Источник

Божественное дело о нашем спасении

(Слово Святителя Тихона Задонского)

Гди, услышах слух Твой, и убояхся (Авв.3:1).

Когда Всемогущий Бог сотворил небо и землю и прочие – видимые и невидимые – вещи, тогда, после всего, создал из земли человека и вдохнул в него живую душу; дал ему имя – Адам, ввел его в рай, – место прекрасное, украшенное всякими изящными и плодоносными деревами (Быт.2:15).

Адаму создал Бог помощницу – Еву, и обоим им – Адаму и Еве – дал заповедь такую, чтобы они вкушали плоды от всех дерев, а от того дерева, которое было посреди рая, не дерзали бы вкушать плодов. При том объявил им Бог, что «ежели вы вкусите плода от того заповеданного древа, то смертию умрете (Быт.3:3)».

Адам и Ева не сохранили заповеди Божией, – вкусили от запрещенного древа: к этому преступлению и вкушению от того запрещенного древа прельстил их змий, или сам сатана, лукавый дух, действовавший в змие (Быт.4:5, 13).

Сим преступлением праотцы Адам и Ева весьма прогневали Бога и навели на себя клятву Божию; потому выгнаны из рая, осуждены на смерть и подпали вечному мучению (Быт.23); а с ними и мы все, как сыны их, стали быть подвержены Правосудием Божиим той же клятве и казни.

Однако же Бог, как весьма благ и милостив, еще тогда обещал им и всем, имеющим быть после них людям, послать избавление. Избавление сие, имеющее быть всему миру, милосердый и человеколюбивый Бог предвозвещал различным образом: предъявлял всякими знамениями – чрез Патриархов и Святых мужей, – предсказывал Духом Своим Святым чрез Пророков, как обо всем этом написано в книгах Ветхого Завета.

А как приблизилось то время, в которое Бог определил послать то избавление роду человеческому, – родился от неплодных и старых родителей, праведных – Захарии священника и Елисаветы, пророк именем Иоанн, которого рождение празднуется 24 июня.

Сей Пророк был как бы посредником между Ветхим и Новым Заветом; ибо – от его рождения – ветхий закон начал отступать, а новый наступать. Этого сына дал Бог Захарии и Елисавете – чрез явление Архангела Гавриила. Он назван Предтечею, потому что послан от Бога уготовать путь Избавителю, и возвестить людям пришествие Спасителя в мир. И возвестил так, как утренняя звезда возвещает приближающееся восхождение солнца; потому и Церковь называет его «денницею», т. е. утреннею звездою Солнца праведного Христа, воссиявшего в мире.

Об этом Пророке – Предтече Бог также предсказал: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою (Мал.3:1; Мк.1:2). Слово сие сказал Отец небесный к Избавителю, имевшему прийти в мир, а Предтечу назвал Ангелом, ради его Ангельского, чистого жития и ради того, что он возвестил пришествие в мир Избавителя; ибо Ангел есть слово греческое, и значит вестник.

А как и чрез кого устроилось наше избавление и спасение, о том предлагаю вам вкратце из св. Евангелия, которое, – ради понятия и всегдашней памяти – всем на всякий день проповедуется в Церкви, – да, зная таким образом Виновника и образ избавления, удобнее возможете получить спасение.

Бог наш есть Святая Троица: Отец, Сын и Святый Дух, – не три Бога, но Един Бог. Един Бог естеством, но есть Триипостасный: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Трем сим Божественным Лицам едино существо, едина воля, едина держава, царство, сила, слава; никтоже меньший, никтоже больший, но равномощный, равносильный, равночестный, Триипостасный Бог, Отец не рожден, Сын рожден от Отца, и Дух Святый от того же Отца происходит. Тайна сия нам непостижима; а что так веруем и исповедуем, о том Сам Бог открыл нам – в Писаниях Святых и научил нас – чрез Богодухновенных мужей.

Из сей Святой Троицы второе Лице, Сын Божий, ради избавления рода человеческого, пришел в мир; и, так как Бог есть Дух, изволил воплотиться, и так спасти человека следующим образом.

По зачатии Иоанна Предтечи во чреве Елисаветы, в шестой месяц, Божиим повелением, Архангел Гавриил, пришед к Пречистой Деве Марии, в город Назарет, прежде всего поздравил ее так: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Потом объявил Ей, что она родит Сына, Спасителя всему миру. Пресвятая Дева, услышав о имеющем родиться от Нея Сыне, отвечала Ангелу: «как это может быть, когда я не знаю мужа?» Но когда Ангел сказал ей в ответ, что Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит Тя, и прибавил другие слова к уверению; тогда Пресвятая Дева, с великим смирением и изволением – желанием, отвечала: Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему (Лк.1:28–38). Итак, Сын Божий, благоволением Отца небесного и действием Святого Духа, без семени мужеского, зачался плотию во чреве девическом, недоведомым для нас образом. В воспоминание сего Божия к нам благодеяния Церковь установила праздновать день Благовещения Пресвятой Богородице, которое и празднуется 25 Марта; ибо отсюда началось устроение нашего спасения.

А когда Пречистой Деве пришло время родить зачатого во чреве Её Сына Божия, то Она родила не так, как рождают прочие жены – с болезнию, но без болезни и без нарушения девства своего. И потому Пречистая Дева Мария Богородица, как до рождества, так и по рождестве, сохранила девство свое; ибо как зачала без семени, так и родила чудно воплотившегося Сына Божия, Который, как прежде век родился от Отца без матери, так и воплотился, в известное время, от Матери без отца; и потому, – как то – от Отца без матери, так и сие от Матери Девы без отца, рождение Его чудно. Родился Он в Иудейском городе Вифлиеме; и как только родился, явилось множество Ангелов на небе, хвалящих Бога и поющих: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! (Лк.2:14). В то время – в той стране, были пастухи, которые в ту ночь стерегли стадо свое, и которые видели Ангелов и слышали песнь их. Они – пастухи, по указанию Ангела, пришли к Родившемуся Младенцу и, увидев Его, с радостию поклонились Ему (Лк.2:15–16). Рождество по плоти Сына Божия, Избавителя нашего, празднуем 25 Декабря. Сей Чудный Младенец, родившийся для нашего избавления, в 8-й день по рождении, по закону Моисееву, был обрезан, и дано имя Ему Иисус (Лк.2:21), то есть – Спаситель. Имя сие Сыну Божию нарек Ангел еще прежде рождества Его; нарицается же еще и Эммануил, то есть – с нами Бог (Мф.1:23).

Когда после рождения прошло сорок дней, Матерь, повинуясь Закону принесла рожденного Младенца в Храм Божий – пред Господа. В то время, по смотрению Божию пришел в храм престарелый муж праведный Симеон, которому было обещано от Бога, что он не умрет, пока не увидит Мессию, то есть – Христа пришедшего в мир. Только что Симеон увидел Отроча, принесенное Богородицею Мариею, как узнал Духом Святым, что Оно есть Мессия, обещанный Богом для спасения мира и проповеданный Пророками; итак, взяв Его на свои руки, с благолепным благоговением; и с великою радостию запел: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей (Лк.2:29–31). И сие-то значит, что празднуем Сретение Господне, Февраля 2-го дня.

Когда Господь наш Иисус Христос был двенадцати лет от рождения своего, во Иерусалиме – в праздник Пасхи; тогда, седши в Церкви посреди учителей, слушал и вопрошал, так что все слышавшие Его весьма удивлялись разуму и ответам Его. Ибо, хотя и отрок был возрастом; но в малом возрасте Его действовала Ипостасная премудрость Божия, и в Нем виден был разум не человеческий, но Божественный.

А когда Спаситель пришел в возраст и был лет тридцати, – пришел на реку Иордан к Иоанну Предтечи, о котором мы упомянули прежде, и который тогда, вышедши из пустыни, крестил в реке той приходящих к нему людей. К нему между прочими пришел креститься и Сын Божий. Иоанн Предтеча, узнав Духом Святым, что Он есть тот Мессия, о котором предсказали Пророки, отказывался крестить Его, говоря, что «мне должно креститься от Тебя, а Ты пришел ко мне». Но когда Сын Божий сказал ему, чтобы не отрицался крестить Его, – тогда послушав Сына Божия, как раб Господа, крестил Его, и слышал с неба глас Отца небесного, говорившего к Сыну Божию: Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, и Духа Святаго видел сшедшего на Пресвятую главу Его – в виде голубя (Лк.3:22). И крестился Христос, не от скверны греховной омываясь (ибо Он безгрешен), но очищая нас от грехов, и водное естество освятил пречистою плотию Своею. Крещение Христово празднуем 6 Января.

По крещении Господь изведен был духом в пустыню, и там постился сорок дней. Подражая Христу, св. Церковь ежегодно держит пост Четыредесятницы, который всегда бывает пред праздником св. Пасхи. По исполнении сорокадневного поста, Христос был троекратно искушаем от диавола (Мф.4:1), показывая, что всякому, приступающему работать Господеви, последуют искушения. Он победил искусителя, показуя нам образ, да и мы, взирая на Него, как Подвигоположника и Начальника, подвизаемся, и побеждаем силою и Божественною благодатию Его – сатану от Него побежденного.

По трикратном искушении, Христос Сын Божий, когда услышал, что Иоанн Предтеча, проповедавший покаяние и крестивший приходивших людей, предан был, – Сам вышел на проповедь и начал проповедовать Евангелие Царствия Божия, говоря: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мф.4:17; Мк.1:14–15).

Проповедуя Евангелие, Господь собрал Себе двенадцать учеников, которых назвал Апостолами, и которые всегда неотлучно с Ним были, и с ними переходил с места на место, от города до города, поучая о спасении и Царствии Божием, показуя путь к нему. Принимал приходивших грешников и, как Бог, отпускал им грехи властию Своею; исцелял всякие болезни и недуги; творил всякие чудеса: давал слепым зрение, глухим слышание, хромым хождение, немым глаголание; воскрешал мертвых, очищал прокаженных, и прочие сверхъестественные чудеса совершал, не так как святые – молитвою, но одним словом – силою Своего Божества. Итак, люди, видевшие Его великие чудеса, и слышавшие небесное, душеспасительное учение, в великом множестве ходили за Ним; и куда Он не приходил народы, слышавшие о Нем, тотчас приходили к Нему, иные для исцеления больных, иные – для слушания Его Божественного учения; и где бы только ни послышали о Его приходе, – приносили расслабленных и одержимых всякими недугами, и всех Он исцелял Словом. Обо всем том пространно написано в святом Евангелии. А в пустынях, когда не было хлеба, насыщал чудесно многие тысячи, как то – пять тысяч кроме жен и детей пятью хлебами (Мф.14:20–21), четыре же тысячи удовольствовало семью хлебами (Мк.8:9).

Видя, что много простых людей ходит за Ним, Иудейские архиереи, книжники и фарисеи позавидовали Ему и возымели на Него злобу, и многократно хулили Его всякими бесчестными словами (Ин.7:12, 20, 31–32). Претерпевая все хулы их, Сын Божий показывал им, что они грешат, хуля Его неповинно, и устрашал их судом Божиим, чтобы пришли в чувство; но они были в своей злобе неподвижны, даже и убить Его много раз хотели, подучаемые тою же злобою.

Так живя, или лучше странствуя на земле, Сын Божий говорил Своим ученикам, что Ему нужно идти во Иерусалим, и в нем много пострадать, умереть и в третий день воскреснуть (Мф.16:21; Мк.8:31; Лк.9:22).

А как приближалось время страдания Его, о котором предсказывал Апостолам, взявши особливо трех избраннейших учеников, а именно Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на верх горы Фаворской; и когда стал там молиться, лице Его просветилось как солнце, и ризы Его стали белы как снег и свет. Там явились два пророка – Моисей и Илия, и разговаривали с Ним; потом Апостолы слышали глас из облака, покрывшего их тогда, – глас, говорящий им о Христе так: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте. От гласа того Апостолы устрашились и пали ниц – на землю. Этим явлением славы Своей Христос показал ученикам Своим то, что Он то страдание, о котором предсказывал, имеет принять волею Своею – добровольно, дабы, видя Его страждущего, не усомнились и не страшились. Показал и то, что такая-то слава имеет быть по смерти – в жизни вечной, тем, которые будут в Него веровать и в терпении последовать Ему. Сие Христово Преображение празднуем 6-го Августа.

Когда уже пришло время страдать и умереть Христу Спасителю, Он, вседши на осла, вошел в Иерусалим (Лк.19:35). Услышав о пришествии Его, люди вышли из города навстречу Ему. Из них одни постилали по пути Его ветви, другие полагали одежды Свои, а иные, держа финиковые ваии, восклицали: Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне! (Ин.12:13). Итак, когда Сын Божий вшел с такою славою в град Иерусалим, – книжники и фарисеи, и архиереи Иудейские, которые, как сказано, завидовали и злобились на Него, теперь еще большую зависть и злобу возымели. Потому, как прежде, так особенно теперь искали, как бы Его погубить; но не могли этого сделать ради простого народа, ибо все Его держались, почитали, прославляли, слушая спасительное учение Его. Тогда один из 12-ти учеников Иуда Искариотский, подущаемый сатаною, тайно продал Его им за тридцать сребренников. – Он, взяв с собою несколько архиерейских слуг, в ночь с четверга на пятницу, со свечами пришел к Сыну Божию молящемуся в вертограде. Христос–Спаситель Сам Себя отдал в руки их; ибо пришло уже время, определенное Отцем небесным, умереть Ему.

Архиерейские слуги, когда взяли Христа, – связали Его и повели во двор – архиерейский, где собрались книжники и фарисеи. Тогда Апостолы все разбежались, только св. Апостол Петр издали шел за Ним, и когда пришел в тот двор, слуги архиерейские узнали его, что и он был со Христом же; тогда Петр трижды отрекся от Христа, а потом, вышедши из двора, весьма плакал о том, что отрекся от Христа. Ради этих слез Христос Сын Божий опять принял его в лик апостольский.

В ту ночь мучители во дворе архиерейском различно мучали Иисуса – Спасителя нашего, и всякие бесчестия, ругания и хулы показывали. Но когда настал день, то есть пяток, с великим усилием испросили у Пилата, бывшего тогда в Иерусалиме игемона – распять Его на Кресте. Итак, по принятии многих бесчестий, насмешек, хулений, ран, Он наг повешен на Крест между двумя разбойниками (Ин.18:12, 22, 30, 19:1–6, 16; Мф.27:26; Мк.15:15; Лк.23:25; Ин.19:18).

От шестого часа до девятого (9–12) была тьма по всей земле; в девятом же часе, вися на кресте, Сын Божий умер. Тогда церковная завеса раздралась надвое – с вышнего края до нижнего; земля потряслась; камни распались; гробы раскрылись и встали тела многих усопших святых: великий страх напал на всех. Потом – ввечеру умерший снят со креста и погребен в новом гробе. В третий день силою Своего Божества Он воскрес из мертвых, и неоднократно являлся ученикам Своим, поучая их царствию Божию (Мф.27:50–52; Мк.15:37–38; Мф.28:16–20; Лк.24:13, 34–36, 44; Мк.14:11, 14; Ин.20:19–25; Деян.1:3).

Когда же имел вознестись на небо, послал их на проповедь во всю вселенную; но прежде приказал им ждать сошествия Святого Духа в Иерусалиме, и до того времени никуда не отлучаться из Иерусалима. Так наставив их, вознесся пред ними с горы Елеонской на небо, и сел одесную Бога Отца (Лк.24:49–51; Мк.16:19; Деян.1:4, 9). В пятидесятый день по воскресении, на всех апостолов, собравшихся в одном доме, сошел Дух Святый в виде огненных языков (Деян.2:1–4). Укрепившись Духом Святым, Апостолы разошлись по всему миру; упразднили идолопоклонство – прелесть бесовскую, и проповедали пришествие Сына Божия в мир, Его страдание, смерть и воскресение. Итак, научили всех, как их самих научил Христос и Дух Святый, живущий в них, тогда наставлял. Св. Церковь доныне содержит учение их, и наставляемая им спасается.

Вот видишь, возлюбленный, Кто есть Избавитель наш и как Он избавил нас. – Он есть Господь наш, Сын Божий Единородный, рожденный от Отца прежде всех век, Свет от Света, Бог истинный, от Бога истинного, рожденный не сотворенный, Единосущный Отцу, Имже вся Быша. А как Он избавил нас, это ты слышал. – Нас ради и нашего ради спасения Он сошел с небес, и воплотился от Девы Марии, распялся при Понтийском Пилате, и страдал, и погребен был, и в третий день воскрес из мертвых. Так Он пострадал за нас и умер, и тем страданием и смертию Своею умилостивил Отца небесного, и примирил нас с Ним. Так Он ту казнь, которой мы были повинны, ваял на Себя, и так вступился за нас, так заслужил нам отпущение грехов, избавил вечной казни, следующей за грехом, и вместо рая, из которого мы были изгнаны, отверз нам небо, даровал нам Царство небесное. По Его заслугам, Его благодатию, Его Кровию, нас ради пролитою, мы надеемся получить милость у Отца небесного, – Его пресладким именем надеемся спастись. Сей есть Мессия, обещанный Богом, проповеданный Пророками, ожиданный всем миром. Сей есть Христос, по имени Которого называемся Христианами. Сей есть наше благородство, которое превосходит все почести, все титулы, все высокие ранги мира сего. Сим именем хвалимся; ибо без Сего имени всякое благородство есть подлость, богатство – нищета, честь – бесчестие, слава – ничто. С сим именем, и нищий богат, и бесславный славен, и бесчестный честен, смиренный высок, и несчастный счастлив.

Что же мы воздадим так милостивому избавителю, так чудному любителю нашему? Я тебе скажу, послушай. Он не требует от нас ничего великого. – Он так чудно возлюбил нас, – и от нас требует одной любви. Итак, за любовь Его к нам воздадим любовью, и таким образом за благодеяние покажем благодарность. Всякому говорю: если бы ты за какое-нибудь преступление попался в такую беду, что по законам и по определению Монарха, уже следовала тебе смертная казнь, но сыскался бы такой добрый человек, который бы, – и ходатайство свое употребляя и сам всякие страдания и бесчестия за тебя принимая, – избавил тебя от такой великой беды, и таким образом привел бы тебя в монаршую милость и первое достояние: что бы ты сделал такому своему благодетелю? Непременно ты возлюбил бы его так, что и имени его никогда не выпускал бы из памяти; с радостными и благодарными слезами, ты всегда бы о нем всякому хвалился и прославлял его до смерти; да при том и все, что бы он ни приказал тебе делать, заботился бы исполнить, и всяким образом старался бы угождать ему.

Воздай же то и Христу Сыну Божию, великому твоему Благодетелю. – Возлюби Его всем сердцем твоим; не выпускай никогда из памяти твоей благодеяния Его; всегда вспоминай пресвятое имя Его с благодарными слезами; хвались неизреченным Его милосердием и любовию; пред всеми прославляй сладчайшее имя Его.

Ради Его имени люби врагов твоих, добро твори ненавидящим тебя, благословляй клянущих тебя. Ради Его имени просящему у тебя дай. Ради Его имени алчущего напитай, жаждущего напой, нагого одень, странника введи в дом, болящему послужи, в темнице сидящего посети, печального утешь, страждущему спостражди. Ради Его имени всякие беды с охотою и благодарным сердцем претерпи, да притом и берегись прогневлять Его, но во всем старайся угождать Ему. А угождать будешь, – когда с любовию будешь исполнять заповеди Его; отсюда покажется и любовь твоя к Нему, – так Он Сам говорит: имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их той есть любяй Мя (Ин.14:21).

Заповеди же Его тяжки не суть. Ибо что легче, как друг друга любить? Сего Он требует от нас: сия заповедая вам, да любите друг друга (Ин.15:12). Будешь же любить Его и угождать Ему, когда как себя будешь любить брата твоего, то есть – всякого человека; иначе явишься неблагодарен к Нему, ибо Он, как уже слышал ты, избавил тебя, приговоренного Судом Божиим к вечной смерти; а как избавил? Не серебром, ни золотом, – не чрез ходатая какого-либо, но как? Сам сошел для тебя с неба и воплотился от Пресвятой Девы Марии; Сам жил для тебя между людьми, как человек, на земле; принял на Себя все немощи твои, словом сказать: во всем уподобился тебе, кроме греха. Он не отрекся претерпеть за тебя укоризны, хулы, бесчестия, оплевания, заушения, раны, страшные страсти, распятие – такую бесчестную смерть, и тем освободить тебя от вечной казни. Избавивши тебя так чудесно от горькой той беды, Он отворил тебе царство небесное. Кроме всего этого, Он не перестает обогащать тебя и другими благодеяниями. –Он тебя питает, одевает, солнце на тебя сияет, дождь падает, приставил к тебе Ангела Своего, – Хранителя души и тела твоего, видит тебя согрешающего и терпит, ожидая твоего покаяния, невидимо сохраняет тебя от всяких вредных и смертоносных напастей. А если и посылает тебе когда-либо немощь или иную какую беду, – то делает это ради того только, чтобы ты этим очувствовался, пришел в покаяние и возмог получить вечное спасение. Вот Он каков – твой Любитель и Благодетель! Старайся же воздавать Ему любовь за любовь: угождай Ему во всем, по сей только одной безмерной Его к тебе любви; ибо Он даром, – без всякой от тебя пользы, так возлюбил тебя. Старайся же и Ему угодить, по одной только к Нему любви. Ибо хотя бы Он и не показал тебе такой любви, (но выше изъяснено, как велика Его к тебе любовь), однако ты должен Ему угождать, как раб Господу своему, и исполнять Его волю. Ведь исполняют же приказы рабы господ своих, подданные монархов своих, и без всякого вознаграждения; а если не исполняют, то принимают наказание как рабы не послушные. Мы же дважды обдолжены своему Владыке – Христу Сыну Божию, – и как Господу своему и Царю, и как благодетелю. Мы должны оказывать Ему, как Господу, рабское повиновение и послушание, а как Благодетелю, любовь и благодарность. А когда не будем этого делать, – то явимся рабами, как Господу, непокорными и непотребными, а как благодетелю – неблагодарными. И таким образом, за то и другое – за непослушание и неблагодарность, как презревшие такую благодать, явимся повинными опять не только той же казни, от которой Он избавил нас, но еще и большей.

Итак, всякий испытай и рассмотри себя: оказываем ли Ему послушание, как Господу, благодарность и любовь, как Благодетелю? А когда этого не исполняешь – очувствуйся, обратись, прибегни к Нему, с умиленными слезами, и кайся Ему. Сожалей о непослушании и неблагодарности, и проси у Него прощения. Он как милостивый, долготерпеливый и человеколюбивый, опять примет тебя, обымет тебя, как оный отец блудного сына, и не помянет грехов твоих. А вперед, памятуя Его благодеяния, берегись раздражать Его, чтобы Он совсем не отринул тебя от Себя. Аминь.

В подлиннике Слово сие озаглавливается так: «О Спасительном Божием к роду человеческому смотрении, из Евангелия вкратце собранное, в пользу всякому, хотящему ведать Виновника и образ и спасения нашего».

Текст, взятый для сего Слова, яснее становится в следующей церковной песни: «Услыша Пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родится, и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой, и убояхся, слава силе Твоей, Господи» (Осмогл, глас 6).

Краткое и простое Слово сие по изложению его, в содержании своем имеет необъятно великий предмет. – В нем: а) по порядку изложено все воплощенное домостроительство спасения нашего; б) в нем старое, но полное христианское мировоззрение; в нем – самая сущность православно-христианского вероучения и нравоучения о нашем спасении. Одним словом, по-ученому, это подробный конспект – для разумения и осуществления христианства в самой жизни нашей.

По такой великой важности, слово сие необходимо иметь под руками всякому Христианину, желающему себе спасения. Это путеводная нить, чтобы не заблудиться в лабиринте, или – на распутиях мира сего.

Желая избавить всех моих ближних от такого погибельного заблуждения, предлагаю им в руководство сие слово Святителя Тихона.


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle