Источник

№ 320. Письмо Г.Г. Карпова В.М. Молотову о попытках вмешательства Государственного управления по делам церквей Чехословакии во внутреннюю жизнь православной церкви, кадровой ситуации в православной церкви и предложениях Совета по делам РПЦ по ее урегулированию

г. Москва

26 сентября 1953 г.

СЕКРЕТНО

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

товарищу МОЛОТОВУ В.М.

Глава Чехословацкой православной церкви митрополит Пражский и всея Чехословакии Елевферий в доверительном письме, направленном с оказией митрополиту Николаю, сообщает о вмешательстве во внутренние дела церкви со стороны Государственного управления по церковным делам1269, что вызывает недовольство среди духовенства и верующих.

В письме митрополит Елевферий пишет:

1. «В прошлом году осенью последовало распоряжение Государственного управления по церковным делам – сделать изменение в чине браковенчания: не называть брачующихся “жених” и “невеста”, не спрашивать их о добровольном согласии, не говорить “обручается...”, “сочетается в бракообщении” и т.п. Все это на том основании, что церковное браковенчание должно иметь место после совершения гражданского брака, который только и считается действительным».

2. «В церковном журнале предложено помещать наравне с религиозно-нравственными статьями статьи политического характера (о переустройстве сельского хозяйства, о новых законах, о юбилеях гражданских и политических деятелей, важных политических событиях, гражданских праздниках и т.п.). В проповедях советуется чаше касаться современной общественной жизни. В результате “Голос Православия” теряет характер церковного журнала, и часто подписчики возвращают его обратно, пишут нам протесты, говоря, что “это они читают в газетах”...»

1. «Последовало распоряжение Государственного управления по церковным делам о том, чтобы в рабочие дни богослужения во всех храмах (всех вероисповеданий) кончались не позже 7 ч. 30 м. утра, хотя бы на этот день приходился и великий церковный праздник, хотя бы была и архиерейская служба. Это с той целью, чтобы не отвлекать рабочих и служащих от их работы. Результат: посещение наших храмов – и так небольшое – сократилось на 50%; большое недовольство в среде верующих. Неофициально мне сделано предложение – сделать распоряжение о служении Св. литургии вечером, как у католиков, – но я отказался».

2. Архипастырские послания, – например, к Рождеству и Пасхе, – все предложено представлять в Государственное управление по церковным делам на цензуру, причем делаются сокращения, изменения даже в частях богословского характера, как например, это было в пасхальном послании текущего года, где предложено выпустить место о крестных страданиях Господа и о сошествии Его во ад, так как “это наводит на мрачные мысли”».

По мнению Совета, такие рекомендации являются неправильными к вряд ли могут быть полезными, однако предпринимать что-либо для их отмены через чехословацких друзей было бы нецелесообразно, так как это может испортить взаимоотношения Елевферия с Государственным управлением по церковным делам.

Помимо этого, митрополит Елевферий при встрече в августе месяце с.г. с зам. председателя Совета т. Белышевым в Праге рассказал о положении Чехословацкой православной церкви и о недостатке епископских кадров. В настоящее время имеется всего три епископа, причем два из них присланы из Советского Союза (сам Елевферий, сейчас принявший чехословацкое гражданство, и епископ Алексий Дехтерев, гр-н СССР) и один чех. Второй епископ чех – Честмир Крачмар – ушел на покой. По словам Елевферия, Крачмар вынужден был оставить церковную деятельность, потому что его сын – коммунист, учится на политических курсах, и его дальнейшую учебу связывали с наличием у него отца-епископа.

Рассказывая о положении Чехословацкой православной церкви, Елевферий убедительно просил отозвать его в Советский Союз, тем более, что он в Чехословакии находится уже в течение 7 лет, с 1946 года, – в качестве экзарха Московского патриарха, а затем с 1951 года по просьбе Чехословацкого правительства в качестве главы Чехословацкой православной церкви, когда им и было принято чехословацкое гражданство.

Наличие экзархата Московской патриархии в Чехословакии с 1946 по 1951 гг. вызывалось необходимостью ликвидации униатской церкви, главным образом в Словакии, которая находилась под влиянием Ватикана, для чего главным образом и был направлен из СССР митрополит Елевферий. Эта работа экзархатом успешно осуществлена в 1950 году путем воссоединения униатов с православной церковью, когда уния была ликвидирована и в православие перешло 230 приходов.

В настоящее время Чехословацкая православная церковь организационно оформилась в самостоятельную автокефальную церковь, и основная задача ее главы – удерживать церковь на лояльных позициях по отношению к новому государственному строю Чехословакии. Эту задачу, по мнению Совета, успешнее мог бы выполнить глава церкви – епископ-чех, и в частности Честмир Крачмар, который зарекомендовал себя вполне лояльным человеком и которого следует вернуть для работы в церкви, с тем чтобы в дальнейшем поставить его во главе Чехословацкой православной церкви, имея в виду, что митрополита Елевферия целесообразно, например, в 1954 году отозвать в СССР для работы в Русской православной церкви, где он более необходим для командировок за границу1270.

Сообщая о вышеизложенном, Совет полагал бы необходимым информировать чехословацких друзей о целесообразности вернуть к церковной деятельности епископа Честмира Крачмара1271.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА

(КАРПОВ)

ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 1101. Л. 146–148. Заверенная копия.

* * *

Примечания

1269

Так в тексте. Здесь и далее правильно: Государственное управление по делам церквей.

1270

Митрополит Елевферий вернулся в СССР в 1955 г.

1271

Полученная информация через IV ЕО МИД СССР была 7 октября 1953 г. направлена послу в Праге А.Е. Богомолову с просьбой сообщить мнение посольства «по существу информации митрополита Елевферия, а также предложений тов. Карпова Г.Г.» (АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 35. П. 229. Д. 35. Л. 21–23). 18 ноября 1953 г. руководство IV ЕО вновь обратилось к послу А.Е. Богомолову с просьбой «ускорить ответ на наше письмо... от 7 октября, в котором затронуты некоторые вопросы, связанные с деятельностью Чехословацкой православной церкви» (Там же. Л. 24). Ответ в Москву за подписью нового посла в Праге Н.П. Фирюбина поступил только 22 декабря 1953 г. См. док. № 323.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle