечение недостойно дома Божия; то подумай, посетитель святого храма Божия: как ты его посещаешь и что из него делаешь своим посещением?» У еванг. Матфея говорится, что Иисус Христос в храме исцелил многих слепых и хромых, и что тут дети, подражая старшим, тоже прославляли Господа, восклицая: осанна Сыну Давидову! на что враги Христовы вознегодовали, но Господь сказал им: разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Пс.8:3)? Т. е. Господь указывает Своим врагам на пророчество, сказанное за 1000 лет царем Давидом, и тем поражает их. Разве вы никогда не читали и пр., т. е. разве вы не понимаете, что говорит псалмопевец о детях, и что они поют хвалу Богу? Они в своей младенческой простоте признают Меня за Мессию – не вразумляют ли они этим вас, престарелых? Св. Златоуст, толкуя сии слова Христовы, замечает, что эти, хвалящие Христа, дети знаменуют язычников, которые прежде немотствовали, потом стали вещать великие истины, приняв веру во Христа, и утешают апостолов, что Господь, Который научил отроков прославлять Его, сделает и их красноречивыми.

Лк.19:47. И бе учя́ по вся́ дни́ в цéркви. Архиерéе же и кни́жницы искáху егó погуби́ти, и старейшины лю́дем.

Лк.19:48. И не обретáху, чтó бы сотвори́ли емý: лю́дие бо вси́ держáхуся егó, послýшающе егó.

(И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.)

По вся дни (каждый день), т. е. последние 4 или 5 дней от входа Господа в Иерусалим до Его страданий (сл. Лк. 22:53). Искаху (искали) Его погубити. Погубить Иисуса Христа было решено начальниками народа, первосвященниками (архиереями), книжниками и старейшинами народа еще раньше, как повествует еванг. Иоанн (Ин.5:16, 7:32 и др.); теперь уже придумывали они, каким бы образом привесть в исполнение это свое решение – придумывали тем более, что обстоятельства не благоприятствовали им в этом: потому что народ так торжественно встретил Господа при входе в Иерусалим (ст. 37 и 38), и все людие (весь народ) держахуся Его послушающе Его (неотступно слушал Его), и, судя по сему, враги Христовы могли опасаться, боялись, сказано у Марка (ст. 18), что народ заступится за Господа, если бы они вздумали сделать Ему какое-нибудь насилие, и таким образом может не только сделать много неприятностей им одним, как Его недоброжелателям, но и навлечь беду от Римлян на всю еврейскую нацию, как и высказался у евангелиста Иоанна первосвященник Каиафа (Ин.11:49, 50).


Источник: Толкование на Евангелие от Луки / Сост. прот. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1902. - 414 с.

Комментарии для сайта Cackle