I. НЕДУГ ОРГАНОВ ПОЗНАНИЯ
Характер познания обусловлен устроением, природой и состоянием органов познания. На всех своих ступенях познание органически зависит от органов познания. Человек не является творцом Истины, поэтому акт познания – это акт усвоения уже объективно данной Истины. Это усвоение имеет органический характер: оно подобно прививанию черенка виноградной лозы к стволу, жизни на этом стволе и от него (Ин.15:1–6). Поэтому познание – плод на дереве личности. Какое дерево, таков и плод; каковы органы познания – таково и познание.
Анализируя человека в его эмпирической данности, святой Исаак Сирин находит, что его органы познания больны. Зло – болезнь, которой страдает душа, а значит и все органы познания1. Зло имеет свои чувства, это страсти (τα πάθη), а «страсти – недуг души»2. Зло и страсти не принадлежат природе души; они – наносное3 и неприродное дополнение души4.
Чем являются страсти сами по себе? Они суть «как бы некая твердая сущность»5. Причины страстей – житейские вещи6. Страсти – это жажда богатства, накопления вещей, телесные наслаждения, честолюбие, властолюбие, надмение благолепием власти, желание наряжаться и нравиться, стремление к человеческой славе, страх за тело7. Все эти страсти имеют одно наименование: (ο κόσμον) мир8. «Мир – плотское житие и мудрование плоти»9. Страсти – это нападения, которые совершают на человека вещи сего мира; благодать – единственная сила, которая может их отразить10. Когда страсти угнездятся в человеке, то искореняют его душу11. Они приводят в замешательство ум, наполняют его фантастическими видениями и желаниями12, поэтому и мысли у него смущенные, фантастические. «Мир – блудница»13, которая своими душепагубными прелестями завораживает душу, разрушает ее невинность, уничтожает Богом данную ей чистоту, и она, нечистая и развратная, рождает нечистое сознание.
Больная душа, больной ум, больное сердце, больная воля – одним словом: больные органы познания могут рождать, создавать, производить лишь больные мысли, больные чувства, больные желания, больное сознание.
* * *
Επιστολη 4, с.380. Του οσίου πατρος ημων ᾿Ισαακ του Σύρου Τα ευρεθέντα ασκητικά εκο. Νικηφάρου του Θεοτόκη εν Λειψία 1770, ανατυπούμενα επιμ. ´Ιωακειμ Σπετσιέρη, ΑθΖναι 1895. Все ссылки на указанное издание.
Там же, Λόγοζ 83, с.317.
Там же.
Логос 82, с.314.
Логос 69, с.271.
Логос 6, с.32.
Логос 30, с.132.
Там же, с.131.
Там же, с.132.
Логос 38, с.164.
Логос 26, с.112.
Логос 56, с.227.
Логос 85, с.329.