Святой апостол и первомученик архидиакон Стефан

Источник

От общества распространения полезных книг

посвящается памяти Степана Степановича Стрекалова

Жизнеописание св. первомученика составлено на основании сказаний о нем в кн. Деяний Апостолов и Четьи-Минеи. Некоторые сведения заимствованы из статей Воскресного Чтения.

(Память его 27-го Декабря по ст.стилю, перенесение мощей 2-го Августа по ст.стилю)

Святой Апостол и Архидиакон Стефан был первым мучеником за веру Христову. Происходил он из Еврейского рода и приходился родственником апостолу Павлу.

Жизнь святого архидиакона в детстве и юношестве неизвестна. Книга Деяний Апостольских впервые повествует о нем, когда говорит об избрании диаконов для служения в Церкви Христианской.

Глубоко назидательною была жизнь первых христиан.

Книга деяния Святых Апостолов так повествует об этой жизни. Они, т.е. первые христиане, постоянно пребывали в учении Апостолов, общении, преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42). У многочисленного общества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим. Ибо все было у них общее. Не было между ними никого бедного. Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4:32–35), – в пище, одежде и т.п. Само собою понятно, что, когда число христиан было не так велико, Апостолы сами могли распоряжаться и раздачею материальных средств неимущим; но когда оно увеличилось, то, при обязанностях проповедования учения Христова и совершения Таинств, Апостолам стало трудно распоряжаться церковным имуществом. Тут явился ропот, что некоторые из бедных людей1 как бы оставляются в небрежении, и вот тогда Апостолы, высказав: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах, т. е. об удовлетворении нуждающихся в жизненных потребностях, пришли к убеждению, что необходимо для сего выбрать особых мужей. И так, братие, предложили Апостолы собранию верующих, выберите из среды себя семь человек, изведанных, т.е. известных по своей честности, усердию о благе общественном и благоразумию, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на сию службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слову. И одобрено было сие предложение всем собранием, повествует далее книга Деяний, и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и др. И их поставили пред Апостолами и, еще помолившись, возложили на них руки т. е. чрез молитву и рукоположение низвели на избранных благодать Святой Духа в помощь в их служении (Деян. 6). Избранные сии были наименованы Диаконами, с греческого служителями, помощниками. Так повествуется об избрании Святого Стефана на диаконское служение в церкви. Впоследствии времени диаконы получили право участвовать в совершении Богослужения и Таинств, а также и в деле проповеди. Святой Стефан, как первый между семью диаконами, назван Архидиаконом, что значит с греческого перводиакон. Такому светильнику, каков был Стефан, муж, особенно исполненный веры и Духа Святого, как замечает Святой повествователь Лука, мало было светить при одних трапезах. И Господу Богу было угодно воззвать его на высший свещник проповедования слова Божия и чудотворения. Стефан, как повествуется, проповедывал и делал великия чудеса и знамения в народе (Деян. 6). Это важное обстоятельство поставило его в ряду с Апостолами и особенно прославило.

Лишь только начала все более и более распространяться вера христианская в Иудее, как первые начальники иудейские, первосвященники и старейшины, чтобы остановить её распространение, восстали на главных проповедников Христовых, Апостолов, наложили руки свои на них и отдали их под стражу до утра. Это было после исцеления хромого от рождения Апостолами Петром и Иоанном и после проповеди Петровой, произнесенной им по случаю исцеления, когда сразу пять тысяч иудеев уверовало во Христа (Деян. 32). На другой день первосвященники и старейшины призвали Апостолов в свое верховное судилище, называвшееся синедрион, и приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса (Деян. 4). Но Апостолы сказали им в ответ: Судите сами, справедливо ли нам пред Богом вас слушать более, чем Бога. Мы не можем не говорить того, что видели и слышали, и опять начали свою проповедь и совершение чудес именем Христовым. Их снова взяли и заключили в темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. Когда же Апостолы явились с проповедью в храме, то их вторично привели в синедрион. «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени Христовом?» – спросили их тут начальники. Тогда Апостолы решительно сказали: Нам надобно повиноваться больше Богу, нежели людям. В это время в синедрионе вступился за Апостолов некто Гамалиил, уважаемый народом законоучитель, у которого в юношестве учился апостол Павел. Мужи израильские, оставьте их, сказал он членам синедриона: ибо если их предприятие от человек, то оно разрушится само собой; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками. Начальники вняли благоразумному совету Гамалиила; но все-таки, как повествует Дееписатель, били Апостолов, и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Апостолы, продолжает Дееписатель, пошли из синедриона, радуясь, что за имя Христово удостоились принять бесчестие, и продолжали свою проповедь (Деян. 5). Вот как описано евангелистом Лукою отношение еврейских начальников к первым проповедникам веры Христовой. Посему понятно, в каком отношении стали сии начальники и к Святому архидиакону Стефану, когда он начал учить о Христе, доказывая им из писаний Моисея и пророков, что Он есть истинный, ожидавшийся много веков Мессия и что они, по зависти и ненависти, Его не узнали и предали смерти. Многие из еврейских учителей вступили с ним в спор, но, конечно, не могли противостоять мудрости и Духу, которым говорил он. Стефан был непобедимым проповедником и защитником спасительной веры Христовой.

Однажды, когда возник спор между Фарисеями, саддукеями (это были две, отличавшиеся большими особенностями в веровании, еврейские секты2) и прочими евреями в Иерусалиме относительно Господа Иисуса Христа – одни называли Его пророком, другие Сыном Божиим, а иные обманщиком. Святой Стефан, став на возвышенном месте, провозгласил пред всеми, что Христос есть Господь, Сын Божий... «Зачем вы так спорите, даже до озлобления друг против друга, и для чего вам разделяться? Блажен тот человек, который уверовал в Господа Иисуса Христа: потому что Он есть преклонивший небеса и сошедший на землю грех ради наших и родившийся от Пресвятой Девы, избранной для сего рождения прежде сложения мира. Он принял наши немощи и понес наши недуги, Он возвращал зрение слепым, очищал прокаженных и изгонял бесов». Слышав речь Святого Стефана, ученые еврейские вступили с ним в спор, говоря противное и хуля проповедуемого им Господа. Но святой опроверг и посрамил их всех. Тогда законоучители еврейские воспылали сильною злобою против Стефана. Злоба, особенно пристыженная, обыкновенно бывает мстительна; она для удовлетворения себе, употребляет все, что только возможно. Что же ей нужно было сделать, чтобы в самом начале попрать служителя Христова, столь сильного в слове? Только возбудить против него народ, а для этого необходимо оклеветать или уличить его, хотя бы против своей совести, в хуле на Моисея и на Самого Бога и в неуважении к Святому храму, тем более что он иначе проповедует, нежели как до сих пор веровал народ. Это средство последнее и сильнейшее употреблено было начальниками иудейскими для обвинения Самого Иисуса Христа; его же теперь употребили и против Святого Стефана враги его. Они научили некоторых донести синедриону, что будто бы Стефан говорил хульные слова на Бога и на Его Святого пророка Моисея, и тем достигли своей злой цели. Они действительно возбудили весь народ и старейшин против Святого проповедника Христова, и он был взят и приведен в синедрион, как враг Бога и еврейского народа. Здесь представлены были ложные свидетели, которые показали о нем следующее: Этот человек непрестанно говорит хульные слова на святое место сие (т. е. храм) и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей. Но что же произошло со Святым Стефаном в это время на суде? Уничижаемый от людей, он удостаивается видимой славы от Бога. Члены синедриона, замечает святой писатель Деяний Апостольских, смотря на него, видели в лице его лице Ангельское, т. е. лице его сияло светлостью божественной благодати, подобно как было с Моисеем, когда он сошел с горы Синая после видения Господа (Деян. 6). Кажется, этого одного достаточно было бы для заграждения уст врагам святого; но ожесточение ужасно, оно осудило Святейшего из Святых – Христа, оно готово судить и осуждать и самих ангелов Господних. И Стефана, как обыкновенного подсудимого, начинают допрашивать. Подлинно ли это так, что говорят против тебя? спросил его первосвященник (Деян. 7). Невинный, но ищущий оправдания себя, защищал бы себя в таком случае просто, ссылаясь только на свои слова и поступки. Но ангелоподобная душа Святого Стефана в оправдании себя пред людьми искала оправдания и своим гонителям пред Богом. Речь, в которой защищает себя невинный проповедник, вся направлена к тому, чтобы вразумить противников и обратить их на путь истины, для собственного их спасения (Деян. 7). Содержание её – история Евреев от Авраама до Соломона. Вот текст всей речи Святого Стефана: «Братие и отцы! Послушайте! Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и оставь родство твое и дом отца твоего, и поди в землю, которую Я тебе покажу. Тогда он вышел из земли Халдейской и начал жить в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете. И не дал ему на ней в наследство ниже столько места, чтобы поставить ногу, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще он был бездетен. Притом Бог говорил, что потомки его будут пришельцами в чужой земле, и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. И дал ему завет обрезания. И по сем родил он Исаака и обрезал его в осьмый день; а Исаак родил Иакова, и Иаков двенадцать патриархов. Патриархи по зависти продали Иосифа в Египте; но Бог был с ним, и избавил его от всех бедствий его и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского Фараона, который и поставил его правителем над Египтом и над всем своим домом. И постиг голод и великое бедствие всю землю Египетскую и Ханаанскую; и наши отцы не находили пропитания. Тогда Иаков, услышав, что есть хлеб в Египте, послал туда отцов ваших в первый раз; а во второй открылся Иосиф братьям своим и известен стал Фараону род Иосифов. Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять. Иаков, перешел в Египет, и скончался он там, и отцы наши; и перенесены были в Сихем и положены в гроб, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова. По мере же того, как приближалось время исполниться обещанию, в котором клялся Бог Аврааму, народ сей возрастал и умножался в Египте, до того времени, как воцарился другой царь, который не знал Иосифа. Сей, ухитрясь против рода нашего, притеснял отцов наших, так что заставил их бросать и детей своих, чтоб не оставались в живых. В сие время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три месяца он был кормлен в доме отца своего; а когда был брошен, взяла его дочь Фараонова и воспитала его у себя вместо сына. И научен был Моисей, и был силен в словах и делах. Когда исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посмотреть братьев своих, сынов Израилевых. И увидев одного из них обижаемого, он вступился и отомстил за оскорбленного, поразив Египтянина. Он думал, поймут братия его, что Бог рукою его дает им избавление; но они не поняли. На другой день, когда некоторые из них дрались, он подошел и склонял их к миру говоря: вы братья, зачем обижаете друг друга? Но обидчик оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судиею над нами? Не хочешь ли ты убить и меня, как убил вчера Египтянина? От сих слов Моисей убежал, сделался пришельцем в земле Мадиамской, где и родились от него два сына. По прошествии сорока лет, явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в терновом кусте, пылающем огнем. Моисей, увидев, дивился видению; и когда подходил, чтоб рассмотреть оное, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих, Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковлев. Моисей, объятый трепетом, не смел рассматривать. И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Я вижу страдание народа Моего в Египте и слышу стенание его, и иду избавить его. И так поди, Я пошлю тебя в Египет. Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судиею? сего самого Бог, чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал быть начальником и избавителем. Сей вывел их, делая чудеса и знамения в земле Египетской, и на Чермном море, и в пустыне сорок лет. Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: восставит вам Господь Бог ваш из братьев ваших пророка, как меня: Его слушайте (Втор. 18:15). Это тот, который в собрании в пустыне был с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам. Но отцы наши не хотели быть послушными, а отринули его и обратились сердцами своими к Египту, сказав Аарону: сделай нам богов, которые бы предшествовали нам, ибо с Моисеем этим, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сталось. И сделали в то время тельца и принесли жертву идолу, и веселились пред делом рук своих. Потому Бог отвратился от них и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне жертвы и приношения в продолжении сорока лет в пустыне? Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона (Ам. 5, 26, 27). У отцов наших была в пустыне скиния свидетельства, так как говоривший с Моисеем повелел сделать ее по образцу, им виденному. Отцы наши с Иисусом Навином, взяв ее, перенесли с собой во владения, отнятые у народов, изгнанных Богом, от лица отцов наших; и хранили до дней Давида. Сей снискал благодать у Бога и молил об устроении постоянного жилища для Бога Иаковлева. Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворных храмах живет, как говорит пророк: небо престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом построите Мне, говорит Господь, или какое место для пребывания Моего? Не моя ли рука сотворила все сие (Ис. 66:1–2). Люди жестоковыйные и с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда упорствуете против Святого Духа. Как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили его». Святой Стефан говорил в речи как бы так: «Бог еще в лице Авраама особенною любовью возлюбив нас – Евреев, умножил народ наш в Египте, избавил его от притеснений Фараоновых, оградил его законами, ввел в землю обетованную, позволил ему соорудить храм для призывания святейшего Своего имени – так думать и говорить о Боге значит ли хулить Его? Моисей, еще с младенчества удостоенный особенного избрания Божия, творил чудеса, был путеводителем предков наших в пустыне, принес нам откровенный закон Бога нашего с Синая – что в таких моих мыслях и словах о Моисее хульного против него? У отцов наших в пустыне была скиния свидетельства; впоследствии заменил ее храм, построенный Соломоном; но Всевышний живет не в рукотворных храмах, – небо как говорит пророк, престол Ему, земля подножие ног Его – думая и говоря таким образом о храме, выражаю ли я какое-либо неуважение к нему? Но не быть послушным ни Богу, ни Моисею, без сомнения, значит не хвалить Бога, а хулит его и Моисея: – а отцы наши в этом согрешили, когда были в пустыне, слив тельца и веселясь перед делом рук своих. Не внимать истинным проповедникам истинной славы храма, даже преследовать и убивать их – значит вовсе не уважать храма; – а предки наши кого из пророков проповедников будущей славы храма не гнали? Много ли спаслось от их неистовства из предвозвестивших пришествие Праведника? Да и вы, люди жестоковыйные и с необрезанным сердцем и ушами, и вы не всегда ли упорствуете против Святого Духа, подобно отцам вашим? Вы предали и убили Праведника, которого Бог издавна обетовал роду нашему, которого слушать, как пророка, заповедал вам сам Моисей, и который есть солнце нашего храма, славного доселе одними только тенями преобразований. И так не я, а вы хулите Бога и Моисея, вы не чтите храма, столь теперь славного, не чтите так, как бы надлежало чтить его». От таких слов Стефана раздиралось сердце у гонителей его, и они скрежетали на него зубами.

Чтобы подкрепить юного подвижника для тягчайшего подвига, который уже предстоял ему, а вместе чтобы сильнее подействовать на совесть гонителей, – Стефану, в духе ревности Илииной воззревшему на небо, является в отверстых небесах слава Божия и Иисус, стоящий одесную Бога. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, повествует Дееписатель, воззрев на небо, увидел Славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога и сказал своим судьям: вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящого одесную Бога. Явление важнейшее, которого никто доселе не удостаивался! Тайновидец указывает на него врагам своим, как на последний способ к их убеждению. Но эта надежда оказалась напрасной! Жестоковыйные начинают кричать, затыкают свои уши и единодушно устремляются на стоящую пред ними неповинную жертву, чтобы погубить ее.

Смерть Святого первомученика удивительно как сходна со смертью Самого Спасителя, за имя Которого он умирал! Его влекут за город в долину Иосафатову, подобно как Самого Христа, вне врат пострадать изволившего, и там побивают камнями. Усилие погубить простирается до того, что губители для большей удобности, снимают с себя одежды и полагают их у ног Савла. Савла! – Это тот Савл, который будет после величайшим учителем языков.

Когда побивали Святого Стефана, то Пресвятая Богородица невдалеке на горе стояла вместе с апостолом Иоанном Богословом, взирала на мученика и усердно молилась о нем к Сыну Своему и Господу, чтобы Он укрепил его в терпении и принял его чистую душу в свои руки. «О, как вожделенна, хотя и от мучительного биения камнями, была для Святого первомученика смерть!», – восклицает святитель Димитрий, писатель житий святых по Четьи-Минеям, описывая кончину Святой архидиакона Стефана, – «когда взирали на его подвиг с небесной высоты Сам Сладчайший Господь, а с земной горы Сладчайшая Матерь Его с возлюбленным учеником!»

Настала последняя минута святого страдальца Стефана, – и он, еще побиваемый, предает дух свой Господу Иисусу, как Сей предавал свой дух Отцу небесному на Голгофе: Отче, в руки Твои предаю дух Мой! восклицал в последние минуты Божественный Страдалец; Господи Иисусе, взывал Святой Стефан, приими дух мой! Отче прости им! взывал Господь, когда Его распинали на кресте; Господи не поставь им (убийцам) сего во грех! преклонив колена, воскликнул громким голосом святой Стефан при своем последнем вздохе. Сказав сии слова, он почил. Душа ангельская! Как она сходна с душею Богочеловека, молившегося на кресте за своих распинателей! Святой Димитрий замечает при этом, что святой архидиакон в последние свои минуты более молился о своих убийцах, чем о себе самом. О себе, стоя, просто сказал: «Господи Иисусе, приими дух мой», а о тех, стоя на коленях, и громким голосом взывал: «Господи, не поставь им сего во грех». Так, – продолжает святитель, – скончался добрый подвижник, так украсился он как червленною порфирою, облитый кровью от побиения камнями, и вошел на небо, которое он видел открытым, ко Господу и Царю Славы, сцарствовать с Ним в бесконечном Его царстве. Скончался Святой архидиакон Стефан, имея немного более 30 лет, и был прекрасен лицом, но еще прекраснее душою. Кровь первенца из мучеников новозаветных была росою небесною для семени слова Евангельского: потому что проповедники Евангелия, хотя и были рассеяны вследствие мученической смерти Стефана, но еще с большим успехом начали проносить слово Христово по всей Иудее и далее. Так, Святой Стефан (имя Стефан с греческого значит венец), посредством мученической своей кончины сделавшись новым украшением подобного венца Христовой Церкви, стал и новой силою её против неверия и нечестия.

Убийцы бросили тело Святого первомученика на съедение зверям и птицам, и целые сутки лежало оно непогребенным. На вторую ночь Гамалиил, славный законоучитель еврейский, защищавший Апостолов в синедрионе, который сам с сыном Авивом уверовал во Христа и проповедовал о Нем, как Апостол (за что причислен к лику святых), послал верных людей тайно взять мощи Святой Стефана и, отнеся их в селение Кафоргамалу, отстоявшее недалеко от Иерусалима, с честью предал их там погребению, оросив обильными слезами. «И кто мог бы не плакать, – вопрошает Златоуст, – видя кроткого оного агнца, бывшого побитым камнями и лежащого мертвым?» В четвертом столетии по вознесении Господнем, именно в 415 году были обретены мощи Святого Стефана3. Вместе с ними обретены мощи и святого Никодима, погребавшего Христа, и святого Гамалиила с сыном Авивом. В 428 году, мощи святого первомученика перенесены были из Иерусалима в Константинополь царем Феодосием Младшим. Супруга же сего царя, Евдокия, посетившая Иерусалим, на том месте, где святой Стефан был бит камнями, на земле, обагренной его святою кровью, – создала прекрасную церковь во имя его. В наше время кисть правой руки святого Стефана находится в Троице-Сергиевой Лавре в храме – бывшей келье Преподобного Сергия. Часть мощей имеется также в Покровском Соборе Пантелеймонова монастыря и в храмах других монастырей на Афонской горе; еще в Москве, в храме его имени. Скажем несколько слов об этом храме. Храм посвящен имени святого первомученика Архидиакона Стефана, – единственный в столице из числа 300 храмов в ней. Находится он в местности города – за рекой Яузой. Храм довольно древний. К сожалению, не сохранилось сведений, когда и кем он построен. В храме много старинных икон и вещей церковной утвари. Рисунки: 1) Святого архидиакона, во весь рост, и 2) побиения его камнями, находящиеся здесь в книжке, сняты с икон, которые имеются в этом храме4.

Тропарь святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана

Подвигом добрым подвизался еси, первомучениче Христов и Апостоле, и мучителей обличил еси нечестие: камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси, вопия: Господи, не постави им греха сего.

* * *

1

Так называемые Еллинисты, т. е. христиане, обращенные из евреев, живших вне Палестины.

2

Так, фарисеи верили, что Моисей вместе с писанием оставил предание, которое касалось главным образом обрядности внешнего благоповедения, и некоторые из правил сего предания ставили выше правил нравственного закона. Саддукеи отвергали предание и учили, что не будет воскресения мертвых, нет ни ангелов, ни дьяволов и т.п.

3

Жития Святых, Протопопова.

4

На первой из икон замечательна риза, сребровызолоченная, весом до 10 фун., художественной работы, бывшая на Политехнической выставке.


Источник: Святой апостол и первомученик архидиакон Стефан / Сост. свящ. И. Бухаревым. - Москва : тип. О-ва распространения полез. кн., 1896. - 32 с.

Комментарии для сайта Cackle