№ 304. Докладная записка Г.Г. Карпова Г.М. Маленкову, В.М. Молотову и Н.С. Хрущеву о церковных торжествах в Болгарии в связи с выборами патриарха
г. Москва
1 июня 1953 г.
СЕКРЕТНО
товарищу МАЛЕНКОВУ Г.М.
товарищу МОЛОТОВУ В.М.
товарищу ХРУЩЕВУ Н.С.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАПИСКА о выборах патриарха Болгарской православной церкви
Совет докладывает, что с 8 по 18 мая с.г. в г. Софии состоялись церковные торжества, посвященные восстановлению патриаршества в Болгарской православной церкви и выборам патриарха.
Патриаршество в Болгарской православной церкви существовало с X по конец XIV века и было утрачено вследствие захвата болгарского государства турками.
Болгарская церковь, сохранявшая автокефалию, в 1870 году на почве церковно-национальной розни отказалась подчиняться Вселенскому патриарху и в связи с этим с 1872 года была под схизмой (запрещение Константинопольского патриарха), которая снята в 1945 году при содействии патриарха Алексия.
Затянувшаяся подготовка восстановления патриаршества в течение последних лет проходила в условиях острой борьбы внутри Синода Болгарской церкви.
Практическому осуществлению введения патриаршества содействовали: новый Устав Болгарской церкви, утвержденный в 1950 году правительством Болгарии, предусматривающий восстановление патриаршества; передача Дирекции по делам вероисповеданий из подчинения Министерства иностранных дел под непосредственное руководство Совета министров Болгарии, прием в декабре м-це 1952 года тов. Червенковым митрополита Кирилла и приезд в Москву в январе 1953 года нового директора по делам вероисповеданий т. Кючукова для ознакомления с работой Совета по делам Русской православной церкви1208.
На церковные торжества в Болгарию с разрешения инстанций Московской патриархией была направлена делегация в составе – митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, архиепископа Минского и Белорусского Питирима, и преподавателя Ленинградской духовной семинарии священника Чуб. С ними одновременно от Грузинской православной церкви выезжал епископ Батумский Гавриил.
На торжествах также были делегации от Антиохийской, Румынской, Чехословацкой, Польской и Албанской православных церквей, причем четыре последних церкви были представлены главами этих церквей.
Делегации присутствовали на выборах и интронизации избранного патриарха Болгарской церкви митрополита Кирилла, приветствовали и поднесли подарки от имени патриарха Алексия и митрополита Николая, знакомились с достопримечательностями г. Софии и церковной жизнью некоторых храмов и монастырей Болгарии.
Совету известно, что за время пребывания в Болгарии русская и грузинская делегации были в центре внимания как Кирилла и членов Синода, так и правительства и занимали всюду особо почетное положение1209.
На заседании Церковного собора 10 мая 1953 года, состоявшего из выбранных на местах представителей духовенства и мирян, был избран патриархом митрополит Кирилл. За Кирилла тайным голосованием было подано 104 из 107 голосов участников Собора. В тот же день состоялась интронизация (церковное посвящение патриарха).
Выборам патриарха Болгарской церкви со стороны болгарского правительства уделялось большое внимание.
Вечером 10 мая правительством был устроен прием, на котором присутствовали: заместители председателя Совета министров – К. Луканов, Г. Трайков, И. Михайлов, председатель Президиума Народного собрания Г. Дамянов, министры – иностранных дел М. Нейчев, здравоохранения и социального обеспечения П. Коларов, электростанций – К. Георгиев, секретарь Постоянного бюро Национального совета Отечественного фронта Ф. Козовский, посол СССР и послы и посланники стран народной демократии, иностранные делегации, патриарх Кирилл и члены Синода.
Приветственная речь К. Луканова была посвящена главным образом вопросу борьбы за мир. На приеме главы делегаций выступали с речами.
Почти единогласное избрание Кирилла патриархом является следствием признания им народно-демократического режима в Болгарии и, по-видимому, искреннего стремления работать в контакте с правительством, которое оказывает ему доверие и признало его кандидатуру в патриархи приемлемой. Кроме того, имело значение то, что Кирилл имеет авторитет среди духовенства и верующих.
Однако небольшая группа реакционных митрополитов во главе с Паисием продолжает быть в оппозиции к Кириллу и пытается продолжать борьбу против него. Для этого ими используется Устав Болгарской церкви, в котором под видом сохранения «демократии» в управлении церковью власть патриарха ограничена. Сказалось это и в попытках принижения патриарха, выразившихся в том, что в Синоде долго спорили – следует ли разрешить патриарху ношение белого клобука, именовать ли его «святейшим» или «блаженнейшим», кому первому возглашать многолетие – патриарху или Синоду, и т.д.
Присутствие делегации Московской патриархии помогло разрешению этих вопросов в пользу Кирилла.
Наблюдая отношение к Кириллу оппозиции, митрополит Григорий (глава делегации Русской церкви) в беседе с Кириллом интересовался, сумеет ли он справиться с оппозицией. Выразив в этом уверенность, Кирилл тем не менее высказал желание побывать в СССР в текущем году вместе с митрополитом Паисием, чтобы успешнее склонить его на свою сторону. Кирилл в беседах с членами делегации неоднократно заявлял о своем твердом курсе на Русскую церковь.
В связи с избранием патриарха Болгарской церкви получены приветствия от патриархов древнейших церквей – Иерусалимской и Александрийской и от глав Греческой и Кипрской церквей. (Остальные православные церкви были представлены делегациями.) Избрание патриарха приветствовал даже глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский.
Американский ставленник – Вселенский Константинопольский патриарх Афинагор прислал протест против установления патриаршества в Болгарской церкви и склонял к этому другие церкви. Для этой цели им были направлены представители на Ближний Восток, к Антиохийскому, Александрийскому и Иерусалимскому патриархам, но это успеха не имело, так как Антиохийский патриарх послал своего представителя, а два других патриарха послали приветствия.
Протест Афинагора получен и Московским патриархом Алексием, который намерен отклонить его как несостоятельный.
По сообщению посла СССР в Болгарии тов. Бодрова, делегации Русской и Грузинской церквей во время пребывания в Болгарии вели себя с достоинством.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА (КАРПОВ)
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 1012. Л. 131–134. Заверенная копия.
* * *
Примечания
См. док. № 295.
«Нас буквально замучили избытком гостеприимства», – подчеркнул в беседе в Совете по делам РПЦ член делегации священник М.А. Чуб (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1101. Л. 90).
