№ 321. Письмо патриарха Сербского Викентия патриарху Алексию в связи с решением правительств США и Великобритании о передаче Италии Свободной территории Триест1272
г. Белград
21 октября 1953 г.
Ваше Святейшество,
Дорогой во Христе Брат!
Нынешнее одностороннее решение США и Великобритании от 8 октября с.г. в отношении Триеста, поставившее под угрозу всеобщий мир, взволновало весь свет1273.
Наши народы на протяжении всей их истории всегда боролись за свободу и независимость свой земли. И в минувшую войну, верные своим вековым традициям, они, находясь в рядах союзников, понесли неисчислимые жертвы в борьбе против итальянских и немецких захватчиков. Понесла неисчислимые жертвы и Сербская православная церковь. В силу этого нас больно поразило несправедливое решение союзника, который наградил вчерашнего общего врага частью нашей территории.
Возвышая свой голос против этой неправды и выражая чувства духовенства и наших верующих, Сербская православная церковь апеллирует ко всем христианским церквам, ко всем государственным деятелям мира и ко всем людям доброй воли всего человечества и *просит Вас возбудить от себя вопрос Триеста о решении его в духе предложения маршала Тито, и этим самым оградить мир от новой катастрофы1274.
Препоручая себя святым молитвам Вашего Святейшества, остаемся с братской во Христе любовью
(Патриарх Сербский ВИКЕНТИЙ)
ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 112. Л. 4. Копия.
* * *
Примечания
На документе имеются следующие резолюция и помета: «Спросить Буевского. каково мнение Патриархии. Карпов»; «Мнение МИД – оставить письмо без ответа».
Речь идет о наследии Второй мировой войны – спорном вопросе о Триесте. После освобождения города весной 1945 г. он вошел в так называемую зону «А», оккупированную войсками США и Великобритании, в то время как прилегающие к городу территории (зона «Б») контролировались вооруженными силами Югославии. По решению Парижской мирной конференции 1946 г. Триест и прилегающая к нему территория составили Свободную Территорию Триест (СТТ), контроль над которой должна была осуществлять ООН. Мирный договор с Италией 1947 г. предполагал демилитаризацию и нейтралитет СТТ, ее населению гарантировались демократические права и свободы. Однако противодействие Запада блокировало осуществление этих решений. 22 сентября 1952 г. во время встречи И.Б. Тито с министром иностранных дел Великобритании А. Иденом был намечен оптимальный вариант раздела СТТ между Италией и Югославией по так называемой линии Моргана (демаркационная линия, установленная после освобождения Триеста в мае 1945 г. британскими и югославскими войсками). В публикуемом документе идет речь о событиях 8 октября 1953 г., когда правительства США и Великобритании через своих послов напомнили Тито о встрече с Иденом и заявили о своем намерении окончательно завершить спор вокруг Триеста и передать зону «А» под административное управление Италии. Тито ответил твердым отказом, заявив, что такой вариант Югославии не подходит, ибо ставит Италию в особое положение, и в дальнейшем Рим сможет претендовать на другие югославские территории (Аникеев A.C. Как Тито от Сталина ушел: Югославия, СССР и США в начальный период холодной войны. 1945–1957). М., 2002. С. 238–239). Предложенный США и Великобританией вариант был фактически реализован в 1954 г. подписанием в Лондоне Меморандума о согласии, по которому зона «А» отошла к Италии, а несколько расширенная зона «Б» – к Югославии. Триест получил статус свободного порта. Окончательно вопрос о СТТ решен подписанием 10 ноября 1975 г. между Италией и Югославией Озимских соглашений о государственной границе между двумя странами, создании свободной зоны (около 20 кв. км) на территориях обеих стран в целях промышленного развития Триеста и прилегающих к нему районов и пр.
Текст, отмеченный *–*, подчеркнут и отчеркнут по левому полю двумя вертикальными линиями.
