Христианское звание
«Умоляю вас – поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф.4:1). Так св. Апостол Павел увещевал современных ему Христиан. Если и мы, братия мои, не желаем напрасно носить на себе святое звание Христиан; то это Апостольское увещание относится и к нам, как ученикам Христовым, ученикам св. Апостолов.
Ничего не может быть важнее, необходимее, священнее для нас как ходить, жить, поступать – достойно звания Христианского.
Это святое звание так высоко и славно, что сами св. Апостолы не находили, кажется, достаточно слов в языке человеческом, чтобы изобразить все его величие и славу. Они называют Христиан родом избранным, царским священием, языком святым, людьми обновления, человеками Богоподобными, сынами и наследниками Всевышняго и сонаследниками же Христу – единородному Сыну Божию.
Сам Владыка, Господь и Судия наш искупил, очистил и освятил нас Своею пречистою кровию, излиянною на кресте за грехи мира, усыновил нас Богу Отцу Своему, соделал наследниками вечного и всеблаженного Царства Своего, соделал нас Своими друзьями и братиями: не ктому вас глаголю рабы, сказал Он ученикам Своим, яко раб не весть, что творит Господь его; вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам. Сам Он вводит нас во внутреннейшее Святилища Своего, делает причастниками пренебесной трапезы Своей – Своего Божественного Тела и Крови, –того тела, которое распято и пострадало на кресте за грехи наши, но которое воскрешено, превознесено, прославлено и обожено, в котором обитает всякое исполнение Божества телесне, так что, причащаясь сего Божественного тела, мы бываем причастниками самаго Божественнаго естества, становимся членами тела Христова, как учит св. Апостол, от плоти Его и от костей Его, соединяемся с Ним таким же теснейшим, неразрывным и живым союзом, как члены живого тела соединены с главою: Он – Глава, а мы члены тела Его. В этом-то – живом и неразрывном – общении и в единении с Христом – единородным Сыном Божиим – и состоит, братия мои, высочайшая честь и слава Христианского звания нашего; в сохранении этого общения и единения со Христом – все упование вечноблаженной жизни нашей в Боге. Ибо какое следствие этого соединения нашего со Христом, как членов с Главою?
То, во-первых, что все, совершившееся во Христе, совершается, или должно совершиться и в нас, как Его членах. – Его пречистое тело, как жилище Божества, являло всемогущую, чудодейственную силу, так что от одного прикосновения руки Его исцелялись прокаженные и недужные, прозревали слепые и отверзался слух глухих, восставали от одра расслабленные и воскресали мертвые; тою же силою живущего в нас Христа творили и творят бесчисленные знамения и чудеса все святые Божии человецы, этою же силою чудодействуют даже мертвенные телеса усопших Святых, ибо так обетовал Сам Господь: аминь глаголю вам, яко веруяй в мя, дела, Яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит. Просветилось некогда на Фаворе Лице Его яко солнце – в показание той неизреченной славы, которую имеет Он у Отца прежде сложения мира; преобразит Он некогда и наше тело сие смирения, во еже сообразну быти ему телу славы Его, так что праведницы возсияют яко солнце во Царствии Отца их. – Его пресвятая душа, по разлучении с телом на кресте, и по сошествии во ад, не осталась во аде, но разрушила его и вышла из него победоносною; не будут заключены во аде и души верующих в Него, ибо Он имать ключи ада и смерти, – отверзет и никтоже заключит: веруяй в Мя, говорит Он, не умрет, но прейдет от смерти в живот. Воскрес из мертвых Он – Глава наша, – воскреснем и мы – Его члены: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, говорит Он, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. – Вознесся на небо Он – Глава наша, вознесемся и мы – Его члены: иду уготовати место вам, сказал Он ученикам Своим, восходя ко Отцу Своему, и аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете. – Воссел на престоле Отца Своего Он, – спосадит с Собою и всех, которые бодренно и неуклонно прейдут во след Его страдальческий путь земной жизни: побеждающему, говорит Он, дам сести со Мною на престоле Моем, яко же и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его.
Видите, братия мои, к какой высочайшей, непостижимой и неизреченной славе предназначил и призывает всех нас Господь Иисус Христос! Возлюбленнии, говорит нам любимейший ученик Христов, ныне не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится, подобни ему будем. Какая слава в мире может, не говорю сравняться, а быть, хотя тенью и призраком этой высочайшей славы?! Какое, так называемое, счастие земное достойно того, чтобы ради его забыть хотя на мгновение об этом – вечном блаженстве!? Какие бедствия, или страдания временные не будут вознаграждены тысячекратно, – забыты и не помянутся ктому среди вечных радостей Царствия Божия?! Недостойни бо суть страсти нынешняго века в хотящей славе открытися в нас.
С другой стороны, аще ли страждет един уд, с ним состраждут все уди, – тем паче состраждет ему глава. Поэтому, во всем, что происходит с верующими, сочувствует им Господь, как Глава – своим членам. – Подвергаются ли верующие во Христа гонению, – Господь упрекает гонителя: Савле, Савле, что Мя гониши? – Алчет и жаждет верующий, – с ним алчет и жаждет Сам Господь: взалкахся, и не дасте Ми ясти, возжадахся, и не напоисте Мя, упрекает Он людей, жестокосердых к своим собратиям. Заключен ли верующий во Христа в темницу, или лежит на одре болезни, – и Господь говорит: болен бых, и посетисте Мене, в темнице бых и приидосте ко Мне; понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. – Радуются ли чему ученики Христовы, – сорадуется им Сам Господь: в той час возрадовася духом Иисус, когда ученики Его возратишася с радостию глаголюще –Господи, и беси повинуются нам. – Плачут ли о чем друзья Христовы, с ними плачет и Он: прослезися Иисус, замечает Евангелист, когда встретили Его плачущие сестры умершего Лазаря.
Вот под какою высокою защитою состоим мы, братия, доколе пребываем в единении со Христом, как члены с Главою! При такой защите, что может поколебать верного раба, или лучше сказать, друга Христова? Что может привести его в страх, малодушие, уныние и отчаяние? Угрожает опасность, – угрожает не ему одному: аще бо и пойду посреде сени смертныя, говорит он, не убоюся зла, яко Ты, Господи, со мною еси. Обуревает печаль и уныние, – Он возверзает печаль свою на Господа и перед Ним возвещает ее, веруя несомненно, что Господь услышит его в день печали, защитит его имя Бога Иаковля. Постигают несчастия и скорби, – с ним есмь в скорби, говорит Господь, и изму его и прославлю его. Сретают оскорбления и обиды, – Мне отмщение, Аз воздам, говорит ему Господь. – Мой еси ты, и аще сквозь огнь пойдеши, не сожжешися, и реки не потопят тебе. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя.
Но это неотступное сопребывание с нами и в нас Господа и наше общение с Ним, как членов с Главою, требует, братия мои, и с нашей стороны верности Ему, как Главе своему: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, говорит св. Апостол: члены должны во всем уподобляться Главе своей, ей последовать и ей повиноваться. – Свята Глава наша – Христос: должно и нам, как Его членам, творить святыню во страсе Божии, – сохранять не только душу, а и сосуд плоти своей в чистоте и святыни: по звавшему вы святому, говорит св.Апостол, и сами во всем житии святи будите; кое бо общение свету ко тме, или кое сложение Христови с велиаром? – Исполнением воли Отца своего благоугождает Ему Христос; исполнением святых и животворных заповедей Божиих должны благоугождать Ему и мы: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, – так увещевает нас Господь, – аще заповеди моя соблюдете, пребудете в любви Моей, яко же и Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви. Путем крестным шествует ко славе своей Господь, – и иже хощет по Нем ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и последует Ему: а иже не приимет креста своего и в след Его не грядет, несть Его достоин. – Благ и многомилостив, кроток и смирен сердцем, незлобив и долготерпелив Христос, – должно и нам подражать Его кротости и смирению, Его благости и милосердию, Его незлобию и самоотвержению, Его долготерпению и преданности воле Отца небесного. Под этим только единственным и непреложным условием мы можем пребыть во Христе и со Христом; ожидать той славы, которою прославлен Он, надеяться той благодатной помощи, которую обещал Он верующим в Него и пребывающим в Нем: не всяк глаголяй Ми: Господи Господи, говорит Он, внидет в Царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже на небесех; мнози бо рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас, отыдите от Мене делатели неправды.
Несте свои, говорит нам св. Апостол, куплени бо есте ценою, т.е. всечестною кровию, яко Агнца непорочна и пречиста Христа. Если же мы не свои, а Христовы, то все злое, что сделаем, по-видимому, только с собою, Господь вменит самому себе. Омрачим ли ум и воображение свое помыслами злыми и развращенными, горделивыми и презрительными к ближним своим, – возложим как бы вновь терновый венец на главу Искупителя нашего. – Растлим-ли сердце свое похотями нечистыми и студными, завистливыми и корыстолюбивыми, злостными и любомстительными, – пронзим как бы вновь сердце Иисусово копием. – Оскверним ли тело свое нечистотами и непотребством, – поругаемся вновь, подобно воинам Пилата, над пречистым телом Иисусовым. Потому-то св. Павел и говорит о некоторых людях, что они втрое распинают Сына Божия в себе. Равным образом все, чем согрешим и против ближних наших, – Господь вменит самому себе. Всякое поругание, оскорбление и обида, причиненные нами ближнему, который есть член тела Христова, – не будет ли повторением тех поруганий, которые претерпел Господь во дворе Каиафы, в претории Пилата и на Голгофе? Всякий соблазн, поданный нами брату своему, не обновит ли язвы пречистого тела Христова, которого он член? Всякое злословие, посмеяние, злорадство над братом своим, не будет ли равно тем злословиям, насмешкам и злорадству, которыми преследовали кроткого и смиренного сердцем Иисуса враги Его? Всякое осуждение и оклеветание брата своего, не будет ли равно тем наветам, клеветам и неправедному осуждению, которые претерпел Господь наш от ненавидевших Его иудеев? Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе, говорит Сам Господь. Блюдите убо, како опасно ходите, увещавает нас Апостол, не подающе претыкания друг другу, ибо согрешающе с братию, во Христа согрешаете.
Правда, обложенные немощью естества нашего, мы не можем с уверенностью обещать себе наперед той чистоты и безгрешности, той непорочности и святости, которыми должны украшаться истинные чада Божии и сонаследники Христовы во Царствии Отца небесного; но можем и должны желать искренно и усердно быть чистыми и святыми; можем и должны всем сердцем стремиться и побуждать себя к чистоте и святыни, охранять себя от всего, что может осквернить нашу душу и тело; можем и должны искренно, с сокрушенным сердцем, очищать свою совесть покаянием. Для сего-то и дано нам таинство покаяния, чтобы мы могли очищать и заглаждать все вольные и невольные грехопадения свои сокрушенным исповеданием их пред Богом, обновлять в себе благодать оправдания и освящения, воссозидать в себе сердце чистое и дух правый, восстановлять в себе благодатный завет сыноположения, в который вступили в св.крещении, но который нарушили преступлением заповедей Божиих. Для сего Господь наш Иисус Христос преподал нам святейшее таинство животворящего Тела и Крови Своей, чтобы, приобщаясь им, по очищении и обновлении себя покаянием, мы опять соединялись со Христом, как члены с Главою, и в Нем обретали разум и премудрость к Богоугодному прохождению жизни, силу и крепость на дела благие, радость и утешение в скорбях и печалях житейских, животворную надежду на любовь и милосердие Отца небесного и сладостное упование жизни вечной.
Будем же, братия мои, всегда помнить и напоминать себе о том высоком звании и предназначении, к которому мы призваны во Христе, – никогда не забывать того, что мы не свои, а Христовы. При каждом поползновении сердца своего ко греху, пусть каждый скажет самому себе, подобно как говорил целомудренный Иосиф: како сотворю глагол сей злый и согрешу пред Богом? Как оскорблю Господа, освятившего меня Своею Кровию и соделавшего меня членом Своего пречистого и препрославленного Тела? При каждом нападении нечистых помыслов, при каждом появлении злой похоти, отвечай диаволу: взем убо уды Христовы, сотворю ли я уды блудничи? Предам ли тело Христово в поругание страстям и похотям своим, и сделаюсь ли распинателем Христовым? При каждой опасности грехопадения возопий ко Господу, подобно утопавшему Петру, всею крепостию духа: Господи, спаси мя, погибаю! При каждом искушении и недоумении обращайся ко Господу с молитвою: настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей! Господи, ими же веси судьбами, спаси мя! Аминь.
(Из проповеди Димитрия архиепископа Херсонского)